Простейшие приемы варьирования - В. Мотов

ПОСОБИЯ

Учебные пособия в pdf

 

 

Скачать пособие

Простейшие приемы варьирования на баяне или аккордеоне
В.Н. Мотов
"Музыка", 1989г.
(pdf, 3.41 Mb)

содержание:

 

Одной из важнейших задач современной музыкальной педагогики является всемерное развитие инициативы и творческой самостоятельности учащихся. Высшая форма их проявления — сочинение музыки. Наиболее доступным способом приобщения учащихся к творчеству может стать сочинение вариаций.

Вариационный принцип развития глубоко коренится в народной музыке. Приемами варьирования пользовались и крупнейшие композиторы-классики, особенно когда они обращались к народной теме в своем творчестве. И в наши дни метод вариационного развития, совершенствуясь и обогащаясь все новыми приемами, является одним из важнейших в композиторской практике.
Данная работа представляет собой практическое руководство по сочинению простейших вариаций на народные темы. Она рассчитана на учащихся классов баяна и аккордеона культурно-просветительных училищ, музыкальных школ, студий и кружков художественной самодеятельности.
В работе рассматриваются лишь наиболее простые приемы варьирования. Но и они дают возможность при необходимости разнообразить и украсить исполнение мелодии народной песни или танца.
Основная цель работы заключается в побуждении учащихся к творчеству, которое, в свою очередь, направлено на развитие музыкального мышления и формирование художественного вкуса. Сам процесс работы над овладением приемами варьирования немыслим без творческого воображения и фантазии. Опыт показывает, что, овладев простейшими приемами варьирования, учащийся не останавливается на достигнутом, а стремится к поискам новых приемов. Подобного рода деятельность оказывает баянистам, аккордеонистам существенную помощь в работе с коллективами художественной самодеятельности — в процессе аккомпанирования солистам, хорам, танцорам.

Необходимо вместе с тем отметить, что овладение даже элементарными приемами варьирования потребуют от учащегося (независимо от того, занимается он самостоятельно или под руководством педагога) большого объема работы. Даже выдающиеся композиторы достигали мастерства не сразу. Именно по этому поводу Б. В. Асафьев в свое время замечал: «Все великолепное мастерство Глинки в области вариаций, в их разнообразнейшем претворении, было бы немыслимо без долгой подготовительной работы над материалом в данном направлении, проделанной уже несколькими поколениями русских музыкантов».
Для упрощения и наглядности музыкальные примеры, иллюстрирующие способы варьирования, часто повторяются и излагаются в одной тональности— в до мажоре, а фигурационные приемы даются в пределах диатоники и затрагивают лишь мелодию. По этой же причине гармонизация мелодий предельно проста и ограничена основными ступенями лада — Т, 5, Э. В работе умышленно отсутствует сложная теоретическая терминология. Все это, по мнению автора, будет способствовать доступности и прочности усвоения излагаемых приемов варьирования, содействовать развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся. Овладев предлагаемыми приемами вариационного развития мелодии в до мажоре, учащийся при желании без особого труда сможет использовать их в других ладах и тональностях.
Наибольший результат в формировании у учащихся навыков варьирования достигается в процессе систематических занятий, проводимых под руководством педагога. Непосредственно в классе варьирование занимает лишь несколько минут. Основная же работа проводится учащимися дома. И тем не менее, руководящая роль педагога достаточно велика—заключается она в определении качества выполняемого учащимся домашнего задания, в разборе ошибок и объяснении нового материала.
Одним из важнейших условий в работе с учащимися является то, что задание должно быть целенаправленным и небольшим по объему.

Чтобы избежать лишней переписки нот, домашнее задание лучше сразу записывать на трсх-четы-рех нотных строках: первая отводится для записи темы, нижняя — аккомпанемента, средняя (средние) — для вариаций. Дома учащийся прежде всего проигрывает мелодию вместе с аккомпанементом, вслушивается в звучание, продумывает приемы варьирования, а затем записывает их.
Каждый новый прием варьирования закрепляется учащимся в процессе игры упражнений довольно длительное время, до выработки устойчивых навыков.

Начинать занятия лучше всего с учащимися второго-третьего года обучения, имеющими первоначальные игровые навыки и элементарные музыкально-теоретические знания, и проводить их на протяжении всех последующих лет обучения.
Время, затраченное на привитие навыков варьирования, с лихвой окупается повышением интереса учащегося к музыкальным занятиям, причем не только по специальности, но и по всем музыкальным дисциплинам в целом.

Пособие состоит из трех основных частей.
В первой части рассматриваются приемы использования вспомогательных, проходящих, терцовых нот, а также некоторые, другие приемы варьирования мелодии; во второй—приемы обогащения фактуры интервалами, аккордами, арпеджио, изложение темы на левой клавиатуре. Третья часть знакомит с возможностями изменения колорита звучания путем смены лада и транспонирования в более удобные для исполнения на баяне тональности. Здесь же даются некоторые практические рекомендации.
Музыкальные примеры «Приложения» рассчитаны на практическое закрепление пройденных способов варьирования. Естественно, что вариации народных мелодий, помещенные в приложении, являются одним из возможных вариантов.
Данная работа представляет собой попытку предложить вниманию педагогов и учащихся наиболее простой и действенный способ сочинения музыки, имея в виду, что-оно является проблемой многогранной и сложной, особенно для учащихся, не обладающих подготовкой в этой области. По нашему мнению, до сих пор не потеряли актуальности слова Ж.-Ж. Руссо, сказанные им более двухсот лет назад: «Для правильного постижения музыки недостаточно только исполнять ее, а нужно также уметь ее сочинять; и если не обучаться одновременно тому и другому, то не суметь ее хорошо понять».


Скачать пособие Скачать пособие