Инструментальный состав и репертуар

В.Чунин - Современный русский народный оркестр

 

Подбор состава и репертуара для оркестра РНИ

 

 

Состав

 

В инструментальном составе современного оркестра русских народных инструментов отражена вся его история. В нем звучат все те же старинные инструменты — домры, балалайки, гусли, гармоники, жалейки, бубенцы, бубны, трещотки, бытовавшие в народе в далеком прошлом. Но эти же инструменты говорят теперь уже и современным языком, идут в ногу с жизнью.
Состав современного оркестра складывался не сразу. Однако уже первоначальное объединение усовершенствованных домр, балалаек, гуслей и ударных в великорусском оркестре Андреева явилось той основой, которая сохранилась и сейчас. Со временем к установившемуся струнному составу добавились и другие по тембру инструменты — гармоники и духовые. В процессе обновления состава сразу же наметились две тенденции, одна — введение старинных инструментов, другая — использование уже усовершенствованных, реконструированных ранее инструментов симфонического оркестра. Первая тенденция привела к образованию оркестра фольклорного типа, вторая же повлекла за собой создание оркестра иного типа — академического. На сегодняшний день утвердилось несколько типовых составов оркестра.

1. Традиционный академический состав — последователь великорусского оркестра. Его универсальный репертуар включает в себя обработки народных песен, эстрадную и классическую музыку, аккомпанементы солистам-инструменталистам и вокалистам. В него входят домры, балалайки, баяны или оркестровые гармоники, деревянные духовые — флейта и гобой, гусли и ударные инструменты—жалейка, владимирские рожки, кугиклы, бубенцы, трещотки и другие.

2. Фольклорный состав, объединяющий, как правило, редкие и традиционные народные инструменты. В репертуаре таких оркестров в основном старинная народная музыка, обработки песенных и танцевальных мелодий, сочинения в народном стиле с использованием самобытных тембровых красок, характерных приемов игры. В состав такого оркестра входят разновидности деревянных духовых инструментов, домры, балалайки, гусли, гармоники всех видов (саратовские, ливенки), иногда и смычковые — гудок, скрипка, а также волынка.

3. Специальный состав прикладного значения (для аккомпанемента хоровому или танцевальному коллективу). Здесь используются наряду с инструментами традиционного академического состава— струнными, баянами, духовыми и ударными — еще и медные духовые (труба, тромбон, валторна), а иногда и фортепиано. Нередко в такой состав входят кларнет и фагот. В репертуаре подобных коллективов — массовые песни, народные танцы, отдельные оркестровые номера.

4. Малый состав оркестра (до 15 человек) для сопровождения хорового или танцевального коллектива, солистов-вокалистов, работающих в больших концертных залах и на открытых площадках с усиливающей радиоаппаратурой. В него входят основные инструменты академического состава, но партии струнных инструментов исполняются не группой музыкантов, а отдельными солистами. Здесь используются и эпизодические инструменты, игру на которых совмещают те же исполнители.

5. Уникальные составы, куда вводятся электромузыкальные инструменты — электродомра, электробалалайка и другие.
Ниже приводятся инструментальные составы некоторых ведущих профессиональных коллективов.

Государственный академический русский народный оркестр имени Н. Осипова:
флейта, флейта пикколо, два гобоя, свирель, жалейка, брелка, владимирские рожки (сопрано I, II, альт, тенор); баяны I, II; оркестровые гармоники (сопрано I, II, баритон, бас); литавры, треугольник, кастаньеты, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, ложки, трещотки, колокольчики, ксилофон; гусли щипковые, гусли клавишные, гусли звончатые; группа трехструнных домр (пикколо, малые, меццо-сопрановые, альтовые, басовые); группа балалаек (примы, секунды, альты, басы, контрабасы).
Академический оркестр русских народных инструментов Центрального телевидения и Всесоюзного радио:
группа трехструнных домр (пикколо, малые, альтовые, басовые); флейта, флейта, пикколо, гобой; оркестровые гармоники (сопрано I, II, альт, баритон, контрабас); литавры, треугольник, кастаньеты, бубен, малый барабан, большой барабан, колокольчики, ксилофон; гусли щипковые, гусли клавишные; гитара; группа балалаек (примы, секунды, альты, басы, контрабасы).

Оркестр Государственного академического хора имени Пятницкого:
свирель, брелка, жалейка; рожки (сопрано I, II, альт, тенор); баяны (I, II, многотембровый); гармоники (саратовская, ливенская, двухрядка и другие); группа трехструнных домр (малые, альтовые, басовые); литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, ложки, трещотки, коробочка, кокошник, бубенцы, колокольчики, ксилофон; гусли звончатые, гусли клавишные; группа балалаек (примы, секунды, альты, басы, контрабасы).

В последние годы получили распространение малые составы оркестров, по существу — ансамбли солистов. Это вызвано появившейся возможностью радиофицирования концертных залов, что внесло существенную коррективу в бытовавшие традиции, когда большой состав считался как бы непременным условием деятельности коллектива, демонстрацией его жизнеспособности. Особенно это относилось к любительским оркестрам, где состав сводных коллективов для открытых выступлений включал сотни исполнителей. Сейчас показателем становится уже не количественная, а качественная сторона исполнения. И уменьшение состава вызвано не только наличием в залах радиоаппаратуры, но и повышенным уровнем требований к исполнительскому мастерству. На сегодняшний день малый состав оркестра — вполне целесообразная, художественно оправданная форма существования исполнительского коллектива. Такие оркестры имеются при народных хоровых и танцевальных коллективах, они аккомпанируют известным исполнителям народных песен, выступают с самостоятельной концертной программой. Большие составы имеют лишь показательные государственные коллективы, такие, как Государственный академический русский народный оркестр имени Н. Осипова, Академический оркестр русских народных инструментов Центрального телевидения и Всесоюзного радио, Русский народный оркестр имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио, Русский народный оркестр Новосибирского радио.

 

Репертуар

 

В процессе становления жанра народно-инструментальной музыки с достаточной определенностью вырисовываются различия в репертуарной "направленности коллективов. Это — фольклорное, эстрадное и академическое направления. Каждое из них получило признание, накопило значительный репертуар, имеет своих исполнителей и своих слушателей.
Исполнение оркестровых обработок народных мелодий и аккомпанемент вокалистам всегда привлекают как музыкантов, так и публику. Репертуар такого рода составляет основу деятельности любого оркестра фольклорного направления. Это — произведения Фомина, Нимана, Крюковского, Будашкина, Куликова, современные русские народные песни в авторском переложении Шишакова, Кравченко, Кусе и других композиторов. На основе материала народных песен написаны и многие оригинальные сочинения для оркестра.
Эстрадное направление в музыке для русских народных инструментов берет свои истоки от традиций оркестра Андреева, игравшего вальсы, мазурки, польки и другие популярные в то время произведения. Исполнение популярной музыки всегда было признаком уважительного отношения к -публике, некоей данью ее доброжелательности и привязанности. На таких произведениях дирижеры демонстрировали филигранное мастерство оркестра, тонко ощущая чувство меры. Эстрадное направление — это также исполнение массовых песен и пьес из репертуара эстрадных и эстрадно-симфонических оркестров. Характерной чертой такой музыки является обостренная ритмизация оркестровой фактуры.

Развитие академического направления в репертуаре для оркестра связано прежде всего с ростом профессионального мастерства его исполнителей. Возможность выражения средствами и красками народного оркестра привлекает сейчас многих композиторов, в том числе и выдающихся деятелей музыкальной культуры. Еще много лет назад к его неповторимым тембрам обращались Римский-Корсаков и Глазунов, а несколько позже — Глиэр и Василенко. Современный оркестр по своим возможностям еще более интересен, ему доступны любые технические трудности, колористические эффекты.
К настоящему времени произведения академического направления составляют значительную часть репертуара многих оркестров. Это произведения крупной формы (инструментальные концерты, симфонии, оратории), небольшие пьесы, помогающие раскрыть специфические возможности оркестра, переложения произведений классического наследия.

В.Чунин - Современный русский народный оркестр