Подбор состава и репертуара для оркестра РНИ
В инструментальном составе современного оркестра русских народных инструментов отражена вся его история. В нем звучат все те же старинные инструменты — домры, балалайки, гусли, гармоники, жалейки, бубенцы, бубны, трещотки, бытовавшие в народе в далеком прошлом. Но эти же инструменты говорят теперь уже и современным языком, идут в ногу с жизнью.
Состав современного оркестра складывался не сразу. Однако уже первоначальное объединение усовершенствованных домр, балалаек, гуслей и ударных в великорусском оркестре Андреева явилось той основой, которая сохранилась и сейчас. Со временем к установившемуся струнному составу добавились и другие по тембру инструменты — гармоники и духовые. В процессе обновления состава сразу же наметились две тенденции, одна — введение старинных инструментов, другая — использование уже усовершенствованных, реконструированных ранее инструментов симфонического оркестра. Первая тенденция привела к образованию оркестра фольклорного типа, вторая же повлекла за собой создание оркестра иного типа — академического. На сегодняшний день утвердилось несколько типовых составов оркестра.
1. Традиционный академический состав — последователь великорусского оркестра. Его универсальный репертуар включает в себя обработки народных песен, эстрадную и классическую музыку, аккомпанементы солистам-инструменталистам и вокалистам. В него входят домры, балалайки, баяны или оркестровые гармоники, деревянные духовые — флейта и гобой, гусли и ударные инструменты—жалейка, владимирские рожки, кугиклы, бубенцы, трещотки и другие.
2. Фольклорный состав, объединяющий, как правило, редкие и традиционные народные инструменты. В репертуаре таких оркестров в основном старинная народная музыка, обработки песенных и танцевальных мелодий, сочинения в народном стиле с использованием самобытных тембровых красок, характерных приемов игры. В состав такого оркестра входят разновидности деревянных духовых инструментов, домры, балалайки, гусли, гармоники всех видов (саратовские, ливенки), иногда и смычковые — гудок, скрипка, а также волынка.
3. Специальный состав прикладного значения (для аккомпанемента хоровому или танцевальному коллективу). Здесь используются наряду с инструментами традиционного академического состава— струнными, баянами, духовыми и ударными — еще и медные духовые (труба, тромбон, валторна), а иногда и фортепиано. Нередко в такой состав входят кларнет и фагот. В репертуаре подобных коллективов — массовые песни, народные танцы, отдельные оркестровые номера.
4. Малый состав оркестра (до 15 человек) для сопровождения хорового или танцевального коллектива, солистов-вокалистов, работающих в больших концертных залах и на открытых площадках с усиливающей радиоаппаратурой. В него входят основные инструменты академического состава, но партии струнных инструментов исполняются не группой музыкантов, а отдельными солистами. Здесь используются и эпизодические инструменты, игру на которых совмещают те же исполнители.
5. Уникальные составы, куда вводятся электромузыкальные инструменты — электродомра, электробалалайка и другие.
Ниже приводятся инструментальные составы некоторых ведущих профессиональных коллективов.
Государственный академический русский народный оркестр имени Н. Осипова:
флейта, флейта пикколо, два гобоя, свирель, жалейка, брелка, владимирские рожки (сопрано I, II, альт, тенор); баяны I, II; оркестровые гармоники (сопрано I, II, баритон, бас); литавры, треугольник, кастаньеты, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, ложки, трещотки, колокольчики, ксилофон; гусли щипковые, гусли клавишные, гусли звончатые; группа трехструнных домр (пикколо, малые, меццо-сопрановые, альтовые, басовые); группа балалаек (примы, секунды, альты, басы, контрабасы).
Академический оркестр русских народных инструментов Центрального телевидения и Всесоюзного радио:
группа трехструнных домр (пикколо, малые, альтовые, басовые); флейта, флейта, пикколо, гобой; оркестровые гармоники (сопрано I, II, альт, баритон, контрабас); литавры, треугольник, кастаньеты, бубен, малый барабан, большой барабан, колокольчики, ксилофон; гусли щипковые, гусли клавишные; гитара; группа балалаек (примы, секунды, альты, басы, контрабасы).
Оркестр Государственного академического хора имени Пятницкого:
свирель, брелка, жалейка; рожки (сопрано I, II, альт, тенор); баяны (I, II, многотембровый); гармоники (саратовская, ливенская, двухрядка и другие); группа трехструнных домр (малые, альтовые, басовые); литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, ложки, трещотки, коробочка, кокошник, бубенцы, колокольчики, ксилофон; гусли звончатые, гусли клавишные; группа балалаек (примы, секунды, альты, басы, контрабасы).
В последние годы получили распространение малые составы оркестров, по существу — ансамбли солистов. Это вызвано появившейся возможностью радиофицирования концертных залов, что внесло существенную коррективу в бытовавшие традиции, когда большой состав считался как бы непременным условием деятельности коллектива, демонстрацией его жизнеспособности. Особенно это относилось к любительским оркестрам, где состав сводных коллективов для открытых выступлений включал сотни исполнителей. Сейчас показателем становится уже не количественная, а качественная сторона исполнения. И уменьшение состава вызвано не только наличием в залах радиоаппаратуры, но и повышенным уровнем требований к исполнительскому мастерству. На сегодняшний день малый состав оркестра — вполне целесообразная, художественно оправданная форма существования исполнительского коллектива. Такие оркестры имеются при народных хоровых и танцевальных коллективах, они аккомпанируют известным исполнителям народных песен, выступают с самостоятельной концертной программой. Большие составы имеют лишь показательные государственные коллективы, такие, как Государственный академический русский народный оркестр имени Н. Осипова, Академический оркестр русских народных инструментов Центрального телевидения и Всесоюзного радио, Русский народный оркестр имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио, Русский народный оркестр Новосибирского радио.
В процессе становления жанра народно-инструментальной музыки с достаточной определенностью вырисовываются различия в репертуарной "направленности коллективов. Это — фольклорное, эстрадное и академическое направления. Каждое из них получило признание, накопило значительный репертуар, имеет своих исполнителей и своих слушателей.
Исполнение оркестровых обработок народных мелодий и аккомпанемент вокалистам всегда привлекают как музыкантов, так и публику. Репертуар такого рода составляет основу деятельности любого оркестра фольклорного направления. Это — произведения Фомина, Нимана, Крюковского, Будашкина, Куликова, современные русские народные песни в авторском переложении Шишакова, Кравченко, Кусе и других композиторов. На основе материала народных песен написаны и многие оригинальные сочинения для оркестра.
Эстрадное направление в музыке для русских народных инструментов берет свои истоки от традиций оркестра Андреева, игравшего вальсы, мазурки, польки и другие популярные в то время произведения. Исполнение популярной музыки всегда было признаком уважительного отношения к -публике, некоей данью ее доброжелательности и привязанности. На таких произведениях дирижеры демонстрировали филигранное мастерство оркестра, тонко ощущая чувство меры. Эстрадное направление — это также исполнение массовых песен и пьес из репертуара эстрадных и эстрадно-симфонических оркестров. Характерной чертой такой музыки является обостренная ритмизация оркестровой фактуры.
Развитие академического направления в репертуаре для оркестра связано прежде всего с ростом профессионального мастерства его исполнителей. Возможность выражения средствами и красками народного оркестра привлекает сейчас многих композиторов, в том числе и выдающихся деятелей музыкальной культуры. Еще много лет назад к его неповторимым тембрам обращались Римский-Корсаков и Глазунов, а несколько позже — Глиэр и Василенко. Современный оркестр по своим возможностям еще более интересен, ему доступны любые технические трудности, колористические эффекты.
К настоящему времени произведения академического направления составляют значительную часть репертуара многих оркестров. Это произведения крупной формы (инструментальные концерты, симфонии, оратории), небольшие пьесы, помогающие раскрыть специфические возможности оркестра, переложения произведений классического наследия.