В.Демченко - Технические упражнения для баяна

Баянистам детских музыкальных школ и училищ

 

 

Оглавление

 

Введение

РАЗДЕЛ I
Штрихи
Динамика

РАЗДЕЛ II
Гаммы
Гаммы в ритмическом сопоставлении
Арпеджио
Гаммы диезные.
Гаммы бемольные

РАЗДЕЛ III

Секвенции
Полиритмия.
Ломаные арпеджио
Трезвучия

РАЗДЕЛ IV
Гаммы двойными нотами
Гамма терциями
Гамма секстами.
Гамма октавами
Гамма в терцию с удвоением терцового тона внизу.
Гамма в терцию с удвоением основного тона вверху.
Арпеджио и трезвучия.

РАЗДЕЛ V

Гаммы трезвучиями и их арпеджио
Септаккорды
Доминантсептаккорд
Малый вводный септаккорд.
Малый минорный септаккорд.
Уменьшенный септаккорд


РАЗДЕЛ VI
Хроматическая гамма
Гамма септаккордами
Диатонические секвенции в хроматическом последовании

РАЗДЕЛ VII
Гаммы, арпеджио и аккорды от одной ноты
Гаммы от одной ноты (одноименный мажор и минор).
Трезвучия с обращениями от одной ноты
Септаккорды с обращениями и их арпеджио от одной ноты
Трезвучия и септаккорды с обращениями от одной ноты

РАЗДЕЛ VIII
Гаммы, аккорды и арпеджио в широком расположении
Гамма в дециму
Гамма в терцдециму
Гамма в квинтдециму.
Гаммы составными интервалами с удвоениями
Гаммы трезвучиями в широком расположении
Трезвучия с обращениями в широком расположении.
Септаккорды с обращениями в широком расположении.

РАЗДЕЛ IX
Упражнения с выдержанными нотами

РАЗДЕЛ X
Скачки

РАЗДЕЛ XI
Мелизмы
Замена пальцев
Подмена пальцев
Репетиция.
Тремоло

 

Введение

 

 
ВВЕДЕНИЕ
 
Достижение подлинного мастерства исполнения зависит в первую очередь от общего музыкального развития учащегося, его художественного вкуса, глубокого проникновения в содержание исполняемых произведений, что достигается в результате работы над большим количеством музыкально-художественной литературы.
Но, разучивая только художественный материал и не занимаясь технической работой, ученик будет отставать в технической стороне исполнения, так как исполнительское искусство требует от музыканта наличия определенных хорошо отработанных двигательных приемов и навыков.

Поэтому советская методика преподавания игры на баяне вводит в процесс обучения упражнения и этюды как материал для развития и овладения основными двигательно-техническими приемами и навыками, подготавливая учащегося к более свободному исполнению трудных мест в художественных произведениях, способствуя более совершенному раскрытию исполнительского замысла.
Педагог должен с первых же дней обучения воспитывать у учащегося наиболее важные двигательно-технические навыки, которые выражаются в следующем:

1. Пространственная точность — способность пальцев уверенно и безошибочно соприкасаться с нужными клавишами. Для этого не следует нажимать клавишу раньше, чем в сознании не возникнет ясное представление о ее положении на клавиатуре и уверенность в том, что нужный палец возьмет нужную клавишу. При подвижной игре техника направляется уже не единичными звуковыми представлениями, а комплексными, охватывающими определенную совокупность звуков.
2. Ритмичность — способность пальцев обеспечивать своевременное возникновение и прекраще ние звучания. Для этого нужно хорошо усвоить соотношение длительностей нот, научиться считать вслух и систематически работать над ритмическими упражнениями.
3. Аппликатурная точность — умение точно выполнять утвержденную аппликатуру. В противном случае движения с трудом запоминаются и автоматизируются, выучивание произведения затягивается, а исполнению сопутствует большая скованность и неуверенность. 347

4. Красочная точность-умение извлекать звук различными штрихами и динамическими оттенками (см. раздел I).
5. Автоматизация движений — умение превращать движения (игру) из полностью контролируемых в частично или почти не контролируемые. Для этого нужна при повторении разучиваемого материала творческая активность сознания, постоянное наличие исполнительской цели. Художественные и двигательные задачи друг от друга неотделимы, так как конечной целью всякого движения является определенное звучание.
6. Управляемость техники — способность мгновенно подчинять сознанию выработанные игровые движения, быстро изменять установившийся ход игры (штрихи, динамику, темп), превращать движения, протекающие автоматично, в движения подконтрольные. Важным способом развития управляемости техники является игра с листа, транспонирование и импровизация, где пальцы
должны мгновенно повиноваться быстро возникающим музыкальным задачам.
7. Беглость — способность извлекать в быстром темпе последовательности звуков и созвучий.
8. Гармоничность движений — все движения должны быть согласованными, непринужденными, ловкими, уверенными, достаточно смелыми и оправданными, иначе не будет в достаточной м.ере реализована звуковая задача. Для этого необходимо тщательное усвоение исполнительских приемов и навыков, воспитание выносливости руки, умение вовремя устранять излишние движения и напряжения. Недостаточная ясность художественных целей (что именно нужно утвердить, какую мысль, образ) и двигательных (какие клавиши надо брать, какими пальцами, каким способом) вносит в технику учащегося дисгармонию, порождает неопределенность, неуверенность движений.

Основным условием развития перечисленных выше двигательно-технических навыков и способностей ученика является законченное выучивание большого количества постепенно усложняющихся художественных произведений, значительного числа разнообразных этюдов и систематическая работа над разносторонними и постепенно усложняющимися техническими упражнениями.
Выдающиеся музыканты реалистического  направления рассматривали упражнения как необходимое средство для развития исполнительской техники.
А. Н. Скрябин настойчиво добивался от своих учеников усвоения тех приемов и навыков, без которых они не могли бы выполнить поставленные перед ними исполнительские задачи.
«Ф. Лист считал необходимым, чтобы в процессе исполнения техническая сторона не волновала пианиста. Именно для этого он и рекомендовал предварительную тщательную работу над «фундаментальными формулами». По его глубокому убеждению, такая работа способствует автоматизации движений и разгрузке сознания в процессе исполнения от технических подробностей».
Г. Г. Нейгауз по данному вопросу говорит следующее: «Упражнения я рассматриваю как некий «полуфабрикат». К таким «полуфабрикатам» относятся, например, гаммы, арпеджио, пятиступенные последования, упражнения для развития октавной техники,. скачков, аккордов и прочее. Задачи тут могут быть бесконечными в своем разнообразии. Упражнения вообще необходимы для выработки контакта между пальцами и клавишами».

Без изучения гамм, арпеджио и аккордов во всех тональностях и без технических навыков их исполнения учащемуся чрезвычайно трудно работать над этюдами и пьесами, где эти элементы широко применяются.
Иногда, встретив в разучиваемом произведении одно или два технически трудных места, ученик вынужден долго над ними работать, в результате чего теряется поступательность разучивания произведения, утрачивается цельность, образы расплываются, теряется интерес к пьесе, возникает чувство неуверенности и неудовлетворенности. Чтобы избежать этого, следует систематически подготавливать игровой аппарат учащегося ко все новым возрастающим техническим трудностям.
Современная наука рассматривает всякое упражнение, связанное с движением тела, как результат работы центральной нервной системы, поэтому Эффективность упражнения находится в прямой связи со степенью яркости и точности представления о цели данных действий.
В связи с этим нужно считать одной из важнейших задач педагога объяснение ученику конкретных целей упражнения в наиболее ясной и убедительной форме. Целесообразно при этом сыграть несколько примеров использования технического приема в художественных произведениях. Тогда в восприятии ученика возникает конкретный, а значит, и эмоционально воздействующий и запоминающийся образ.

Такая связь упражнений с художественными звуковыми образами помогает баянисту ярко представить стоящую перед ним задачу и способствует сознательному ее решению.
В процессе работы над упражнениями происходит отбор и приспособление нужных для достижения цели движений, приобретение определенного опыта и закрепление его в памяти учащегося. Поэтому педагог должен следить за тем, чтобы ученик не превращал упражнения в механическую,-«бездумную», не контролируемую сознанием работу. Небрежная игра упражнений без должного контроля за качеством их выполнения и без определенных звуковых целей не только не помогает техническому развитию ученика, но, наоборот, дезорганизует его технику, вредно отражаясь на исполнении разученных произведений.
Поэтому вначале упражнения следует играть в медленном темпе, что позволяет внимательно продумать детали текста, звуковую и двигательную сторону упражнения.

Выученные упражнения необходимо использовать как тренировочный материал, закрепляя его в памяти и в физических ощущениях, и одновременно приступать к новым упражнениям. Но если это гаммы, арпеджио и аккорды во всех видах, то должен меняться не материал, а качество и задачи его выполнения.
В результате работы над упражнениями зрительное впечатление (как (написано в нотах) и моторное ощущение (характер движения) должны возможно скорее составить для ученика как бы одно целое и отойти на задний план, оставив на первом месте только слуховое представление написанного в нотах и слуховой контроль за качеством звучания. Так и происходит накопление исполнительского опыта на наиболее типичных видах баянной фактуры. Встречая впоследствии в художественных произведениях знакомый тип фактуры, ученик разучивает его, имея определенные технические навыки, что значительно сокращает время разучивания произведения и технического овладения им.

От уровня музыкального развития учащегося зависит и форма его работы над техническими упражнениями. На высоком уровне исполнительского искусства упражнения служат лишь краткой подготовкой к основной работе, являются средством поддержания «музыкальной формы». Но учащимся детских музыкальных школ и музыкальных училищ необходимо не поддерживать технику, а приобретать ее, развивать определенные технические навыки, овладевать техническими формулами и приемами, без усвоения которых нельзя стать на путь достижения исполнительского мастерства.
Время работы ученика над техническими упражнениями должно быть строго ограниченным и определяться педагогом в зависимости от подготовленности ученика и конкретных задач его технического развития.
Музыкант должен добиваться техники, исходя не из количества затрачиваемого на технические упражнения времени, а из качества этого труда, превращая его в умственную психическую работу, требующую напряжения воли и внимания и направленную на разрешение музыкальных задач.
Учитывая все сказанное выше, необходимо научить ребенка тщательно работать над преодолением исполнительских трудностей, постоянно подчиняя технику самому важному в исполнении — раскрытию художественного содержания произведения.

Упражнения смотрите в пособии