Воспитание баяниста

Раздел II

Пособия баянистам

 

Пособие для студентов музызыкальных заведений, самоучители, ноты

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
ПОДБОР РЕПЕРТУАРА

 

 


Учебный материал по курсу «Специальный инструмент — баян> в средних и высших педагогических учебных заведениях планируется в начале каждого семестра в форме индивидуального плана. Для учащихся первого курса индивидуальный план составляется лишь после знакомства с их общими музыкальными данными, реальными и потенциальными исполнительскими возможностями.
Необходимым разделом плана является характеристика учащегося, В ней преподаватель отмечает достоинства и недостатки подопечного, обращает внимание на особенности исполнительского аппарата, темперамент, волевые качества, степень общей музыкальной подготовки (сольфеджио, теория музыки, педагогическая практика и т. д.), его отношение к занятиям по основному инструменту.
Разумеется, составление глубокой характеристики по предложенным параметрам возможно лишь при наличии тонкой наблюдательности педагога, его умения замечать особенности поведения каждого учащегося на уроке и на эстраде.

Главное содержание предмета «Специальный инструмент—баян» составляет, прежде всего, музыкальный репертуар — основа воспитания музыканта. Поэтому выбор его представляется очень важным. Не требует доказательств тот факт, что умение подобрать наилучший репертуар для каждого ученика — важнейший показатель педагогического искусства.
Специфика воспитания баянистов в средних и высших учебных заведениях заключается, как известно, в том, что их выпускники должны не только в совершенстве владеть специальным инструментом, но и уметь профессионально грамотно провести урок, владеть навыками аккомпаниатора, читать с листа, транспонировать, подбирать по слуху.
Кроме этого будущий педагог должен свободно ориентироваться в учебной и научно-методической литературе.
Учитывая все это, индивидуальный план целесообразно составлять по следующим направлениям:
1. Новый художественный репертуар для детального изучения.
2. Новый художественный материал для самостоятельного изучения.
3. Репертуар для эскизного изучения.
4. Репертуар для повторения.
5. Инструктивный материал (гаммы, арпеджио, упражнения, этюды).
6. Материал для развития навыков чтения с листа, транспонирования, игры по слуху.

При выборе учебного репертуара рекомендуем руководствоваться критериями, предложенными Д. Б. Кабалевским.
Произведение «должно быть художественным и увлекательным.. оно должно быть педагогически целесообразным (то есть учить чему-то нужному и полезному) и должно выполнять определенную воспитательную роль (то есть способствовать формированию идейных убеждений, нравственных идеалов и эстетических вкусов учащихся») и.
Но репертуар сам по себе не воспитывает, он является лишь мощным средством в руках педагога.
При составлении индивидуального плана на каждый семестр очень важно, чтобы репертуар был высокохудожественным и стилистически разнообразным.
Выбор произведений должен основываться не только на индивидуальных особенностях учащегося, но и на многообразии музыкальной литературы.
От количества сыгранных произведений во многом зависит мастерство исполнителя, так как в каждом из них различный образный строй, техника, звукоизвлечение.
 
Из этого следует сделать вывод о необходимости перспективного планирования учебного репертуара на несколько курсов вперед.
Такой способ планирования в значительной степени будет способствовать систематизации учебного материала. Кроме этого, он поможет разнообразить тематику, жанры, формы, стили изучаемых произведений. И что особенно важно, перспективный способ планирования, с нашей точки зрения, поможет синтезировать всю сумму знаний ученика, весь его духовный опыт.
От богатства этого синтеза, его глубины и содержательности зависит подход учащегося к изучаемым произведениям.
По мнению Л. Баренбойма «в исполнительском искусстве творческую фантазию сможет проявить тот, кто обладает большим музыкальным опытом, больше знает разнохарактерной музыки, разучил большее количество музыкальных произведений»,2.
Репертуар учащихся должен непрерывно пополняться не только за счет классического наследия,, но и за счет лучших образцов современной музыки советских и зарубежных авторов, транскрипций и обработок народной музыки. Это расширяет кругозор учащегося, помогает усвоению новых интонаций, ритмов, ладов и гармоний.

Практика подтверждает необходимость включения в индивидуальные планы художественного материала для самостоятельного изучения.
Такой вид работы является непременным условием развития их творческой инициативы, музыкально-образного и аналитического мышления. Основу репертуара для самостоятельного изучения могут составить вокальные и инструментальные произведения, а также сочинения педагогической направленности, адресуемые ученикам детских музыкальных школ (например, произведения Н. Чайкина, К. Мяскова, А. Репникова, П. Лондонова, Е. Дербенко и других авторов). В числе пьес необходимо включать также знакомые, полюбившиеся произведения из репертуара соучеников или известных баянистов-исполнителей.
Не менее весомым разделом индивидуального плана учащегося является репертуар для ознакомления. Желательно, чтобы в него входили не только баянные, но и фортепианные, органные, клавесинные сочинения, народная музыка, ансамбли, аккомпанемент. Часть этого материала может войти в дальнейшем в план детального изучения его с педагогом. Главная цель такой работы — развитие кругозора, навыков, необходимых в предстоящей педагогической деятельности.

Включение в план ранее пройденных произведений диктуется необходимостью планомерного накопления репертуара учащегося, необходимого для участия в шефских концертах, иллюстрирования лекций и т. д. Репертуар должен обогащаться не только количественно, но и качественно.
Неотъемлемой частью в работе баяниста является инструктивный материал — гаммы, этюды, арпеджио, упражнения. Это помогает преодолеть настоящие и будущие технические трудности, содержащиеся в музыкальных произведениях.
Особое внимание необходимо уделить подбору материала для развития навыков чтения с листа, игры по слуху, транспонированию.
О пользе этих видов работы высказывались еще в XVII—XVIII веках в своих трактатах видные музыканты-педагоги Ф. Э. Бах, X. Шубарт и др.
Выдающийся представитель музыкальной педагогики XX века Д. Ойстрах настоятельно рекомендовал один день в неделю целиком отводить проигрыванию новой, незнакомой музыки, то есть чтению с листа. Несмотря на то, что важность всего этого очевидна, в учебном обиходе таким рекомендациям не всегда уделяется достаточно внимания.

На наш взгляд причины здесь, по меньшей мере, две. Первой из них является стремление педагогов скрупулезно «отшлифовать с учениками запланированную программу, тщательно отработать немногое за счет многого. Вторая причина—недостаточное знание методики чтения с листа, игры по слуху и транспонирования. Поэтому прежде, чем приступить к этой работе, настоятельно рекомендуем углубленно изучить сущность и методику развития этих навыков.
Таковы основные принципы подбора репертуара при составлении индивидуального плана учащегося.
Попутно считаем необходимым высказать несколько общих и частных замечаний относительно учебно-педагогического репертуара.
Одним из главных факторов становления современного баяна стал, как известно, оригинальный репертуар, созданный советскими композиторами, и, конечно же, знать его и использовать в своей работе становится необходимостью. Доступные пьесы для изучения в классе основного инструмента надо включать в индивидуальные  планы,  более сложные можно прослушивать в записях, анализировать (думается, немалую роль здесь могут сыграть педагоги-теоретики). В поле зрения учащегося и преподавателя должны быть произведения Н. Чайкина, А. Холминова, К. Мяскова, А. Репникова, Вл. Золотарева, В. Подгорного, А. Кусякова, В. Зубицкого и других авторов, плодотворно работающих в области народно-инструментальной музыки.

Должное место в репертуаре баянистов следует отвести и зарубежной оригинальной музыке таких прогрессивных композиторов, как Г. Бреме, Т. Лундквист, А. Аббот, О. Шмидт, Ю. Хатрик, П. Фиала и др.
Вариации, фантазии, рапсодии, концертные пьесы на народные темы, обработки народных песен не должны оставаться вне программы.
При этом нужно избегать наметившейся тенденции сужения круга изучаемых произведений, ограничением его лишь новыми работами авторов оранжирующих народную музыку. Известные обработки И. Пашшкого, А. Шалаева, А. Суркова, Н. Ризоля и других баянистов достойны не только бережного отношения, но и более широкого применения в учебно-педагогической практике.

В значительном расширении нуждается и полифонический репертуар. Педагоги недостаточно используют в своей работе такой художественно первоклассный материал, как произведения И. Я. Фробергера, разнообразные пьесы И. Пахельбеля, сочинения Д. Букстехуде. Весьма редко в классе специального инструмента можно услышать неистощимые по фантазии произведения Ф, Куперена, Ж. Б. Лейе, Дж. Фрескобальди, Я. П. Свелинка, Б. Черногорского, Ф. Листа, С. Франка и других композиторов. Думается, что переложение произведений названных авторов достаточно качественно могут выполнять сами педагоги. В настоящее время теория и методика переложения инструментальных произведений для баяна разработана достаточно широко, Ограничимся лишь одной рекомендацией.
При выполнении переложения необходимо учитывать и максимально использовать конструктивные особенности баяна, выгодно отличающие его от других инструментов. Мы имеем в виду наличие двух звучащих полукорпусов баяна, создающих в звучании стереофонический эффект.
Эту акустическую особенность инструмента рекомендуем использовать таким образом, чтобы «главный» тематический материал (например, тема фуги) по возможности изолированно звучал в отдельной «звуковой колонке», то есть в одном из полукорпусов баяна. На наш взгляд, такой подход к переложению поможет в какой-то степени решить одну из наиболее важных проблем в исполнении полифонической (впрочем, не только полифонической) музыки, проблему рельефного выявления тематического материала.
Довольно часто педагогам и учащимся, имеющим многотембровые инструменты, приходится сталкиваться с вопросами применения регистров. Практика подтвердила важность и необходимость существования такого выразительного средства баяна, как тембр. Специфика баянных тембров заключается в том, что они, в отличие от, скажем, органных, практически не соприкасаются с силой звука.

Молодые баянисты часто забывают или не задумываются об этом. Такой подход, в итоге, порождает достаточно примитивную схему регистров: громко — «тутти» или «орган», тихо — «фагот» или «гобой». При этом упускается из виду главное: Тембровая палитра произведения должна определяться не силой звука, а характером музыки, ее образным строем. Поклонникам же- частого применения регистра «тутти» хочется напомнить замечательные слова Г. Караяна о том, что «большой оркестр создан для большого пиано».
При решении регистрового плана того или иного произведения рекомендуем руководствоваться следующими важнейшими принципами, предложенными известным советским органистом и ученым И. А. Браудо:
1. Динамический план.
2. Тембр, как таковой.
3. Тембровый план, как фактор формы.
4. Выявление полифоничности (прозрачности) ткани.
5. Членение полифонической ткани в целях формально-композиционных.
6. Акустическая целесообразность.
7. Точность и экономия средств в осуществлении замысла.

Считаем необходимым также заметить, что вопросы баянной регистровки актуальны также и для учащихся, играющих на нетембровых инструментах. На практике часто авторская регистровка изучаемых произведений (предназначенных для многотембрового баяна) остается «за кадром», иными словами, все играется как написано.
 
В целом ряде случаев композиторы предлагают применение регистров, требующее при исполнении на нетембровом инструменте ок-тавного смещения материала в одном или другом направлении. Так все регистры, в состав которых входит «фагот» (то есть при наличии авторской ремарки Loco, указывают на необходимость перенесения музыкального материала на октаву ниже. В качестве примера можно привести начало второй части Сонаты № 2 Вл. Золотарева, начало второй части Концертино А. Репникова и т. д.

Термин Loco требует смещения материала на октаву вверх.
Все остальные регистры соответствуют нотной записи. Отказ от высказанных рекомендаций неизбежно приведет учащегося, играющего на нетембровом инструменте, не только к тесситурной, но в конечном итоге и к образной деформации музыкальной ткани.