Воспитание баяниста

Раздел III

Пособия баянистам

 

Пособие для студентов музызыкальных заведений, самоучители, ноты

 

 

ПОСТАНОВКА

 

 

Профессионально грамотная постановка музыканта-баяниста включает в себя три момента: посадка, установка инструмента, положение рук.
Немаловажным условием правильной постановки является посадка баяниста на стуле. Сидеть нужно только на передней его половине, не опираясь на спинку. Корпус должен быть наклонен несколько вперед, а бедренная часть ноги — располагаться параллельно полу. Для этого следует подобрать стул, соответствующий росту учащегося. При такой посадке баянист получит три необходимые точки опоры: первая — стул, вторая — пол, третья — поясница.
При установке инструмента обращаем внимание на следующие моменты: мех баяна (в собранном виде) находится на левом бедре исполнителя, нижняя часть грифа упирается в правое бедро.
Такое положение обеспечивает максимальную устойчивость инструмента при игре на сжим.
Надо стремиться не сутулиться, так как это может войти в привычку. Кроме того такая манера сидеть со временем может повредить здоровью.

Тщательная подгонка плечевых ремней баяна (что очень важно) должна обеспечить устойчивость при игре на разжим.
Следует также заметить, что такая постановка освобождает левый полукорпус инструмента. Это крайне необходимо при выполнении различных приемов игры мехом (тремоло, рикошет и т. д.).
О единой и неизменной постановке рук баяниста говорить не приходиться. В процессе исполнения постановка непременно меняется.
«Насколько нужно закруглить пальцы, где и как поставить их — зависит от руки исполнителя: ее величины, длины пальцев и от исполняемого произведения, его формального строения, характера и стиля.
Правильным для данного пассажа и аккорда можно считать такое положение руки, которое дает возможность исполнить его наилучшим образом. В одной и той же пьесе оно может многократно меняться в зависимости от каждого этапа развития пьесы».
Однако такая изменчивость не освобождает педагога от обязанности дать определенную основную постановку рук каждому ученику.

Итак, какая же постановка рук баяниста может быть рекомендована как наилучшая? На наш взгляд, наиболее оптимальной является та, которая дает возможность взаимодействия всех частей руки и использования всех источников силы.
Для постановки рук в исходную позицию необходимо проделать следующее: свободно опустить руки вдоль туловища, пальцы должны принять форму свода (полусогнутую), обеспечивающую свободный проход под ними большого пальца. Согнув правую руку в локте, пальцы на клавиатуре располагаем в следующей последовательности: hm, 2-е1, 3-а1 4-в1, 5-h1, то есть 1 палец—на первом ряду, 2 — на втором, 3 — на третьем, 4 — на втором, 5 — на первом.
При такой постановке каждый палец правой руки ставится на определенное место на клавиатуре в зависимости от его длины.

Существует также постановка правой руки, базирующаяся на применении четырехпальцевой аппликатуры, В этом случае большой палец располагается за грифом в горизонтальном положении. Остальные пальцы располагаются в такой последовательности: 2 —С1, 3—Cis1, 4—d1,  5 —у края грифа. Важно помнить, что при любой из этих постановок верхняя часть предплечья (от локтя до косточек согнутых пальцев) должна составлять прямую линию, причем запястье не следует ни прогибать вниз, ни выгибать вверх.
Касательно левой руки учащийся должен знать, что «на левой клавиатуре кисть также принимает два основных положения: первое связано с игрой формулы «бас-аккорд» на готовой клавиатуре или с игрой гаммообразных пассажей на выборной»
Такая постановка рук баяниста оказывается естественной и удобной в подавляющем большинстве случаев. После того, как она усвоена, можно допускать необходимые отклонения, которых потребует дальнейшая изучаемая музыкальная литература.
Однако, как бы не видоизменялась постановка в процессе музицирования, следует избегать малейшей скованности. На практике довольно часто, сами того не замечая, учащиеся привыкают к физическому напряжению, в результате чего оно впитывается вместе с изучаемым материалом и рано или поздно станет серьезной преградой на пути живого, естественного высказывания за инструментом.
«Рука должна во время работы испытывать физическое удовольствие, так же как слух должен испытывать эстетическое наслаждение».

Всякая естественная постановка в той или иной степени индивидуальна. Каждый педагог и учащийся вырабатывает ее для себя в процессе наблюдений над собой и накопления личного опыта.
Надеемся, что вдумчивому учащемуся или студенту (а в перспективе и педагогам) приведенные рекомендации помогут правильно организовать как свой игровой аппарат, так и аппарат их будущих учеников.