Воспитание баяниста

Раздел III

Пособия баянистам

 

Пособие для студентов музызыкальных заведений, самоучитель В.Бесфамильнова и А.Семешко

 

 

ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ

 

 

В последнее время вопросы звукоизвлечения на баяне постоянно находятся в поле зрения видных советских и зарубежных педагогов-методистов и исполнителей. И это отнюдь не случайно.
Поэтому справедливо замечание Б. Егорова о том, что «в среде баянистов все еще довольно широко распространена тенденция недооценивать работу над звуком.. Она порождена увлечением «техницизмом» и фактурными перегрузками, «погоней» за произведениями высшей степени трудности, излишествами регистровки, а также тем, что в теории исполнительства на баяне ряд важных разделов звукоизвлечения еще недостаточно изучены и не получили ясного научного обоснования».

 
Действительно, до настоящего времени нет единого мнения по вопросам звукоизвлечения на баяне.
Такое положение никак не способствует совершенствованию учебного процесса в любом звене музыкального образования. Сегодня жизнь требует от баяниста не только чисто игровых навыков и умений, но и основательной научно-теоретической подготовки.
Понятие «звук» в эстетике музыкально-исполнительского искусства трактуется иначе, нежели в теории музыки и акустике
В этом случае мы имеем в виду прежде всего качество звука,— и не столько отдельного сколько его музыкальных фраз, мелодий.

Часто мы говорим о звуке, необходимом для исполнения произведений, например, Ф. Куперена или И. С. Баха, Д. Скарлатти или Вл. Золотарева и т. д. Разумеется, многое зависит от качества инструмента, от исполнительского аппарата баяниста, наконец (и это Главное), от одухотворенности, музыкальности исполнителя, его способности вживаться в характерные особенности произведения. Иными словами, качество звука любого баяниста имеет неповторимые специфические черты, присущие только ему.
Одним из главных факторов повышения мастерства баяниста является воспитание чувства необходимости полноценного, эстетически красивого звучания инструмента. Такое чувство во многом поможет учащемуся находить пути к достижению поставленной цели.
Второе — уверенное владение средствами артикуляции. Наиболее полно эти средства и способы исполнения штрихов на баяне освещены в методических работах П. Гвоздева, Б. Егорова, М. Мотова, Ф. Липса и ряда других авторов.
Известно, что на характер извлекаемого на инструменте звука оказывают влияние два исполнительских действия: способ меховедения и вид туше, то есть способ прикосновения пальцев к клавишам.
Таким образом, «основу артикуляционных средств баяниста составляют двигательно-игровые способы управления мехом и клапанами».

В современной методической литературе, а также в концертной и педагогической практике баянистов утвердились следующие способы меховедения и туше:
Основные способы меховедения
1. Ровное ведение меха.
2. Ускоренное и замедленное ведение меха.
3. Пунктирное введение меха в одном направлении.
4. Рывок мехом.
5. Различные виды мехового тремоло.
6. Вибрато.
Подчеркивая важность и необходимость овладения всеми вышеназванными способами, считаем необходимым обратить внимание молодых коллег на то, что наиболее слабым звеном является пунктирное ведение меха в одном направлении. Недооценка этого способа меховедения — путь к вялой, маловыразительной артикуляции, а в конечном итоге, к ограничению звуковой палитры баяниста.
Основные способы туше:
1. Нажим (взятие).
2. Толчок.
3. Пальцевый удар.
4. Кистевый удар.
5. Глиссандо.

Таковы основные, наиболее распространенные способы звукоизвлечения на баяне.
Прежде, чем перейти к разговору о штрихах, приведем две формулировки, наиболее полно отражающие суть этого термина.
«Штрихи — это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приемами в зависимости от интонационно-смыслового содержания музыкального произведения».
«Штрих — обусловленный конкретным образным содержанием характер звучания, получаемый в результате определенной артикуляции».

К числу штрихов, наиболее часто встречающихся и используемых в исполнительской практике баянистов, мы относим легато (связная игра), нон легато (раздельная игра), стаккато (отрывистая игра). Практика показывает, что «каждый из этих штрихов имеет множество градаций, возникающих в результате применения в зоне одного штриха различных видов меховедения и способов туше».