Н.Якимец - Система начального обучения игре на баяне

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Самоучители

Ноты, литература, пособия для баяна, аккордеона

 

 


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА

 

 

В учебной и методической литературе навык чтения нот с листа часто рассматривается как некий прикладной "атрибут", имеющий, по мнению авторов, огромное значение, но заниматься которым надо на определенном этапе обучения. На наш взгляд, это глубокое заблуждение, источниками которого являются: во-первых, возможность вычленить развитие навыка чтения нот с листа из общего процесса обучения и заниматься им отдельно; во-вторых, возможность обособленного проявления этого навыка в практической деятельности (например, при игре в оркестре); в-третьих, и это главное, упускается из виду тот факт, что любой навык сначала формируется, а затем уже совершенствуется. Эти обстоятельства приводят к тому, что чтение нот с листа понимается только как умение исполнить по нотам какую-либо пьесу без предварительного разучивания в темпе и с выразительными оттенками, по возможности отвечающими содержанию музыки. Нетрудно заметить, что в этом определении отражена достаточно высокая степень совершенства этого навыка, то есть конечный результат всего процесса его развития. Но если навык чтения нот с листа рассматривать с точки зрения его формирования и развития, то это определение может ввести даже в заблуждение, хотя, как известно, без знания конечной цели невозможно определить и пути движения к ней, то есть методику формирования и развития навыка.
По нашему мнению, навык чтения нот с листа является необходимым "атрибутом" и заниматься им надо с первых шагов начального периода обучения, вопрос только в том, что читать и как читать. Эти две стороны взаимосвязаны и обусловливают друг друга, более того, они, в свою очередь, взаимосвязаны и с общим процессом обучения игре на инструменте. Учиться играть по нотам - значит, одновременно учиться и читать, одного без другого не бывает. Как можно выучить по нотам упражнение или пьесу, не читая их? Таким образом, это и есть ответ на вопрос "что читать?", то есть читать учебный материал, предназначенный для формирования игровых навыков. Но поскольку его оказывается недостаточно для более интенсивного развития навыка чтения нот, то необходимо дополнительно подбирать подобный материал и заниматься чтением параллельно.

Получить ответ на вопрос "как читать?" - значит, описать сам процесс чтения нот на данном этапе обучения, то есть методику формирования этого навыка и последовательность его развития.
Навык, как известно, всегда развивается от простого к сложному. А отсюда следует, что на каждом этапе обучения имеет место соответствующая степень развития навыка чтения нот с листа. Самым первым и наиболее простым навыком является процесс чтения отдельно взятой ноты. При освоении правой клавиатуры одновременно развивается и навык чтения нот, записанных в скрипичном ключе, то есть правой рукой, затем левой, когда осваивается басовая клавиатура, и только после этого, когда учащийся переходит к игре двумя руками вместе, одновременно развивается и навык чтения нот, записанных на двух нотоносцах. В дальнейшем навык развивается постепенным усложнением читаемого материала в зависимости от степени совершенства игровых навыков.
Известно, что учащийся общеобразовательной школы первоначально учится читать буквы, затем слоги, слова и, наконец, целые предложения. Но что главное - каждая стадия не является обособленной, наоборот, как только выучены необходимые буквы, сразу же составляются слоги и слова, а затем и предложения. Таким образом, хотя чтение и протекает по стадиям (буквы, слоги, слова, предложения), но это единый процесс - чтение слов и предложений через расчление на буквы и слоги.
Нечто подобное должно быть и в методике
формирования и развития навыка чтения нот с листа: отдельная нота, такт, фраза, предложение (независимо от того, читается ли текст однострочный или двухстрочный). Нота, такт, мотив, фраза -это смысловые объекты (смысловые единицы) внимания учащегося. Но каждый из них может быть охвачен вниманием только на определенном этапе формирования рассматриваемого навыка. Эта поэтапная тренировка навыка есть не что иное, как расчленение навыка чтения нот с листа на более простые навыки (навыки-компоненты) и постепенный переход от более простых к более сложным. Таким образом, постоянная поэтапная тренировка приводит к тому, что фраза (а позже, возможно, и предложение) читается с листа как один смысловой объект, включающий в себя более мелкие. Но это конечная цель, а не исходный пункт, этому еще надо научиться. А начинать нужно с самого простого - воспроизвести отдельно взятую ноту и рассматривать это как момент процесса, как первый этап формирования навыка, а не как способ чтения вообще.

Поэтапное формирование рассматриваемого навыка является не чем иным, как постепенным формированием необходимых представлений, и прежде всего зрительно-слухо-двигательных. Постоянное совершенствование зрительного восприятия нотного текста, накопление слуховых представлений, соответствующее развитие игровых навыков -вот та основа, на которой вырабатывается известная формула "вижу-слышу-играю" (в их органическом единстве). Но в начальный период ничего этого нет, учащийся только начинает учиться и "видеть", и "слышать", и "играть".
Итак, при чтении однострочного текста можно читать даже по такту. Практически это выглядит так: учащийся называет вслух ноты одного такта (только названия ступеней), затем находит соответствующими пальцами нужные клавиши и воспроизводит их на баяне и т. д. Все это происходит под внимательным контролем педагога, который вовремя подсказывает или поправляет, если в этом возникает необходимость.
При первоначальном чтении двухстрочного текста (двумя руками вместе) объем материала одноразового чтения по горизонтали сокращается, поскольку увеличивается по вертикали. Учащийся называет вслух текст только одной четверти (хотя можно допустить исключения на половинных и целых, а в дальнейшем вообще можно читать по две четверти и т. д.), но обязательно снизу вверх, то есть сначала текст басового ключа, а затем скрипичного.
Это обусловлено тем обстоятельством, что текст нижнего нотоносца, как правило, проще для чтения, поскольку изобилует повторами.

При достаточно хорошем развитии навыка чтения нот с листа читающий легко запоминает текст аккомпанемента всего следующего такта и сосредоточивает свое внимание на тексте верхнего нотоносца. Но чтобы достигнуть этого, нужна тренировка именно такой последовательности. Поэтому необходимо требовать от учащегося называть читаемый текст вслух, во-первых, для закрепления этой последовательности чтения и организации внимания и, во-вторых, для полного контроля происходящего процесса. Причем, необходимость предварительного проговаривания вслух читаемого текста отпадает после второго или третьего проигрывания (опять-таки в зависимости от индивидуальных особенностей), поскольку к этому времени учащийся может читать его (то есть играть по нотам) почти без ошибок (хотя остановки возможны и даже допустимы). А в общем процессе развития навыка чтения нот с листа необходимость проговаривания вслух читаемого текста отпадает, как только хорошо усвоится эта последовательность и появится уверенность в этом навыке.
Что касается способа чтения нот по четверти (а под четвертью нужно понимать не только четвертную длительность, но и любую комбинацию меньших длительностей), то его, как уже отмечалось, необходимо рассматривать и как момент процесса, и как начальный этап: момент - поскольку после нескольких проигрываний по четверти необходимо сразу же перейти к исполнению более крупными смысловыми единицами (например, по две четверти); этап - поскольку этим способом приходится пользоваться определенный период обучения.
Понятно, что каждая стадия (чтение по четверти, тактами, фразами) - это не чтение нот с листа в том смысле, которое вытекает из его определения, а только тренировка составных компонентов навыка. Поэтому процесс чтения одной и той же пьесы включает в себя все стадии, каждая из которых повторяется по несколько раз с целью добиться определенного результата: последовательность чтения и воспроизведения текста определенными смысловыми единицами, не допуская при этом ошибок, и постепенное исключение остановок.

Говоря об остановках, может возникнуть вопрос: а как быть с легато? С увеличением смысловых единиц и уменьшением остановок расширяется и легато. Ведь читающий если и называет вслух только одни ноты, то это не означает полного безразличия ко всему остальному. Педагог обязан постоянно подсказывать и напоминать учащемуся об аппликатуре, штрихах и т. п. и требовать точного исполнения текста читаемой смысловой единицы. При какой-либо неточности учащемуся необходимо сразу же от нее избавиться путем повторного проигрывания этой же смысловой единицы. Ибо строгая последовательность составных компонентов навыка и точность их выполнения должны войти в привычку.
Учащийся, читая таким способом, в промежутке между двумя уроками выучивает пьесу даже наизусть, причем почти без ошибок, а это очень важно. Ведь вопрос заключается не в том, чтобы исправлять ошибки, а в том, чтобы их не допускать. (Кстати сказать, описанный способ формирования навыка чтения нот с листа исключает ошибки, а если они и появляются, то только из-за невнимательности).
Далее, отпадает необходимость разучивания пьес отдельно каждой рукой с последующим соединением, что требует много времени. (Правда, этот метод нельзя исключать полностью, так как в определенных случаях он даже необходим).

В конечном результате умение хорошо читать ноты с листа позволяет ознакомить учащегося с большим количеством пьес, а это имеет немаловажное значение для музыкального и технического развития, да и сам процесс обучения становится более интересным для учащегося.
В заключение необходимо отметить, что описанная методика формирования и развития навыка чтения нот с листа предложена педагогом Полтавского музыкального училища С. П. Шкарбаном, учеником которого был в свое время и автор этого пособия. Она проверена многолетней практикой и требует только более широкой и глубокой теоретической разработки.