В.Завьялов - Баян и вопросы педагогики

Пособия

 

Методическое пособие для преподавателей ДМШ и училищ. Может быть полезно учащимся старших курсов музыкальных училищ, баянистам-исполнителям.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Известно, какую роль в музыкальной жизни России играли народные инструменты, гусли, рожки, домры, балалайки, гармоники. Они не просто были средством развлечения на досуге, а способствовали развитию народной культуры. Не менее значительна их роль и в жизни советских людей. Об этом говорит хотя бы тот факт, что одним из самых распространенных в нашей стране музыкальных инструментов является баян. Он звучит в государственных и самодеятельных оркестрах, с эстрады, в клубах, дворцах культуры, в кругу семьи. Вспомним вкратце его историю.

В XIX веке в России появились губные, а затем ручные (однорядные и двухрядные) гармоники. Первая гармоника с хроматическим звукорядом была сконструирована Н. Белобородовым в 1870 году в Туле. Сравнительно скоро вышли в свет и первые школы для обучения игре на этих инструментах: в 1875 году — «Народная школа для аккордеона или ручной гармоники» И. Телетова; в 1880 году — «Школа для хроматической гармоники по системе Н. Белобородова» и другие.

Краткая история гармоникиРис.1

Хроматические гармоники не имели ремня для правого надплечья. С задней стороны грифа инструмента крепилась кожаная петля для большого пальца правой руки. Набросив петлю на палец, исполнитель поддерживал инструмент, при передвижении руки вверх или вниз по грифу петля скользила в металлическом желобе. Подобные крепления сохранились на рояльных гармониках в Ельце, Липецке (см. рис. 1). Музыкальные мастера, некоторые энтузиасты-исполнители постепенно совершенствовали гармонику: увеличивали ее в размере, петлю заменяли ремнем для правого предплечья (см. рис. 2).

Ремень для правого предплечьяРис.2

В результате этого был создан инструмент, который назвали баяном. Его изготовил в Петербурге мастер П. Стерлигов в 1900 году. Позже, в годы Советской власти, конструкции баянов продолжали улучшать. В 1928 году московский баянист А. Кузнецов усовершенствовал голосники и выборную систему механики левой стороны баяна. Инструменты новых конструкций изготовлялись на специальных экспериментальных фабриках. В 30-е годы в Советском Союзе распространились два основных вида баяна: московский трехрядный и ленинградский четырехрядный. Баяны ленинградской системы имели четыре ряда клавишей на правой стороне (по форме они напоминали лопаточки). Расположение их отличалось от расположения клавишей (кнопочек) на правой клавиатуре баянов московской системы. Строение левой клавиатуры этих инструментов существенной разницы не имело. Впоследствии, как наиболее удобные, московские трехрядные баяны получили повсеместное распространение.

В настоящее время существует несколько разновидностей баянов московской системы: готовые, выборные, комбинированные (с переключением готового аккомпанемента на выборный), оркестровые и темброво-оркестровые с односторонней клавиатурой.
Их названия связаны с устройством левой клавиатуры. На готовом баяне при нажиме на одну кнопку левой клавиатуры (кроме двух басовых рядов) звучит сразу трезвучие — готовый аккорд. На выборном баяне, если переключить аккомпанемент с готового на выборный, три ряда трезвучий образуют хроматическую гамму, построенную по типу гаммы правой клавиатуры, но перевернутой снизу вверх. Высокие голоса находятся вверху левой клавиатуры и при постепенном движении вниз переходят в басы. Два ряда басов (основной и вспомогательный) чаще звучат без изменения, как при готовом, так и при выборном аккомпанементе. Аккорды левой клавиатуры «выбираются» из отдельных звуков. Интересны трехголосные и четырехголосные комбинированные баяны, у которых при нажиме на одну клавишу одновременно могут звучать три-четыре голоса. Соответственно строятся и регистры-комбинации голосов: пикколо или флейта (верхний октавный звук); баян (основное звучание) и фагот (нижний октавный звук). Правая клавиатура этих баянов (трехрядная), она имеет от 52 до 64 клавишей, а левая — как правило, пятирядная.

В различных областях Советского Союза баяны имеют некоторые конструктивные различия в форме корпуса, строении голосников и т.п. Общие сведения о конструкциях стандартных готовых баянов, выпускаемых отечественной промышленностью, можно получить в самоучителях и школах игры на баяне.
До недавних пор баян имел один правый наплечный ремень. В настоящее время он имеет два таких ремня. Они создают дополнительные точки опоры при игре и освобождают большой палец правой руки, который раньше был регулятором или фиксатором правой части корпуса баяна; теперь вся кисть правой руки свободно располагается на клавиатуре (см рис. 3).

Совершенствование конструкции баяна


Левый малый ремень со времен Белобородова особых изменений не претерпел. Стоит лишь сказать, что применявшиеся в прошлом ремни для левой руки, как правило, охватывали пястную, а не запястную часть кисти и сковывали движения играющего.
Современные конструкции баянов более совершенны. Они позволяют исполнять многие произведения русских, советских и зарубежных композиторов, написанные и для других инструментов (например, для фортепиано).

Внимание к баяну, забота о его совершенствовании объясняется тем, что год от года растет его популярность в народе. Этому способствуют, в частности, конкурсы исполнителей на народных инструментах. Первые такие конкурсы проводились в 1926, 1928, 1932—39 гг. Тогда же появились профессиональные баянисты-исполнители А. Кузнецов, П. Гвоздев, И. Паницкий, Н. Ризоль и другие, были изданы новые самоучители и школы И. Гладкова и А. Голубева, А. Клейнарда, А. Иванова, сборники этюдов и пьес Рожкова и Хведчени.

В консерваториях, институтах, в музыкальных училищах и школах открылись факультеты народных инструментов. Они продолжали свою работу и в годы войны и в послевоенное время.
Один из таких факультетов открылся в 1948 году в Москве при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Он воспитал многих выдающихся исполнителей: А. Суркова, Ю. Казакова, А. Беляева, С. Колобкова, В. Мотова, В. Галкина, А. Полетаева, Э. Митченко и др., которые успешно выступают на международных молодежных фестивалях и конкурсах.
Наше методическое пособие рассчитано на преподавателей детских музыкальных школ и училищ. Оно может быть полезно учащимся старших курсов музыкальных училищ, некоторым баянистам-исполнителям.
В пособии определенное внимание уделяется как четырех, так и пятипальцевой аппликатуре для правой и левой рук. При этом автор придерживается общепринятой нумерации пальцев: большой— 1, указательный — 2, средний — 3, безымянный — 4, мизинец — 5.
Сведения об использовании баянистами пятипальцевой аппликатуры правой руки имеются также в работах И. Алексеева «Методика преподавания игры на баяне». (Музгиз, М., 1960 г.); А. Полетаева «Пятипальцевая аппликатура на баяне» («Советский композитор» М., 1962 г. и др.).

В.Завьялов - Баян и вопросы педагогики