Правильный отбор музыкального материала, используемого при обучении, обеспечивает
возможность идейно-воспитательного воздействия и систематичность накопления
учащимися знаний и навыков.
Песенный материал подбирается в соответствии с возрастом детей. Основная
педагогическая Задача в младших (I и II) классах — пробудить интерес учащихся
к песне, воспитать любовь к пению, эмоциональную отзывчивость на песню
и понимание того, что через песню они узнают нечто новое. Вызвать такой
интерес могут песни, связанные с образами героев, с любимыми праздниками,
с детскими играми, с родной природой, сказкой.
К числу таких песен относятся: «Учись, как Ленин» Р. Бойко, «Воздушная
песня» М. Старокадомского, «Песня о пограничнике» С. Богуславского, «Звездочка»
Е. Тиличеевой, «Про нашу Советскую Родину» А. Пахмутовой, «Пение птиц»
(польская народная), «Тень-тень» В. Калинникова и ряд других песен.
Песни для III класса сложнее и по музыкальному языку, и по содержанию.
Так, интересная по содержанию и яркая в мелодическом отношении песня Д.
Львова-Компанейца на текст 3. Петровой «Нас недаром зовут пионерами» раскрывает
перед третьеклассниками образ школьника, с честью носящего свое высокое
звание пионера.
Глубокое чувство патриотизма воспитывает песня Д. Кабалевского на текст
А. Пришельца «Наш край», создающая лирический образ Родины.
Романтические мечты о будущем, о труде на пользу Родины, о героических
подвигах, во имя Родины, глубоко затрагивающие детей этого возраста, отражены
и во многих других песнях. К их числу относятся «Песня о старших братьях»
М. Старокадомского, «Марш юных пионеров» С. Дешкина, «Стой, кто идет?»
В. Соловьева-Седого.
Огромную роль в музыкальном воспитании школьника играет русская народная
песня.
Без освоения русской народной музыки трудно понять русскую классическую
музыку, корнями уходящую, в народное творчество.
Еще в 1840 году Белинский рекомендовал знакомить детей с художественными
произведениями, созданными на народной основе. «Пусть ухо их приучается
к гармони, русского слова, сердца преисполняются чувством изящного; пусть
и поэзия действует на них, как и музыка, — прямо через сердце.».
С какими же народными песнями мы можем знакомить
младших школьников? В первых двух классах лучше всего использовать плясовые,
игровые, хороводные и шуточные песни с доступным содержанием, яркой мелодией,
четким ритмом. Это песни: «Во поле береза стояла», «На зеленом лугу»,
«Калина», «Пойду ль я» и др.
В III классе представления детей о народной песне расширяются. Помимо
игровых и плясовых в программу входят песни обрядовые, лирические, исторические,
старые революционные, современные народные песни.
Приобретя пусть даже пока небольшие знания о народной песне, учащиеся
могут уже сознательно оценить разнообразие и красоту русской песни.
Русская народная песня представляет огромную ценность для вокально-хорового
воспитания, являясь благодатным материалом для освоения многоголосия.
Знакомство школьников с песнями разных народов воспитывает интерес и уважение
к культуре этих народов, укрепляет интернациональное чувство дружбы и
солидарности.
В школьной программе представлены песни народов нашей страны и зарубежных
стран. TVK уже В I классе учащиеся поют украинскую песню «Веселые гуси»,
белорусскую «Савка и Гришка», латышскую «Ай-я, жу-жу», польскую «Пение
птиц». В следующих классах они также знакомятся с народными песнями —
немецкой, чешской, индонезийской, английской, французской. Таким образом,
круг познаний учащихся о народной музыке постепенно расширяется.
Классическая музыка в начальных классах школы представлена песнями «Мой
Лизочек» и «Осень» П. Чайковского, «Проводы зимы» Н. Римского-Корсакова,
«За рекою старый дом» И. С. Баха, «Петрушка» И. Брамса. Этот небольшой
перечень все же позволяет в некоторой степени познакомить детей с лучшими
образцами детской песенной классики и дать первоначальные представления
о стиле классической музыки.