Ю. Алиев - Пение на уроках музыки

Вокал пособия

Книги, литература, пособия, ноты по вокалу

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

 

Правильный отбор музыкального материала, используемого при обучении, обеспечивает возможность идейно-воспитательного воздействия и систематичность накопления учащимися знаний и навыков.
Песенный материал подбирается в соответствии с возрастом детей. Основная педагогическая Задача в младших (I и II) классах — пробудить интерес учащихся к песне, воспитать любовь к пению, эмоциональную отзывчивость на песню и понимание того, что через песню они узнают нечто новое. Вызвать такой интерес могут песни, связанные с образами героев, с любимыми праздниками, с детскими играми, с родной природой, сказкой.

К числу таких песен относятся: «Учись, как Ленин» Р. Бойко, «Воздушная песня» М. Старокадомского, «Песня о пограничнике» С. Богуславского, «Звездочка» Е. Тиличеевой, «Про нашу Советскую Родину» А. Пахмутовой, «Пение птиц» (польская народная), «Тень-тень» В. Калинникова и ряд других песен.
Песни для III класса сложнее и по музыкальному языку, и по содержанию.
Так, интересная по содержанию и яркая в мелодическом отношении песня Д. Львова-Компанейца на текст 3. Петровой «Нас недаром зовут пионерами» раскрывает перед третьеклассниками образ школьника, с честью носящего свое высокое звание пионера.
Глубокое чувство патриотизма воспитывает песня Д. Кабалевского на текст А. Пришельца «Наш край», создающая лирический образ Родины.

 

 

Романтические мечты о будущем, о труде на пользу Родины, о героических подвигах, во имя Родины, глубоко затрагивающие детей этого возраста, отражены и во многих других песнях. К их числу относятся «Песня о старших братьях» М. Старокадомского, «Марш юных пионеров» С. Дешкина, «Стой, кто идет?» В. Соловьева-Седого.
Огромную роль в музыкальном воспитании школьника играет русская народная песня.
Без освоения русской народной музыки трудно понять русскую классическую музыку, корнями уходящую, в народное творчество.
Еще в 1840 году Белинский рекомендовал знакомить детей с художественными произведениями, созданными на народной основе. «Пусть ухо их приучается к гармони, русского слова, сердца преисполняются чувством изящного; пусть и поэзия действует на них, как и музыка, — прямо через сердце.».
С какими же народными песнями мы можем знакомить младших школьников? В первых двух классах лучше всего использовать плясовые, игровые, хороводные и шуточные песни с доступным содержанием, яркой мелодией, четким ритмом. Это песни: «Во поле береза стояла», «На зеленом лугу», «Калина», «Пойду ль я» и др.
В III классе представления детей о народной песне расширяются. Помимо игровых и плясовых в программу входят песни обрядовые, лирические, исторические, старые революционные, современные народные песни.

Приобретя пусть даже пока небольшие знания о народной песне, учащиеся могут уже сознательно оценить разнообразие и красоту русской песни.
Русская народная песня представляет огромную ценность для вокально-хорового воспитания, являясь благодатным материалом для освоения многоголосия.
Знакомство школьников с песнями разных народов воспитывает интерес и уважение к культуре этих народов, укрепляет интернациональное чувство дружбы и солидарности.
В школьной программе представлены песни народов нашей страны и зарубежных стран. TVK уже В I классе учащиеся поют украинскую песню «Веселые гуси», белорусскую «Савка и Гришка», латышскую «Ай-я, жу-жу», польскую «Пение птиц». В следующих классах они также знакомятся с народными песнями — немецкой, чешской, индонезийской, английской, французской. Таким образом, круг познаний учащихся о народной музыке постепенно расширяется.
Классическая музыка в начальных классах школы представлена песнями «Мой Лизочек» и «Осень» П. Чайковского, «Проводы зимы» Н. Римского-Корсакова, «За рекою старый дом» И. С. Баха, «Петрушка» И. Брамса. Этот небольшой перечень все же позволяет в некоторой степени познакомить детей с лучшими образцами детской песенной классики и дать первоначальные представления о стиле классической музыки.