Ю. Алиев - Пение на уроках музыки

Вокал пособия

Книги, литература, пособия, ноты по вокалу

 

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ,
ПОНИМАНИЯ ЯЗЫКА И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ МУЗЫКИ

 

Освоение музыкального произведения предполагает полноценное его восприятие, т. е. слышание и понимание. Такое восприятие требует соответствующей подготовки, воспитания.

Существует неправильное мнение, что восприятие воспитывается только в процессе слушания музыки. На самом же деле восприятие играет большую роль во всем процессе обучения пению — и при разучивании и исполнении песни, и при занятиях музыкальной грамотой.
Способность целенаправленного восприятия необходима для осознания замысла музыкального произведения, понимания его, музыкального языка
Под воспитанием восприятия музыки мы понимаем воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, сознательного отношения к содержанию и характеру музыкального произведения.
Воспитание сознательного отношения к произведению требует его анализа, вычленения его отдельных сторон, осознания средств музыкальной выразительности, различения отдельных элементов, т.е. развития музыкального слуха.

Анализ средств выразительности имеет целью глубже раскрыть художественный образ, помочь осознать его характерные черты для более полного восприятия. В связи с восприятием развивается и мышление учащихся, способность судить и оценивать музыкальное произведение и характер его исполнения. Следствием планомерно и систематически воспитанного музыкального восприятия и мышления является развитие музыкального вкуса.
Большое значение для воспитания восприятия имеет музыкальный опыт детей.
Пришедший в школу ребенок приносит с собой некоторый музыкальный опыт, больший или меньший в зависимости от окружающих его условий. Каждый ребенок, если не Пел сам, то слышал, как поют другие. На основе этого опыта понятия «пение», «песня» ему ясны.
С музыкой у ребенка связывается ряд представлений. Конечно, эти музыкальные представления еще незначительны и, главное, недостаточно осознанны и осмысленны. Внести осознанность в музыкальные представления детей, научить их разбираться в своих музыкальных впечатлениях — это дело школы.
Наиболее доступной для понимания музыкальной формой как раз и является песня, в которой слово, органически связанное с музыкой, помогает раскрытию содержания.

Однако не только песни, но и слово учителя по поводу музыки этой песни имеет большое значение для ее восприятия.
Учитель направляет внимание детей, анализирует песню, помогает осознанию художественного образа.
Некоторые музыканты-педагоги считают, что разговор о музыке может «спугнуть» непосредственное впечатление ребенка. Конечно, неумеренное использование слова, не опирающегося на музыкальные впечатления, недопустимо. Но слово, вводящее в музыку, слово, разъясняющее, облегчающее восприятие, представляет большую педагогическую ценность.
На начальном этапе обучения наиболее доступны для восприятия песни, связанные с четкой и ясной' ритмикой. Это песни-марши, игровые и плясовые песни.

 

 

Наряду с музыкой моторной дети хорошо воспринимают лирические, протяжные песни, образы которых связаны с их жизненным опытом, явлениями, их окружающими. Это песни о природе, о животных, колыбельные.
К концу первого года обучения дети уже осознают, что по характеру песни бывают разные: плясовые — подвижные, веселые, быстрые; марши — менее подвижные, но бодрые и четкие; колыбельные или лирические песни — спокойные и медленные. Таким образом, не только текст, но и мелодия постепенно приобретает для ребенка самостоятельную значимость, помогая раскрытию содержания. Теперь уже может быть осмыслен характер музыки, спетой без слов или исполненной на инструменте.
Осознанное восприятие опирается на новые музыкальные понятия -г- скорость движения в песне (темп), различная длительность звуков (ритм), движение мелодии по высоте, характер движения (плавный и отрывистый). Эти новые понятия фиксируются при помощи соответствующих терминов и нотных знаков.

Во II классе дети воспринимают песни с более разнообразными средствами выражения, например, могут различать пляски подвижные и плавные (хороводные), отличать русские народные плясовые мелодии от танцев, например польки или вальса, которые, в свою очередь, также разнятся друг от друга, по характеру музыки. Если песни, разучиваемые в I классе, имеют в своей основе один образ, то во II классе становятся доступными произведения, заключающие в себе сопоставления и контрасты.
В III классе продолжается работа над дальнейшим развитием музыкальной восприимчивости учащихся, благодаря чему становится возможным восприятие и осмысливание более сложных образов. Выдвигается задача восприятия и такой музыки, образы которой могут быть восприняты лишь опосредованно, музыки, которая, может быть, и не сразу найдет эмоциональный отклик у детей. Это уже песни, менее четкие в смысле ритмической структуры, песни широкого дыхания, с большими протяженными фразами и разнообразными выразительными интонациями, с большей распевностью, подчас затушевывающей слово, песни, требующие для своего восприятия какой-то опоры, которой предшествующий музыкальный опыт детей не дает. В этом случае могут сыграть большую роль представления, которые создаются словом учителя, прочитанным рассказом, восстановлением в памяти событий и образов, знакомых по учебной работе, по книгам, кино и т. д. Эти посредствующие звенья дают возможность новых переживаний в связи с музыкой, чем чрезвычайно обогащается восприятие и расширяется музыкальный кругозор учащихся.

Работая с третьеклассниками, учитель ставит перед ними задачу не только определить общий характер песни в связи с содержанием, но и разобраться в ее музыкальном языке — в мелодии, ладе, темпе, динамике и других средствах выразительности. Например, сравнивая «Наш край» Д. Кабалевского и «Песню о Родине» А. Филиппенко, учитель помогает детям понять, как по-разному музыка раскрывает одну и ту же тему — тему любви к Родине. Сопоставляя песни, учащиеся выясняют, с помощью каких средств создается различный характер этих песен.
В беседе о песнях учитель максимально привлекает детей к самостоятельным высказываниям по поводу мыслей и чувств, вызванных музыкой, приучая их находить точную характеристику музыкального образа.
Важным средством углубления восприятия является исполнение песни. При умелом руководстве учителя это дает возможность детям глубже пережить содержание произведения, лучше прочувствовать его.