В книге авторов - кандидата медицинских наук 3. И. Аникеевой и солиста
Молдавского государственного театра оперы и балета заслуженного артиста
МССР Ф. М. Аникеева - приведены сведения об анатомическом строении голосового
аппарата, об ощущениях, возникающих в процессе пения у певцов, и их
изменениях, появляющихся под воздействием неблагоприятных факторов среды
и перенапряжении голоса, а также о мерах профилактики и лечении заболеваний
ЛОРорганов.
Даётся описание упражнений, направленных на развитие певческого дыхания
и артикуляционного аппарата вокалиста, которые авторы на основании многолетней
работы с профессионалами
голоса считают наиболее эффективными. Приведены приёмы, улучшающие физическую
выносливость и укрепляющие психическую сферу певца, и советы по наиболее
рациональной организации режима певца в повседневной жизни.
Книга предназначена для лиц певческой и речевых профессий, фониаторов,
отоларингологов, студентов консерваторий и музыкальных училищ, вокальных
З.И. Аникеева, Ф.М. Аникеев
Как развить певческий голос
Кишинев, “ШТИИНЦА”, 1981г.
(pdf, 2 Мб)
содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рост материального благосостояния населения нашей страны способствует бурному
развитию искусства и художественной самодеятельности, что обусловливает
рост числа лиц, деятельность которых связана с интенсивной ежедневной нагрузкой
на голосовой аппарат, в частности с пением. Их количество ежегодно увеличивается
и в настоящее время исчисляется сотнями тысяч. В связи с этим нередки случаи
заболеваний голосового аппарата, которые ограничивают или могут привести
к полной потере возможности профессионального использования голоса.
Неполноценность певческого голоса обусловливается такими причинами, как
непропорциональное развитие мускулатуры различных частей голосового аппарата;
несогласованность в их работе, возникающая в результате длительного пользования
голосом в профессиональных целях или недостаточно высокой вокальной техники;
особенности анатомического строения голосового аппарата, различные заболевания
органа слуха, гортани, полости рта, придаточных пазух носа
и т. д.
Консультируя подобных больных, оториноларингологи и фониатры встречаются
с большими трудностями, особенно в случаях нарушения механизма голосообразования
у певцов, так как практические рекомендации по восстановлению голоса у вокалистов
в настоящее время еще недостаточно разработаны. К этому следует добавить,
что изданные руководства по фониатрии И. Левидова (1939), М. И. Фомичева
(1949) стали в настоящее время библиографической редкостью, а в монографии
В. Г. Ермолаева, Н. Ф. Лебедевой, В. П. Морозова (1970)
вопросы практической фониатрии, связанные с постановкой голоса, не затрагиваются.
В связи с этим, основываясь на итогах многолетней работы с профессиональными
певцами, мы сочли необходимым описать ряд упражнений, развивающих певческий
голос. Не претендуя на полное освещение всех проблем патологии голоса и
его лечения, мы коснулись только тех вопросов, которые представляют определенный
интерес как для врачей-фониатров, так и для лиц, занимающихся пением.
В монографию включены данные об анатомии и физиологии голосового аппарата
и об ощущениях, которые возникают у певца в процессе пения. Подробно описываются
упражнения, направленные на развитие дыхания и артикуляционного аппарата,
на улучшение физической выносливости
и укрепление психической сферы певца. Приводятся также сведения о режиме
певца в повседневной жизни.
Книга предназначена для фониатров, оториноларингологов, вокальных педагогов и вокалистов. Авторы надеются, что данная книга одним читателям поможет расширить свои познания в области фониатрии, другим— развить голосовой аппарат и на длительный период сохранить голос высокопрофессиональным.