Артур Капп родился 28 февраля 1878 года в селении (ныне городе) Сууре-Яни,
в семье школьного учителя. Его отец, обладавший музыкальным образованием
и исполнявший обязанности сельского органиста, научил сына играть на фортепьяно
и органе. Увидев выдающиеся способности мальчика, отец отправил его в
1891 году учиться в Петербургскую консерваторию.
В консерватории Капп был зачислен в класс органа Л. Гомилиуса, игру на
фортепьяно изучал под руководством Ф. Черни, а теорию, гармонию, контрапункт
и фугу проходил под руководством А. Лядова и А. Бернгарда. Одновременно
он обучался при консерватории в общеобразовательных классах. В 1897 году
Капп поступил в класс практического сочинения Н. Римского-Корсакова и
вскоре окончил консерваторию по двум специальностям: в 1898 году — по
игре на органе, в 1900 году — по композиции.
Приехав в Петербургскую консерваторию мальчиком и воспитываясь в ней в
течение девяти лет, Капп сумел особенно глубоко и органично впитать в
себя опыт русской музыки вместе с традициями мировой музыкальной классики.
В эти годы определилось его тяготение к монументальным инструментальным
формам как средству обобщенного воплощения драматической идеи. Но при
этом Капп никогда не отрывался от родной почвы, от мыслей и чаяний эстонского
народа.
В студенческие годы и непосредственно после окончания консерватории Капп
написал сонату для органа (1897), «Сонатное аллегро» для скрипки и фортепьяно
(1898), увертюру «Дон Карлос» для симфонического оркестра (1899), кантату
«Рай и Пери» (1900), «Гимн к столетию рождения Ф. Р. Крейцвальда» для
хора с оркестром и «Хоральные вариации» для органа (1902). Кроме того,
им был сочинен ряд хоров a cappella на слова эстонских поэтов (в том числе:
«Мое. сердце», «Просьба» и др.) и несколько романсов («По лесной дороге»,
«В оковах», «К облаку», «Не ветер, вея с высоты» и др.).
По окончании консерватории Капп на некоторое время остался в Петербурге,
давая уроки музыки и руководя хором Общества эстонских ремесленников.
В качестве органиста он с успехом концертировал во многих городах России,
включая Эстонию и Финляндию. В 1904 году он принял назначение в Астрахань
директором Музыкального училища Русского музыкального общества. В Астрахани
Капп отлично наладил преподавательскую работу в училище и существенно
обогатил художественную жизнь города симфоническими и камерными концертами,
оперными спектаклями, исполнением кантат и ораторий. К астраханскому периоду
относится ряд произведений Каппа в разных жанрах. Особенно важное место
в истории эстонской национальной музыки заняли «Сюита № 1 на эстонские
народные темы» для симфонического оркестра (1906—1912) и кантата «К солнцу»
(1910), а также некоторые хоровые песни.
Регулярно наезжая в эти годы в Эстонию, Капп выступал органистом и дирижером
в городах и селах. В 1909 году он дирижировал на Тартуском певческом празднике,
в 1910 году — на Седьмом Всеобщем певческом празднике в Таллине.
После Великой Октябрьской социалистической революции Капп активно содействовал
строительству в Астрахани советской музыкальной культуры. В
1918 году им был написан струнный квинтет, в котором композитор разрабатывал
народные мелодии, в
1919 голу—кантата «Пробудись, народ».
В 1920 году Капп переехал в Таллин, приняв на себя обязанности оперного
и симфонического дирижера в театое «Эстония», которые выполнял до 1924
года. В 1920—1943 годах он преподавал композицию в Таллинской Высшей музыкальной
школе (консерватории), где в 1925 году получил звание профессора. В числе
учеников Каппа были его сын Эуген Капп, Густав Эрнесакс и много других
видных музыкантов.
В продолжение двадцати лет буржуазного режима в Эстонии А. Капп сохранял
верность реалистическим принципам и связи с передовой русской культурой.
Однако в некоторых сочинениях он отдал дань субъективизму и религии. К
числу его лучших произведений этого времени относятся: Первая симфония,
в финале разрабатывающая эстонскую крестьянскую антикрепостническую песню
(1924), Втлоая оркестровая сюита на напевы эстонских рун (1930). оратория
«Иов» (1931), «Токката» для органа (1932), трио для органа, скрипки и
виолончели (1935), отдельные романсы и хоры.
После восстановления в Эстонии Советской власти А. Капп впервые смог полностью
отдаться композиторской работе. С огромной, несмотря на преклонный возраст,
творческой силой и быстротой он создал целый ряд крупных сочинений, значительных
по содержанию и мастерству. Среди них: «Концертная рапсодия» для фортепьяно
и симфонического оркестра (1944—1945), Вторая симфония, двойной концерт
для кларнета и валторны с оркестром и Второй органный концерт (1945),
виолончельный концерт (1946), Третья симфония, «Праздничная увертюра»
и Четвертая сюита для симфонического оркестра (1947), Четвертая симфония
и Вторая органная соната (1948), Пятая симфония с хорами (1949—1952).
Наиболее широкое общественное признание получили Четвертая симфония, посвященная
тридцатилетию ВЛКСМ и носящая название «Молодежной», и Пятая симфония,
названная композитором «За мир»,
В 1945 году Каппу было присвоено звание заслуженного деятеля искусств
ЭССР. 14 марта 1952 года Артур Капп умер в Сууре-Яни.
Сюита № 1 на эстонские народные темы
Первая сюита А. Каппа на эстонские народные темы для симфонического оркестра
состоит из четырех частей. Начальные две части были написаны в 1906 году,
в связи с торжеством открытия здания театра «Ванемуйне» в Тарту, где и
были в том же году впервые исполнены. Третья и четвертая части были написаны
в 1912 году и годом позднее впервые исполнены в Таллине. Положив в основу
сюиты подлинные народные мелодии, Капп подверг их многостороннему развитию
в целях создания ярких и правдивых картин жизни эстонского народа. При
этом Капп симфонизировал изложение, умело применив разнообразные ресурсы
музыкального письма — гармонические, полифонические, фактурные, тембровые.
Первая часть сюиты — Анданте. Главной темой этой части Капп избрал лирическую
песню «Приходи», повсеместно известную в хоровой обработке Мийны Хярмы
(см. стр. 330). Не изменив самого напева, композитор придал ему взволнованный,
тревожный характер посредством неустойчивого, лишенного метрических опор
аккомпанемента на остинатном нисходящем басу и путем оплетания подвижными,
текучими подголосками. Кратковременным просветлением служит проведение
второй, танцевальной половины песни, но, быстро промелькнув, она исчезает
и больше уже не возвращается. Возникающая в виде каденции мелодия валторны
образует переход к среднему разделу первой части. Она воспроизводит типичный
для старой эстонской деревни наигрыш пастушьего рога и постепенно преобразуется,
вырастая в звучности, динамизируясь и к концу приобретая мощь и боевую
устремленность. Достигнув кульминации, движение внезапно обрывается. Вновь
появляется печальная главная тема, открывая укороченную репризу. Сперва
она сплетается с отголоском только что господствовавшего наигрыша, теперь
звучащего мягко и жалобно, а затем остается одинокой на неустойчивом (как
в начале), мало-помалу затухающем фоне. В партитуре Капп не предпослал
этой части словесной программы. Однако при одном из ранних исполнений
автор дал следующее сюжетное истолкование: «На чужбине. — Воспоминания
о детстве. — Рассказ бабушки о народных героях. — Далекая родина».
Вторая часть сюиты — Скерцо, контрастирующее предыдущей своим буйным весельем,
В основе скерцо лежит крестьянская свадебная песня:
Пойте, парии молодые,
Жены, старики седые!
Ешьте, пейте, пойте, гости,
Скуку и печаль отбросьте!
Незамысловатый и бойкий напев этой песни развивается в одночастной форме,
путем регистровых перемещений, тембровых изменений и мотивной разработки.
Непрерывность, устремленность и красочность скерцо создают образ ничем
не омрачаемого народного гулянья. Бытовая конкретизация достигается имитацией
волынки, обычно сопровождавшей народные развлечения в старой Эстонии.
Третая часть сюиты — Тема с вариациями; в ней трансформируется один из
эстонских народных видов вальса. Четвертая часть — Финал, построенный
на шуточной народной песне «Козлик, где ты был». Появляющаяся в финале
реминисценция главной темы первой части придает всему циклу смысловое
единство.
Усматривая свою главную творческую задачу в создании музыкальных произведений крупной формы, Капп написал, вместе с тем, значительное количество небольших вокальных пьес. Несмотря на иной масштаб и на жанровую специфичность, они родственны большим инструментальным сочинениям Каппа по основной направленности и общему складу. В частности, это относится к романсам Каппа — серьезным и, в большинстве, драматическим по содержанию, в которых композитор использовал богатые и подчас сложные, средства художественного выражения.
По лесной дороге. Романс на слова К. Э. Сёёта (см. выше), написанный в
1895 году и впервые напечатанный в 1904 году. Полный душевной теплоты
и, одновременно, горькой думы о безвозвратно ушедшей юности, романс этот
построен в трехчастиой форме, с контрастным противопоставлением песенности
(в первой и третьей частях) и речитатива (в средней части).
В оковах. Другой романс на слова Сёёта, написанный в период занятий у
Н. Римского-Корсакова и также изданный в 1904 году. Суровый и страстный,
он построен в сквозной форме, давшей композитору возможность чутко следовать
за каждым оттенком мысли стихотворения. Соблюдая в вокальной партии принцип
строгой, но гибкой декламации, Капп углубил образную выразительность активным
фортепьянным сопровождением, с напряженным сиикопирова» нием, с подчеркнутой
акцентуацией, гармоническими задержаниями, мелодизированным басом. Лишь
в момент передачи заветной мечты пленника о свободе музыка приобретает
некоторую распевность.
К облаку. Третий романс на слова Сёёта, также относящийся к концу пребывания
Каппа в Петербургской консерватории и впервые опубликованный, вместе с
двумя предыдущими, в 1904 году. Это — превосходный и редкий пример предельно
лаконичного романса, в котором светлый образ вызвал простое, ясное строение
и прозрачную фактуру.
К солнцу
Кантата «К солнцу» написана на текст Михкеля Веске (1843—1890), выдающегося
эстонского демократа-просветителя, ученого и поэта. Патриотическая идея
стихотворения Веске облечена в форму обращения к солнцу — подателю благ
и счастья трудящемуся человечеству. При этом образ встающего на востоке
светила был поэтом аллегорически связан с образом русского народа —>
друга на востоке, принесшего эстонцам освобождение от немецких захватчиков-феодалов.
Кантата предназначена для солиста-тенора, хора, симфонического оркестра
и органа. Она состоит из нескольких звеньев, исполняющихся без перерыва.
Открывается кантата оркестровым вступлением, непосредственно переходящим
в четырехголосный полифонический хор — прославление солнца, дарующего
миру жизнь и силы. Появляющиеся в оркестре ритмические и интонационные
обороты марша открывают патетический рассказ солиста, поддерживаемого
мужским хором, о героическом прошлом эстонского народа и его многовековой
борьбе за независимость. Краткое величание русского народа-друга и мольба
о ниспослании счастливой доли приводят к мощному заключительному хору,
гордо утверждающему право родной страны на самобытность и свободу,
Кантата «К солнцу» была сочинена в 1910 году и впервые исполнена при открытии
нового здания театра «Эстония» в Таллине, в 1913 году.
Лембиту — герой освободительной борьбы эстонского народа против немецких
рыцарей, сумевший временно объединить разрозненные эстонские земли для
отпора врагу и мужественно погибший в бою 21 сентября 1217 года.