Антология классической музыки народов СССР

Ноты для хора

Народная музыка, мелодии, ноты для хора

 

Ю. ТАЛЛАТ-КЕЛПША

 

Юозас Таллат-Келпша родился 1 января 1889 года (по старому стилю: 20 декабря 1888 года) в местечке Калнуяй, Каунасского района (тогда Ковен-ской губернии), в семье органиста. Общее образование он получил в Илакяйской сельской школе и в Па-лангаской гимназии, а начальное музыкальное — у своего отца и в Рокишкской органной школе.
В 1905—1907 годах Таллат-Келпша работал в Вильнюсе школьным учителем, в то же время обучаясь в Музыкальном училище Русского музыкального общества по классу виолончели и управляя любительскими хорами. В 1906 году семнадцатилетний юноша стал руководителем хора Литовско-Жмудского общества взаимопомощи, когда основатель хора М. Петраускас был вынужден скрыться от преследований полиции; для концертов этого хора он сделал свои первые обработки народных песен. В 1907 году Таллат-Келпша выступил в качестве автора музыки и дирижера спектакля «Эгле, королева ужей», успех которого решил его дальнейшую судьбу.

Осенью 1907 года Таллат-Келпша был на собранные для него средства отправлен в Петербургскую консерваторию. Здесь он занимался в классах А. Лядова, Я. Витола и М. Штейнберга, не только обучавших молодого композитора профессиональному мастерству, но и обращавших его внимание на важность изучения музыкального творчества своего народа. Одновременно с занятиями в консерватории Таллат-Келпша дирижировал литовскими хорами и спектаклями, аккомпанировал в концертах, преподавал в гимназии, а на каникулах собирал в деревнях народные песни. Кроме учебных работ, он в студенческие годы сочинил музыку к нескольким театральным пьесам и ряд вокальных произведений, в том числе — обработок народных песен. Наряду с литовскими, он записывал и обрабатывал также белорусские песни. Общее число записанных им народных песен превысило семьсот.
В 1916 году Таллат-Келпша окончил консерваторию и был призван на военную службу. В 1917 году из печати вышел его сборник народных песен «Соловей» для школьных хоров. В 1918 году он был демобилизован и поступил в Вильнюсскую литовскую гимназию в качестве преподавателя музыки.
После установления в Литве Советской власти, Таллат-Келпша был в феврале 1919 года назначен, членом музыкальной коллегии Народного комиссариата просвещения. Для подготовки к введению государственной системы музыкального образования он был командирован в Москву, а затем приступил к организации национального оперного театра. Однако иностранная интервенция и захват власти националистической буржуазией сорвали начатое в Литве советское культурное строительство.

 

 

Проведя около года в Берлине, где он совершенствовался в Академии искусств под руководством Г. Шумана, Таллат-Келпша с 1920 года преподавал в Каунасе в музыкальном училище, а с 1933 года— в консерватории и был одним ив основателей и долголетним (первые годы — бессменным) дирижером оперного театра. В продолжение всего периода буржуазного господства Таллат-Келпша, сохраняя верность реалистическим традициям, создал много новых обработок народных песен, романсов и хоров, написал несколько оркестровых и фортепьянных пьес. Особую популярность из его оригинальных сочинений этих лет получили песня «В моей душе сегодня праздник», дуэт «Где ровные поля», фортепьянная «Сказка» и др. В 1938 году Таллат-Келпша закончил оперу «Дочь старшины», но сцены она не увидела.
Восстановление в 1940 году в Литве Советской власти вызвало у Таллат-Келпши огромный творческий подъем. Непосредственно откликаясь на величественные события в истории родины, Таллат-Келпша сочинил на слова литовских советских поэтов несколько песен («Народный праздник», «Песня свободы», «От Шешупе до Кавказа» и др.). Он был членом оргкомитета Союза советских композиторов Литовской ССР и деятельно готовился, в качестве композитора и дирижера, к предстоявшей в Москве декаде литовского национального искусства.
В годы Великой Отечественной войны Таллат-Келпша перенес жесточайшие тяготы оккупационного режима. Одно время ему даже пришлось служить простым канцеляристом и музыкой заниматься лишь урывками. Тем не менее, и в эти годы он создал столь значительное произведение, как «Баллада о погибшем воине» на слова и напев народной песни (1943).
Послевоенные годы были самым ярким и плодотворным периодом творческой жизни Таллат-Келпши. В освобожденной Литве он вновь занял свое место в оперном театре и возобновил преподавание в Каунасской консерватории. Он написал ряд песен на советскую тематику («Вчера еще пожарища пылали», «Окончилась буря войны», «Ленину», «Люди трудятся» и др.), оркестровую «Увертюру на литовские темы» (1945), «Парафразы на народную тему» для фортепьяно, сюиту для деревянных духовых (1946), «Кантату о Сталине» на слова С. Нерис (1947) и др.
В 1945 году Таллат-Келпше было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Литовской ССР. В 1948 году он переехал в Вильнюс и был избран председателем Союза советских композиторов Литовской ССР. В том же году он был утвержден в ученом звании профессора, а на Первом Всесоюзном съезде советских композиторов его избрали членом правления Союза советских композиторов СССР.
5 февраля 1949 года Таллат-Келпша внезапно скончался в Вильнюсе за дирижерским пультом.

 

Вокальные произведения

 

Вокальная музыка находилась в центре творческих интересов Таллат-Келпши на протяжении всей жизни. Подобно другим литовским композиторам-демократам, Таллат-Келпша много занимался обработкой народных песен — для хора, для сольного пения, иногда для вокального ансамбля.
Обработки Таллат-Келпши могут быть разбиты на две основных группы. В одних случаях композитор строго сохранял свойственную народной практике и повторяющуюся в зависимости от количества строф словесного текста куплетную форму песни. Тогда он добивался наиболее полного раскрытия в фортепьянном аккомпанементе содержащихся в напеве образных и структурных возможностей. В других случаях Таллат-Келпша расширял и углублял песню — то путем видоизменения напева, то путем развития его отдельных составных частей, то путем его сопоставления и сочетания с новыми, привнесенными композитором элементами. Подобные свободные обработки, по существу, являлись уже самостоятельными сочинениями Таллат-Келпши на слова и темы народных песен. Лучшие из них были затем композитором инструментованы для исполнения с симфоническим оркестром.
Наряду с обработками народных песен Таллат-Келпша сочинил ряд оригинальных сольных и хоровых произведений на тексты литовских поэтов, составивших яркий и ценный вклад в национальную художественную культуру.

«Не соколы рябые». Одно из самых ранних произведений Таллат-Келпши, явившееся, вместе с тем, вообще одним из первых литовских романсов. Оно было написано в 1908 году на текст выдающегося литовского поэта Людаса Гиры (1886—1946), творчество которого отличается особенной близостью к народным истокам. В этом романсе молодой композитор с большой силой, насытив мелодию многими типичными литовскими оборотами, воплотил образ тоскующего крестьянского юноши. Он построил романс, вслед за стихотворением, в виде двукратно повторяющейся строфы, но во второй раз внес в музыку частичное изменение, введя интонации жалобы-стона, что придало форме куплетно-вариациониый облик. В 1934 году Таллат-Келпша инструментовал фортепьянное сопровождение романса для симфонического оркестра.
«Ах, какой приятный отдых». Строгая обработка западнолитовской (жемайтийской) рыбацкой песни, сделанная в 1914 году. В точности сохранив мелодию и куплетную форму песни, Таллат-Келпша лишь снабдил ее фортепьянным сопровождением. Желая подчеркнуть н углубить светлый, спокойный склад песни, композитор придал аккомпанементу вид мерного последования полнозвучных аккордов в однообразной арпеджированиой фактуре.

«Матушка всё горевала». Свободная обработка лирико-повествовательной народной песни, в разных словесных и мелодических вариантах распространенной по всей Литве. Опираясь на наличие в тексте песни сюжетного развития, Таллат-Келпша создал в своей обработке и музыкальное развитие. В соответствии с «балладным» содержанием текста, он этого достиг путем драматизации и контрастного противопоставления, а в каждом разделе использовал вариационный метод. В результате песня приобрела сложную трехчастную форму с коротким вставным речитативным эпизодом перед репризой (AA1+BB1C+А2А1)- Обработка была сделана Таллат-Келпшей в 1915—1916 году, а в 1934 году он инструментовал фортепьянное сопровождение для симфонического оркестра.
«Ой ты, милый паренёк!» Свободная обработка народной шуточной песни, также относящаяся к 1915—1916 году. Содержащийся в тексте песни диалог между девушкой и юношей дал Таллат-Келпше повод построить обработку в виде задорного вокального дуэта. Избрав закономерную для данного жанра куплетно-вариацноиную форму, композитор сосредоточил всю выразительность в вокальных партиях. Поэтому он сконцентрировал внимание на их взаимоотношении при последовательном и одновременном звучании, то есть на задаче полифонического голосоведения. Фортепьяно же в данной обработке выполняет преимущественно фоновую роль, образуя равномерно пульсирующую гармоническую основу.

Антология классической музыки народов СССР