Юозас Таллат-Келпша родился 1 января 1889 года (по старому стилю: 20
декабря 1888 года) в местечке Калнуяй, Каунасского района (тогда Ковен-ской
губернии), в семье органиста. Общее образование он получил в Илакяйской
сельской школе и в Па-лангаской гимназии, а начальное музыкальное — у
своего отца и в Рокишкской органной школе.
В 1905—1907 годах Таллат-Келпша работал в Вильнюсе школьным учителем,
в то же время обучаясь в Музыкальном училище Русского музыкального общества
по классу виолончели и управляя любительскими хорами. В 1906 году семнадцатилетний
юноша стал руководителем хора Литовско-Жмудского общества взаимопомощи,
когда основатель хора М. Петраускас был вынужден скрыться от преследований
полиции; для концертов этого хора он сделал свои первые обработки народных
песен. В 1907 году Таллат-Келпша выступил в качестве автора музыки и дирижера
спектакля «Эгле, королева ужей», успех которого решил его дальнейшую судьбу.
Осенью 1907 года Таллат-Келпша был на собранные для него средства отправлен
в Петербургскую консерваторию. Здесь он занимался в классах А. Лядова,
Я. Витола и М. Штейнберга, не только обучавших молодого композитора профессиональному
мастерству, но и обращавших его внимание на важность изучения музыкального
творчества своего народа. Одновременно с занятиями в консерватории Таллат-Келпша
дирижировал литовскими хорами и спектаклями, аккомпанировал в концертах,
преподавал в гимназии, а на каникулах собирал в деревнях народные песни.
Кроме учебных работ, он в студенческие годы сочинил музыку к нескольким
театральным пьесам и ряд вокальных произведений, в том числе — обработок
народных песен. Наряду с литовскими, он записывал и обрабатывал также
белорусские песни. Общее число записанных им народных песен превысило
семьсот.
В 1916 году Таллат-Келпша окончил консерваторию и был призван на военную
службу. В 1917 году из печати вышел его сборник народных песен «Соловей»
для школьных хоров. В 1918 году он был демобилизован и поступил в Вильнюсскую
литовскую гимназию в качестве преподавателя музыки.
После установления в Литве Советской власти, Таллат-Келпша был в феврале
1919 года назначен, членом музыкальной коллегии Народного комиссариата
просвещения. Для подготовки к введению государственной системы музыкального
образования он был командирован в Москву, а затем приступил к организации
национального оперного театра. Однако иностранная интервенция и захват
власти националистической буржуазией сорвали начатое в Литве советское
культурное строительство.
Проведя около года в Берлине, где он совершенствовался в Академии искусств
под руководством Г. Шумана, Таллат-Келпша с 1920 года преподавал в Каунасе
в музыкальном училище, а с 1933 года— в консерватории и был одним ив основателей
и долголетним (первые годы — бессменным) дирижером оперного театра. В
продолжение всего периода буржуазного господства Таллат-Келпша, сохраняя
верность реалистическим традициям, создал много новых обработок
народных песен, романсов и хоров, написал несколько оркестровых и
фортепьянных пьес. Особую популярность из его оригинальных сочинений этих
лет получили песня «В моей душе сегодня праздник», дуэт «Где ровные поля»,
фортепьянная «Сказка» и др. В 1938 году Таллат-Келпша закончил оперу «Дочь
старшины», но сцены она не увидела.
Восстановление в 1940 году в Литве Советской власти вызвало у Таллат-Келпши
огромный творческий подъем. Непосредственно откликаясь на величественные
события в истории родины, Таллат-Келпша сочинил на слова литовских советских
поэтов несколько песен («Народный праздник», «Песня свободы», «От Шешупе
до Кавказа» и др.). Он был членом оргкомитета Союза советских композиторов
Литовской ССР и деятельно готовился, в качестве композитора и дирижера,
к предстоявшей в Москве декаде литовского национального искусства.
В годы Великой Отечественной войны Таллат-Келпша перенес жесточайшие тяготы
оккупационного режима. Одно время ему даже пришлось служить простым канцеляристом
и музыкой заниматься лишь урывками. Тем не менее, и в эти годы он создал
столь значительное произведение, как «Баллада о погибшем воине» на слова
и напев народной песни (1943).
Послевоенные годы были самым ярким и плодотворным периодом творческой
жизни Таллат-Келпши. В освобожденной Литве он вновь занял свое место в
оперном театре и возобновил преподавание в Каунасской консерватории. Он
написал ряд песен на советскую тематику («Вчера еще пожарища пылали»,
«Окончилась буря войны», «Ленину», «Люди трудятся» и др.), оркестровую
«Увертюру на литовские темы» (1945), «Парафразы на народную тему» для
фортепьяно, сюиту для деревянных духовых (1946), «Кантату о Сталине» на
слова С. Нерис (1947) и др.
В 1945 году Таллат-Келпше было присвоено звание заслуженного деятеля искусств
Литовской ССР. В 1948 году он переехал в Вильнюс и был избран председателем
Союза советских композиторов Литовской ССР. В том же году он был утвержден
в ученом звании профессора, а на Первом Всесоюзном съезде советских композиторов
его избрали членом правления Союза советских композиторов СССР.
5 февраля 1949 года Таллат-Келпша внезапно скончался в Вильнюсе за дирижерским
пультом.
Вокальная музыка находилась в центре творческих
интересов Таллат-Келпши на протяжении всей жизни. Подобно другим литовским
композиторам-демократам, Таллат-Келпша много занимался обработкой народных
песен — для хора, для сольного пения, иногда для вокального ансамбля.
Обработки Таллат-Келпши могут быть разбиты на две основных группы. В одних
случаях композитор строго сохранял свойственную народной практике и повторяющуюся
в зависимости от количества строф словесного текста куплетную форму песни.
Тогда он добивался наиболее полного раскрытия в фортепьянном аккомпанементе
содержащихся в напеве образных и структурных возможностей. В других случаях
Таллат-Келпша расширял и углублял песню — то путем видоизменения напева,
то путем развития его отдельных составных частей, то путем его сопоставления
и сочетания с новыми, привнесенными композитором элементами. Подобные
свободные обработки, по существу, являлись уже самостоятельными сочинениями
Таллат-Келпши на слова и темы народных песен. Лучшие из них были затем
композитором инструментованы для исполнения с симфоническим оркестром.
Наряду с обработками народных песен Таллат-Келпша сочинил ряд оригинальных
сольных и хоровых произведений на тексты литовских поэтов, составивших
яркий и ценный вклад в национальную художественную культуру.
«Не соколы рябые». Одно из самых ранних произведений Таллат-Келпши, явившееся,
вместе с тем, вообще одним из первых литовских романсов. Оно было написано
в 1908 году на текст выдающегося литовского поэта Людаса Гиры (1886—1946),
творчество которого отличается особенной близостью к народным истокам.
В этом романсе молодой композитор с большой силой, насытив мелодию многими
типичными литовскими оборотами, воплотил образ тоскующего крестьянского
юноши. Он построил романс, вслед за стихотворением, в виде двукратно повторяющейся
строфы, но во второй раз внес в музыку частичное изменение, введя интонации
жалобы-стона, что придало форме куплетно-вариациониый облик. В 1934 году
Таллат-Келпша инструментовал фортепьянное сопровождение романса для симфонического
оркестра.
«Ах, какой приятный отдых». Строгая обработка западнолитовской (жемайтийской)
рыбацкой песни, сделанная в 1914 году. В точности сохранив мелодию и куплетную
форму песни, Таллат-Келпша лишь снабдил ее фортепьянным сопровождением.
Желая подчеркнуть н углубить светлый, спокойный склад песни, композитор
придал аккомпанементу вид мерного последования полнозвучных аккордов в
однообразной арпеджированиой фактуре.
«Матушка всё горевала». Свободная обработка лирико-повествовательной народной
песни, в разных словесных и мелодических вариантах распространенной по
всей Литве. Опираясь на наличие в тексте песни сюжетного развития, Таллат-Келпша
создал в своей обработке и музыкальное развитие. В соответствии с «балладным»
содержанием текста, он этого достиг путем драматизации и контрастного
противопоставления, а в каждом разделе использовал вариационный метод.
В результате песня приобрела сложную трехчастную форму с коротким вставным
речитативным эпизодом перед репризой (AA1+BB1C+А2А1)- Обработка была сделана
Таллат-Келпшей в 1915—1916 году, а в 1934 году он инструментовал фортепьянное
сопровождение для симфонического оркестра.
«Ой ты, милый паренёк!» Свободная обработка народной шуточной песни, также
относящаяся к 1915—1916 году. Содержащийся в тексте песни диалог между
девушкой и юношей дал Таллат-Келпше повод построить обработку в виде задорного
вокального дуэта. Избрав закономерную для данного жанра куплетно-вариацноиную
форму, композитор сосредоточил всю выразительность в вокальных партиях.
Поэтому он сконцентрировал внимание на их взаимоотношении при последовательном
и одновременном звучании, то есть на задаче полифонического голосоведения.
Фортепьяно же в данной обработке выполняет преимущественно фоновую роль,
образуя равномерно пульсирующую гармоническую основу.
Антология классической музыки народов СССР