Произведения для голоса композитора Дмитрия Аракишвили
Д.Аракишвили
Вокальные сочинения для голоса с фортепиано
составитель Н. Гудиашвили
на грузинском и русском языках
"Музыка", 1972г.
номер
7568
содержание:
под управлением Иосифа Ратиля. Хор дал в Армавире несколько концертов, из которых юный Аракишвили не пропустил ни одного, как зачарованный
слушая народные грузинские песни. С этих пор им овладевает страсть к музыке. Изучавший еще в церковном хоре нотную грамоту, юноша пытается
сам сочинять и записывать мелодии. Спустя некоторое время Аракишвили переезжает в Екатеринодар и там усердно занимается в любительском музыкальном кружке. Увлечение музыкой оказывается настолько сильным, что Аракишвили решает полностью посвятить себя ей. Он начинает самостоятельно изучать теорию.
В 1893 году было написано, а затем издано первое фортепианное сочинение композитора—«Грузинский танец». Ободренный успехом, Аракишвили решает отправиться в Москву, чтобы там продолжать учебу. Кое-как собрав деньги на дорогу, он, наконец, приезжает в Москву.
Аракишвили поступает в музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества в класс композиции А. Ильинского. Одновременно он занимается в классе дирижирования у Вильяма Кеса. Все семь лет, что Аракишвили провел в стенах училища, он пользовался неизменной поддержкой своего родственника, известного мецената Д. 3. Сараджишвили. Кроме того, как одаренный и старательный студент, Аракишвили, один из немногих, получал в училище стипендию. В годы учебы Аракишвили активно участвует в кружках и обществах, пишет статьи в грузинские и русские газеты. Так, в 1897 году в газете «Иверия» появляются его статьи: «Как сохранить народную песню», «О замене текстов в грузинской народной песне».
Молодой музыкант горячо пропагандирует наградную песню, дает концерты, читает доклады в Музыкально-этнографической комиссии общества естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. В 1901 году Аракишвили кончает училище и едет в экспедицию по Восточной и Западной Грузии. Он записывает на фонограф и издает со своими научными комментариями более 400 народных песен, пишет ряд исследований о грузинской музыке, обративших на себя внимание русской и зарубежной прессы. Своими трудами по фольклору Аракишвили внес неоценимый вклад в грузинскую музыкальную культуру.
С 1902 по 1917 год Аракишвили—преподаватель пения в московских школах. Он также — один из основателей Народной консерватории, где ведет курс теоретических дисциплин. В эти годы Аракишвили много выступает с лекциями, организует журнал «Музыка и жизнь». Он общается с.выдающимися деятелями русской музыкальной культуры — С. Танеевым, А. Аренским, М. Пятницким. Особенно большое влияние оказал на Аракишвили А. Т. Гречанинов, который заставил юного композитора поверить в свои силы. В это время Аракишвили пишет романсы, двухактную оперу «Сказание о Шота Руставели», с успехом выступает со своими произведениями в концертах. В 1913 году впервые исполняется увертюра и танцы из оперы «Шота Руставели» и симфоническая поэма «Гимн Ормузду», заложившая основы грузинского симфонизма. Симфонические концерты с участием Д. И. Аракишвили имели исключительный успех.
В 1918 году Аракишвили, всегда увлекавшийся историей культур различных народов, заканчивает с золотой медалью Московский археологический институт, получает звание ученого-археолога и переезжает на работу в Грузию. С 1918 по 1921 год Аракишвили — активный член Филармонического общества и преподаватель музыкального училища в Тифлисе. В 1919 году на тифлисской оперной сцене впервые ставится опера «Сказание о Шота Руставели». Это была первая грузинская опера, за которой последовали «Абесалом и Этери» 3. Палиашвили и другие. В 1927 году осуществляется постановка комической оперы Д. Аракишвили «Жизнь —радость» («Динара»); в 1932 году композитор пишет симфонию в 5-ти частях —в 1933 году под управлением автора она исполняется на Украине ив Азербайджане. В 1934 году была написана симфоническая поэма «Гимн нового Востока», продолжившая традиции грузинского симфонизма, заложенные «Гимном Ормузду».
Особую роль сыграл Аракишвили в создании. грузинского романса. Он очень много сделал для развития формы этого жанра; музыкальная мысль его романсов содержательна и лаконична, мелодическая линия пластична, эмоциональна. По духу они близки лучшим образцам русской вокальной лирики: недаром среди поэтов, к которым обращается композитор, не только грузинские мастера, но и такие классики русского стиха, как Пушкин и Фет. Написанные с глубоким и тонким знанием природы голоса, романсы Аракишвили стали неотъемлемой частью репертуара вокалистов. Широкое признание получили такие Произведения, как «На холмах Грузии» (слова А. Пушкина), «В царство розы и вин,а
— приди!» (слова А, Фета), «Догорела заря» (слова Косты Хетагурова), «В деревню» (слова В. Горгадзе), «Об аробной песне» (слова Г. Кучишвили).
Аракишвили сыграл огромную роль в деле развития грузинской профессиональной музыки и в деле воспитания молодых музыкантов. Он был профессором Тбилисской консерватории, в течение многих лет возглавлял ее, руководил Союзом композиторов Грузии. Был отмечен правительственными наградами, государственными премиями. Скончался Д. Аракишвили 13 августа 1953 года, похоронен в Дидубийском пантеоне общественных деятелей.
Творческое наследие Аракишвили обширно: две оперы, три симфонии, камерно-инструментальные пьесы, около 80 романсов, обработки народных песен, статьи по истории грузинской музыки. В настоящий сборник, приуроченный к 100-летию со дня рождения замечательного грузинского музыканта, вошла лишь небольшая часть из созданного им на протяжении многих десятилетий.
Н. Гудиашвили
Спасибо Антону за сборник!