Милий Балакирев - ноты для вокала - романсы и песни

Русские народные песни

Критико-биографический очерк

Сборники с нотами романсов и песен композитора Милия Балакирева для голоса, вокала в pdf

 

 

Скачать ноты _ ноты к песням Балакирева
М. Балакирев
Избранные романсы

для голоса с фортепиано
“Музыка”, 1974г., 1986г.
номер 4641 13455

содержание:

 

Вокальные произведения композитора Балакирева Скачать ноты

 

М. Балакирев
Избранные романсы и песни

для голоса с фортепиано
тетрадь 1
“Музыка”, 1978г.
номер 9997

содержание:

 

Настоящее собрание романсов и песен М. Балакирева (в двух тетрадях) является вторым, переработанным изданием сборника: М. Балакирев. Романсы и песни Музгиз, 1937 (редакция и вступительная статьи Г. Киселева). В настоящем издании сочинения расположены в хронологическом порядке: в первую тетрадь входят три так называемых «забытых» романса, сочиненных в 1855 году и опубликованных лишь полвека спустя в 1908 году издательством Циммермана, а также «Двадцать романсов» (1857—1865), дважды издававшиеся при жизни Балакирева. «Двадцать романсов» имеют две редакции; в нашем издании они публикуются в последней, за исключением «Колыбельной песни», «Еврейской мелодии» и «Грузинской песни», которые приводятся в двух редакциях, поскольку ранние варианты значительно отличаются от поздних и могут представить интерес для музыкантов.

Во вторую тетрадь входят «Десять романсов» (1895— 1896), «Романсы» (1903—1904), издававшиеся при жизни Балакирева, а также два романса, написанные в 1909 году и опубликованные посмертно.
В настоящем издании опущены “Вступительная статья и приложение к собранию 1937 года”, ссылки на автографы и первые издания, имеющие где то текстологический интерес; в сносках оговариваются лишь наиболее существенные отступления -композитора от текста стихотворений.

Ноты к романсам Балакирева Скачать ноты

 

 

М. Балакирев
Избранные романсы и песни

для голоса с фортепиано
тетрадь 2
“Музыка”, 1979г.
номер 10305

содержание:

 

Вокальные произведения Балакирева Скачать ноты

 

Балакирев Милий Алексеевич (1836—1910)

 

Имя этого композитора не принадлежит к самым знаменитым, а его произведения — к самым популярным. В книгах о музыке чаще упоминается «Балакиревский кружок», чем сам Балакирев как творческая личность. И все же именно как художник и человек Балакирев оказал большое влияние на ход развития русской музыки второй половины XIX века. Яркий талант, широта кругозора, активность натуры, огромное обаяние — все это сделало Балакирева магнитом, притягивавшим к себе самых талантливых представителей музыкальной молодежи конца 50-х и 60-х годов XIX века.

Милий Балакирев родился и вырос в Нижнем Новгороде (ныне город Горький). Его отец был чиновником, занимавшим в городе довольно видное положение. В семье любили и понимали музыку. Первой учительницей будущего композитора была его мать. Занятия с ней да еще недолгое обучение у профессионалов-педагогов — этим и ограничилось музыкальное образование подростка. Далее он совершенствовался в фортепианной игре самостоятельно и сумел так развить свои блестящие природные способности, что уже в пятнадцатилетнем возрасте начал выступать в концертах.
Произошло это в доме А. Д. Улыбышева, доме, который был центром музыкальной культуры в Нижнем Новгороде. Хозяин его был человеком широко образованным, часто выступавшим в печати как музыкальный критик. Его «Новая биография Моцарта», вышедшая в 1843 году на французском языке (на русский переведена позднее), была первым серьезным исследованием творчества Моцарта. В доме Улыбышева в Нижнем и в его родовом имении, расположенном поблизости, была большая библиотека, часто устраивались музыкальные вечера, звучала камерная и даже симфоническая музыка в исполнении музыкантов-любителей.
Улыбышев, заметив талант молодого Балакирева, искренно к нему привязался. На музыкальных вечерах в его доме будущий композитор приобрел опыт концертных выступлений как пианист, а потом и как дирижер. Выступления продолжались и в Казани, где Балакирев поступил в университет вольнослушателем математического факультета.
Всего девятнадцать лет было Балакиреву, когда он, переехав в Петербург, лично познакомился с Глинкой, музыку которого он, разумеется, знал -И раньше. Знакомство оказалось непродолжительным — через четыре месяца Глинка уехал за границу. Эта поездка была последней в его жизни. Но в Петербурге оставались друзья и последователи Глинки: А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов — композитор и критик, братья Стасовы, старший из которых, Владимир, вскоре стал ближайшим другом Балакирева. Будучи на двенадцать лет старше, Стасов обладал и более широким кругозором. Он много видел, путешествуя за границей, много читал, часто выступал в печати как критик и публицист. Стасов увлекался всем передовым и новым: статьями Белинского, романом Чернышевского «Что делать?». И в Балакиреве он нашел отзывчивого собеседника, не менее жадно, чем он сам, тянувшегося к передовым явлениям жизни и искусства. Письма молодых людей (а они переписывались постоянно, даже живя в одном городе) полны впечатлений от любимых книг, спектаклей, музыки.

Постепенно вокруг них группируется кружок молодых любителей музыки. Ядром кружка Балакирева были, кроме него самого, четверо друзей, впоследствии ставших известными композиторами. Тогда, в конце 50-х годов, никто из них еще не был профессионалом-музыкантом. Модест Мусоргский служил в Преображенском гвардейском полку, Цезарь Кюи был военным инженером. Николай Римский-Корсаков — офицером флота, только что возвратившимся из учебного кругосветного плавания. Позже к ним присоединился Александр Бородин — молодой профессор на кафедре химии.
В 1862 году кружок уже окончательно сложился. Его можно назвать «кружком двадцатилетних»: самому старшему, А. П. Бородину, было двадцать девять лет, младшему, Н. А. Римскому-Корсакову, всего восемнадцать! Тридцативосьмилетний Стасов мог бы казаться здесь представителем поколения отцов, если бы не его юношеский темперамент и задор. Балакирев, уже имевший опыт концертных выступлений, великолепно знавший музыкальную классику, естественно, становится главой кружка, учителем и советчиком талантливых, но менее опытных музыкантов. На собраниях кружка друзья показывали новые произведения, обсуждали их, спорили, шумели. Слово Балакирева, остро чувствовавшего как удачные, так и неудачные решения творческих задач, являлось самым веским.
Участников кружка сближала не только любовь к музыке, но и общность художественных идеалов. Вслед за Глинкой, перед которым они преклонялись, молодые композиторы стремились утвердить национальный стиль в музыке. Для этого было нужно глубоко осознать и историю своего народа, и проявления его творческого духа — былины, сказки, песни. Нужно было понять и развить принципы, лежащие в основе народного музыкального творчества. Но, горячо любя русское искусство, балакиревцы широко, свободно, талантливо вводили в русскую музыку — вслед за Глинкой! — образы Востока. Фортепианная фантазия Балакирева «Исламей» стала одним из первых образцов блестящей обработки народных восточных тем в инструментальной музыке.

Так из группы любителей сформировалось под руководством Балакирева столь яркое творческое направление, что это дало повод В. В. Стасову в одной из статей сказать: «...Сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Выражение «Могучая кучка» утвердилось в истории музыки для обозначения пяти основных представителей балакиревского кружка (а кроме композиторов, к нему примыкали и музыканты-исполнители, например сестры Надежда и Александра Пургольд — пианистка и певица).
Балакиревцы, и в первую очередь сам Милий Алексеевич, были людьми общественно активными. Не только Стасов, но и Кюи, и Бородин выступали со статьями, поддерживавшими все живое и свежее, громившими застой и рутину в искусстве. Они ратовали и за то, чтобы сделать музыкальное искусство достоянием самых широких масс. Много сил и энергии вложил Балакирев в создание Бесплатной музыкальной школы, которая явилась и концертной организацией, и учебным заведением самого демократического типа, о чем говорит уже само название. Концерты Бесплатной школы сильно отличались по программам и по составу слушателей от концертов Русского музыкального общества, хотя и в них Балакирев принимал участие как дирижер. Известность Балакирева росла. В 1867 году его пригласили в Прагу для постановки оперы Глинки «Руслан и Людмила», прошедшей с огромным успехом.
Конец 50-х и 60-е годы — пора расцвета Балакирева как композитора. В этот период написаны его лучшие произведения. Кроме уже упоминавшейся фантазии «Исламей», это была музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», «Увертюра на темы трех русских песен» и еще одна симфоническая увертюра — «1000 лет». Она написана под впечатлением статьи Герцена «Исполин просыпается», проникнутой жаждой пробуждения скрытых сил русского народа. Много писал Балакирев и вокальных сочинений. Это сборник обработок русских народных песен, записанных во время поездки по Волге; романсы на слова Пушкина, Лермонтова, те, в которых отражены пленившие композитора образы Кавказа («Песня Селима», «Грузинская песня»).

Но это блистательное начало имело совсем неожиданное продолжение. Любимое детище Балакирева — Бесплатная музыкальная школа — требовало не только энтузиазма, но и материальных средств, а их-то и не было. Чтобы поправить дела, композитор решил дать концерт в родном Нижнем Новгороде, но концерт не принес ни успеха, ни денег. И деятельность Бесплатной школы замерла. Для Балакирева это было таким ударом, от которого он, в сущности, так и не оправился. Дело в том, что при всей пылкости и активности натуры Балакирев легко впадал в отчаяние и пессимизм. Так произошло и после неудачного концерта.
Балакирев на несколько лет отходит от музыкально-общественной деятельности, поступив на службу в управление железных дорог. Отходит от своих друзей, сближается с людьми, совсем чуждыми его прежним, передовым взглядам. Возможно, что в этой перемене сыграли роль и какие-то личные причины, скрытые от всех, даже от друзей.
И когда Милий Алексеевич все же вернулся к творчеству, а отчасти и к музыкальной деятельности — это был уже не прежний Балакирев с его когда-то огненным темпераментом. Писал он теперь медленно, по многу раз переделывая написанное, нередко возвращаясь к замыслам молодых лет. Из сочинений, написанных после пережитого кризиса, лишь одно можно поставить в ряд с ранними. Это симфоническая поэма «Тамара» на сюжет стихотворения Лермонтова. Снова ожили краски природы Кавказа, таинственный мир преданий и легенд.

Но былой огонь, когда-то зажигавший сердца слушателей Балакирева, не погас бесследно. То, что не было доведено до конца самим композитором, нашло продолжение в творчестве его современников и последователей. Традиция «балакиревского Востока» живет и в советской музыке, прежде всего в творчестве композиторов республик Закавказья.
Основные сочинения. Для оркестра: две симфонии (1864—1897, 1908), Увертюра на тему испанского марша, Увертюра на темы трех русских песен, музыкальная картина «1000 лет» (1864, 2-я редакция — «Русь» — 1887), Чешская увертюра (1867, 2-я редакция — «В Чехии» — 1905), музыка к трагедии Шекспира «Король Лир» (1861, 2-я редакция 4-1905), симфоническая поэма «Тамара» (1882). Для фортепиано с оркестром: два концерта. Для одного фортепиано: фантазия «Исламей», две сонаты, мазурки, ноктюрны, вальсы и другие пьесы, переложения для фортепиано сочинений Глинки, Берлиоза, Бетховена и других композиторов. Для голоса и фортепиано: более сорока романсов на стихи Пушкина, Лермонтова, Кольцова, сборник русских песен.

В.Васина-Гроссман Книга о музыке и великих музыкантах