Сборники, арии и романсы с нотами
для голоса (сопрано) в сопровождении фортепиано
Арии и романсы зарубежных композиторов
Из репертуара В.В. Барсовой
для высокого голоса в сопровождении фортепиано
“Государственное музыкальное издательство”, 1960г.
номер м28211г
содержание:
ВАЛЕРИЯ ВЛАДИМИРОВНА БАРСОВА
Народная артистка СССР Валерия Владимировна Барсова—одна из замечательнейших
советских певиц. Ее 'Искусство ярко расцвело в 20—30-ые годы. Являясь
ведущей солисткой Большого театра в течение двух десятилетий, Валерия
Владимировна обогатила оперную сцену незабываемыми образами. Ее выступления
на концертной эстраде также заслужили самое широкое признание. С радостью
несёт Валерия Владимировна свое вдохновенное творчество советским людям.
За выдающиеся достижения в области театрально-вокального искусства В.
В. Барсова награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного знамени.
В 30-ые годы советский народ доверил артистке ряд ответственных и почетных
общественных должностей и избрал ее депутатом Верховного Совета РСФСР
первого созыва.
И сейчас В. В. Барсова самоотверженно отдает свои силы разнообразной общественной
работе: Валерия Владимировна является председателем секции музыкального
театра ВТО, председателем ЦДРИ, председателем жюри Всесоюзного конкурса
вокалистов. В лице Барсовой артистическая молодежь нашла чуткого и вдумчивого
воспитателя.
Валерия Владимировна Владимирова (Барсова—сценический псевдоним) родилась
в Астрахани в семье типографского служащего. Окончив гимназию и музыкальное
училище по классу фортепьяно, будущая певица в 1909 году приехала в Москву
и (поступила в консерваторию, завершив свое музыкальное образование сначала
как пианистка. Одно-, временно Валерия Владимировна училась пению под
руководством своей сестры, талантливой певицы и педагога консерватории
Марии Владимировны Владимировой, а после 1917 года — у профессора Мазетти.
В студенческие годы молодая актриса выступала в одном из музыкальных театров,
скрывая эти свои выступления, несовместимые по уставу с обучением в консерватории,
под именем Барсовой, Так родилась ее сценическая фамилия. На оперной сцене
В. В. Барсова дебютировала в 1917 году в партии Джильды («Риголетто» Дж.
Верди).
После Великой Октябрьской социалистической революции Валерия Владимировна
пела в Театре-студии художественно просветительного союза рабочих организаций,
где ей поручали ведущие партии в операх: «Похищение из сераля» Моцарта,
«Севильский цирюльник» Россини, «Паяцы» Леонкавалло, «Сказки Гофмана»
Оффенбаха, «Виндзорские кумуцжи» Николаи, «Гензель и Бретель» Гумпердинка.
В те же годы началась и концертная деятельность певицы. С 1917 года она
выступает на концертах-митингах, проходивших в воинских казармах, на заводах
АМО, «Динамо», «Богатырь»; дает концерты в красноармейском клубе в Лефортове;
участвует в гастролях по стране вместе с такими выдающимися музыкантами,
как В. И. Сук, М. М. Ипполитов-Иванов, под управлением которых поет Маргариту
в «Фаусте», Джильду в «Риголетто», Марфу в «Царской невесте».
Всеобщее внимание В. В. Барсова обратила на себя летом 1919 года, когда
блестяще спела партию Розины в одном спектакле с Ф. И. Шаляпиным (Базилио),
заменив заболевшую А.В. Нежданову. После удачи в спектакле Валерия Владимировна
была зачислена в труппу Большого театра. Шемаханская царица, Снегурочка,
Волхова, Царевна Лебедь в операх Римского-Корсакова; Антонида и Людмила
в операх Глинки; Джильда, Виолетта, Леонора («Трубадур»), Лакме, Джульетта
(«Ромео и Джульетта» Гуно, где она пела вместе с Л. В. Собиновым), Мими,
Чио-Чио-Сан, Манон — таков неполный перечень ролей, исполненных Валерией
Владимировной на сцене Большого театра. За каждой из них стоит этап творческих
искании актрисы в ее стремлении найти наиболее яркое и правдивое воплощение
образа. Художественной убедительности искусства В. В. Барсовой во многом
способствовало творческое общение с такими замечательными театральными
деятелями, как К. С, Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, под руководством
которых певица занималась актерским мастерством в оперной студии при Большом
театре и в Музыкальной студии при Художественном театре в начале 20-х
годов.
С 1925 года В. В. Барсова регулярно дает сольные концерты в Москве, гастролирует
по стране и за границей (Германия, Англия),поражая советскую и иностранную
публику совершенством своего исполнения. Валерия Владимировна неизменно
обращает свое искусство к народу — часто поет по радио, неоднократно выступает
в колхозах, на шахтах, в клубах и воинских частях. Её концертный репертуар
чрезвычайно разнообразен. Певица стремится обогатить свои концертные
программы, сделать их интересными и понятными, доходчивыми для самой широкой
аудитории. В ее исполнении звучат арии из 'национальных опер и песни «народов
СССР — русские, украинские, белорусские, киргизские, казахские, армянские,
азербайджанские, грузинские (именно исполнение Барсовой сделало популярной
в конце 30-х годов грузинскую народную песню «Сулико»).
Валерия Владимировна знакомит слушателей с вокальным творчеством советских
композиторов — Василенко, Глвдэра, Ипполитова-Иванова, Потоцкого, Корчмарева,
Александрова, Чишко, а также с забытыми, редко исполняющимися или вовсе
«е исполнявшимися у нас сочинениями. Ежегодно певица составляет новые
тематические программы. В «их входят малоизвестные сочинения русских композиторов
— Аренского, Направника, Танеева, Глазунова, Метнера, Кюи. Программы зарубежной
музыки, помимо сочинений Баха, Генделя, Глюка, Рамо, Люлли, Гайдна, Моцарта,
Вебера, Россини, Беллини, Доницетти, Верди, Обера, Масоне, Рихарда Штрауса,
Дебюсси и Бизе включают арии, романсы и песни менее известных композиторов,
среди них Шоосон, Регер, Леман, Шаминад, Изуар, Шарпаитье, Давид, Иомелли
и многие другие. Отличительной особенностью концертных программ В. В.
Барсовой было то, что певица включала в них инструментальные сочинения
в переложении для голоса с фортепьяно—из них наибольшей популярностью
пользовались пьесы Шопена, Полька Рахманинова, вальс «Венские вечера»
И. Штрауса и другие. Обработки обычно делал постоянный концертмейстер
Валерии Владимировны С. И. Мацюшевич. Стихотворные тексты для них писали
советские поэты. Иногда, делая переводы по просьбе В. В. Барсовой, они
изменяли содержание, оригинальных текстов — в тех случаях, когда они были
написаны не от женского лица или. могли быть непонятными дли широкой аудитории
слушателей (в их числе — «Тосканская серенада» Форе, «Хабанера» Альвареса,
«К ласточке» Дюрана, «Мандолина» Дебюсси, публикуемые в настоящем сборнике
с теми вариантами текстов, которые пелись В. В. Барсовой).
Настоящий сборник составлен В. В. Барсовой из произведений зарубежных
композиторов, входивших в ее концертные программы. Помимо общеизвестных
классических арий и романсов для лирико-колоратурного сопрано, в сборник
включены вокальные обработки инструментальных пьес («Фарандола» Бизе,
«Тени» Дебюсси, «Венские вечера» И. Штрауса) и такие сочинения, которые
впервые прозвучали в нашей стране в исполнении В. В. Барсовой.
Особую ценность этому изданию придает специальный подбор произведений
с тем расчетом, что они могут не только исполняться в отдельности, но
и все вместе составить полную, хорошо продуманную программу сольного концерта.
Катаева
Русский текст М. УЛИЦКОГО