Александр Бородин - ноты для вокала - романсы и песни

Романсы

Каватина Кончаковны для скрипки виолончели фортепиано

Жизнеописание, материалы и документы

И.Бэлза - Вторая симфония Бородина

Сборники с нотами романсов и песен композитора Александра Бородина для голоса, вокала в pdf

 

 

Скачать ноты романсов
А. Бородин
Избранные романсы и песни

для среднего голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1990г.
номер 14347

содержание:

 

Произведения композитора Бородина Скачать ноты

 

Скачать нотые сборники
А. Бородин
Романсы

на слова А. Бородина
для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1987г.
номер 3315

содержание:

 

Ноты к романсам Бородина Скачать ноты

 

 

 

Опера - ноты
А. Бородин
Ария Игоря

из оперы «Князь Игорь»
для голоса в сопровождении фортепиано
Киев, 1957г.
номер о172в

 

Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт надежды на спасенье,
Всё прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей.
И божья знаменья, угрозу
И бранной славы пир весёлый.
Мою победу над врагом
И бранной славы горестный конец,
Погром и рану, и мой плен,
И гибель всех моих полков,
Честно за Родину головы сложивших.

Погибло всё и честь моя, и слава,
Позором стал я земли родной.
Плен, постыдный плен -
Вот удел отныне мой,
Да мысль, что все винят меня.

О, дайте, дайте мне свободу,
Я мой позор сумею искупить.
Спасу я честь свою и славу,
Я Русь от недругов спасу.

Ты одна голубка-лада,
Ты одна винить не станешь,
Сердцем чутким всё поймешь ты,
Всё ты мне простишь.
В терему своём высоком
Вдаль глаза ты проглядела,
Друга ждёшь ты дни и ночи,
Горько слёзы льёшь.

Ужели день за днём
Влачить в плену бесплодно
И знать, что враг терзает Русь.

Враг, что лютый барс,
Стонет Русь в когтях могучих
И в том винит она меня.

О, дайте, дайте мне свободу,
Я мой позор сумею искупить.

Я Русь от недругов спасу.

Ни сна ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт надежды на спасенье.
Всё прошлое я вновь переживаю,
Один в тиши ночей и нет исхода мне.

Ох, тяжко, тяжко мне, тяжко
Сознанье бессилья моего.

Ноты из оперы для голоса Скачать ноты

Спасибо Шафаяту за предоставленный сборник!

 

 

 

Баянные переложения pdf
А. Бородин
Избранные произведения

в переложении для баяна
составитель В.Нестеров
“Музыка”, 1980г.
номер 10902

содержание:

 

1. Хор «Слава» из оперы «Князь Игорь»
2. Хор поселян из оперы «Князь Игорь»
3. Пляска половецких девушек из оперы «Князь Игорь»
4. Хор бояр (отрывок) из оперы «Князь Игорь»
5. Заключительный хор из оперы «Князь Игорь»
6. Ноктюрн из Второго квартета
7. Красавица-рыбачка. Романс
8. Разлюбила красна-девица. Романс.
9. Фальшивая нота. Романс
10. Для берегов отчизны дальней. Романс
11. Арабская мелодия. Романс
12. Спящая княжна. Романс.
13. Ноктюрн из «Маленькой сюиты»
14. Грезы из «Маленькой сюиты»
15. Полька

Переложение выполнили:
№ 1, 3—5, 7, 8, 15 —В. Нестеров; № 2 — М. Двилянский; № 6, 9—13 — Ю.Наймушин; № 14 — А.Рослов.

Ноты для баяна pdf Скачать ноты

 

АЛЕКСАНДР БОРОДИН

 

Жизнь этого выдающегося деятеля русской культуры наполнена неустанным трудом. На протяжении долгих лет музыкант и ученый соперничали в нем, однако сердце его было одинаково предано химии и волшебному миру звуков.
Еще в детские годы он с увлечением проделывал свои первые химические опыты, прожигая порой одежду, загромождая квартиру склянками и бутылями с растворами. И с таким же самозабвением погружался он в музыку, стоило лишь ему очутиться за роялем. В 9 лет юный Бородин стал автором небольшой музыкальной пьесы. Такая разносторонность вызывала в ту пору восхищение окружающих. Но ведь надо было в конце концов на чем-то остановиться. И когда в 25 лет молодой ученый защитил диссертацию на докторскую степень, многие стали уговаривать его отказаться от занятий музыкой. Но, к счастью, Бородин не последовал этим советам. Не отказался он и от химии. Так и сопутствовали друг другу эти, казалось бы, взаимоисключающие сферы деятельности.

Крестным отцом Бородина на музыкальном поприще был Балакирев, под руководством которого молодой композитор создавал свою Первую симфонию. Она и прозвучала впервые под управлением Балакирева. Творческие принципы Бородина складывались под воздействием его друзей по «Могучей кучке», в состав которой, помимо Балакирева и Бородина, входили Мусоргский, Римский-Корсаков и Кюи. Идейным вождем этого кружка был В. В. Стасов, замечательный русский критик, который метко назвал Вторую симфонию Бородина «Богатырской». Это глубоко патриотическое произведение — одна из вершин отечественного симфонизма. Его четыре части — контрастные картины, объединенные эпическим замыслом. Здесь и «собрание русских богатырей», и стихийная удаль, и задушевная песня Баяна, и сцена народного ликования. «Часто возвращаясь ко Второй симфонии Бородина, — писал академик Б. Асафьев, — я с каждым разом все сильнее постигаю ее величие: словно каждый раз открываешь в себе чувство родной страны — жизнеутверждение Родины от наших дней вглубь к Игоревой Руси.» Недаром эта симфония особенно часто звучала в концертных залах и по радио в грозные годы Великой Отечественной войны. Она и сейчас пользуется любовью слушателей.
Широчайшую известность завоевала симфоническая картина Бородина «В Средней Азии». В ней отразился интерес к музыке народов Востока, который композитор разделял со своими товарищами по «Могучей кучке».

Еще в 1869 году началась работа над оперой «Князь Игорь». Но многочисленные обязанности Бородина как крупного ученого и видного общественного деятеля, конечно, мешали композитору сосредоточиться на решении этой грандиозной задачи. Он выступил здесь продолжателем заветов великого Глинки. «Чисто речитативный стиль мне был не по нутру и не по характеру, — писал Бородин в одном из писем. — Меня тянет к пению, кантилене. Кроме того, меня тянет к формам более законченным, более круглым, более широким. По-моему, в опере, как в декорации, мелкие формы, детали, мелочи не должны иметь места; все должно быть писано крупными штрихами, ясно, ярко и по возможности практично в исполнении как голосовом, так и оркестровом. Голоса должны быть на первом плане, оркестр — на втором. Насколько мне удастся осуществить мои стремления — в этом я не судья, конечно, но по направлению опера моя будет ближе к «Руслану», чем к «Каменному гостю», за это могу поручиться».
Сюжет «Слова о полку Игореве», предложенный В. В. Стасовым, оказался удивительно созвучным складу дарования Бородина. Он создал широкое народно-эпическое полотно, ставшее значительным вкладом в развитие русской музыкальной культуры.
Премьера этого крупнейшего сочинения Бородина состоялась в 1890 году в петербургском Мариинском театре. Автору не довелось увидеть свое детище на сцене—он умер в 1887 году, так и не завершив работы над «Князем Игорем». Опера была закончена на основе авторских эскизов А. Глазуновым и Н. Римским-Корсаковым.

Но не только монументальные произведения оставил в наследство людям Александр Порфирьевич Бородин. Он предстал проникновенным лириком в двух струнных квартетах и в прекрасных романсах, написанных как на собственные тексты, так и на стихи русских поэтов. Одной из замечательных жемчужин отечественной вокальной лирики является элегия на слова Пушкина «Для берегов отчизны дальной».
Музыкальное наследие Бородина сравнительно невелико, но оно ставит его в ряды поистине богатырских деятелей русской культуры.
ПРОЧТИТЕ: А. Сохор. Бородин. М., 1965.

140 лет со дня рождения русского композитора Александра Порфирьевича Бородина

Календарь - В мире музыки - 1973г.