Арии, романсы и песни из репертуара Э.Карузо


Сборник произведений для тенора с фортепиано

 

 

Ноты для голоса и пианино pdf
Арии, романсы и песни из репертуара Э.Карузо
для тенора в сопровождении фортепиано
"Музыка", 1973г.
номер 7768

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
 
Имя легендарного итальянского певца Энрико Карузо (1873—1921), с огромным успехом свыше 25 лет  выступавшего на сценах лучших оперных театров и концертных залов мира, и поныне окружим ореолом славы. О нем написаны многочисленные статьи, книги, созданы кинофильмы. Голос Карузо поражал красотой звучания, необыкновенной силой выразительности, отличной дикцией, богатством тембровых красок, способностью передавать тончайшие оттенки душевного состояния. Благодаря грамзаписям искусство певца стало достоянием миллионов слушателей во всех уголках земного шара. Для молодых вокалистов его исполнение является прекрасным образцом певческого мастерства.
Интересен и поучителен жизненный и творческий путь Карузо. Родился он в Неаполе 24 феврали 1873 года в семье сторожа портового склада, в прошлом сельского кузнеца, не имевшего возможности дать своим детям (Энрико был девятнадцатым ребенком) какое-либо серьезное образование.

Семья Карузо была очень бедна. Единственной радостью вожака озорных постеджатори —юного Энрико было пение в церковном хоре, на различных семейных торжествах небогатых горожан или прямо на набережной залива, где обладатель чудесного альта доставлял много радости благодарным слушателям. К шестнадцати годам у Карузо сформировался небольшой по силе и диапазону, но очень красивый тенор, и молодой певец, неплохо аккомпанировавший себе на гитаре, зачаровывал не только любителей, но и профессиональных музыкантов. Летом 1892 года Карузо случайно услышал известный неаполитанский преподаватель ценил Гульельмо Верджине. Он уговорил Юношу серьезно отнестись к развитию своего дарования и предложил бесплатно обучать его. Карузо охотно воспользовался предложением Верджине я в течение нескольких лет изучал в его музыкальной школе основы вокального искусства.
16 ноября 1894 года Карузо выступил в премьере оперы композитора Морелли «Друг Франческе», поставленной в неаполитанском театре «Нуово». Опера была освистана публикой и в репертуаре театра не закрепилась, но молодому певцу удалось привлечь к себе внимание энергичного театрального агента, в прошлом артиста оперы Фрянческо Дзукки, оценившего его талант.
Совместно с Верджине Дзукки организовал небольшую оперную труппу для постановки в городе Казерта ряда популярных опер. Удачные выступления Карузо в операх «Фаворитка» и «Фауст» помогли ему заключить контракте на гастроли в равных городах Италии я в крупнейшем египетском городе Александрия. Гастроли Карузо прошла с большим успехом. Особенно удачно он выступил в городе Салерно, где пел в операх «Сельская честь», «Риголетто», «Паяцы», «Травиата», «Джоконда», «Фаворитка», «Кармен» и др., шедших под управлением талантливого дирижера Винченцо Ломбарди.

В этот период Карузо повсюду сопровождал Верджине, следивший за творческий ростом любимого ученика. Верджине мечтал о том, чтобы Карузо как можно скорее выступал в Милане центре итальянской оперной жизни. В 1897 году Карузо удалось впервые выступить на сцене миланского театра «Лирико» в опере «Наваррьянкаэ Массне. Затем он поет в «Сельской чести» Маеканьи, «Арлезианке» Чилеа и «Федоре» Джордано. Успех был триумфальным. О молодом певце восторженно заговорила итальянская пресса. Однако прославленный Театр «Ла Скала», на сцене которого в то время выступали всемирно известные тенора Мазиии, Де Лючия, Томаньо, Бончи  др., все еще оставался для Карузо недоступным. В 1898 году он был приглашен на гастроли в Россию, где в декабре 1898 - январе 1899 года с огромным успехом выступил на сцене петербургского итальянского оперного театра. Он пел в операх «Травиата», «Богема», «Мария ди Роган» (Доницетти), «Сельская честь» и «Паяцы».
Через год (с конца декабря 1899 по март 1900 года) Карузо снова гастролировал в Россия (Петербург и Москва). Успех певца превзошел все ожидания. На этот раз в его репертуаре были «Фауст», «Аида», «Бал-маскарад», «Мефистофель». Только лишь в конце 1900 года Карузо, уже снискавшему мировую славу, удалось выступить на сцене «Ла Скала» в опере «Богема». Спектаклем руководил А. Тосканини. Выступление Карузо превратилось в подлинный триумф. С этого времени ведет свое начало тесная творческая дружба великого дирижера и великого певца. В марте 1901 года на сцене этого же театра в спектакле «Мефистофель» Карузо встретился с Ф.И. Шаляпиным. Постановка оперы Бойто «Мефистофель» с участием Шаляпина к Карузо явилась важным этапом в развитии ведущего итальянского оперного театра. Впервые на сцене «Ла Скала» в центре внимания исполнителей было не только звучание голосов, но и драматическая сущность спектакля. Карузо и Шаляпина связывали и личные дружеские отношения. Шаляпин с первой же встречи полюбил Карузо за «веселый нрав, изумительное пение и прекрасные человеческие качества» (Шаляпин). В своих воспоминаниях Федор Иванович так охарактеризовал Карузо: «Натура по-русски широкая, он был исключительно добр, отзывчив и всегда охотно, щедро помогал Товарищам в трудных случаях жизни».

В конце 1903 года Энрико Карузо впервые выступил в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера», с которым в дальнейшем надолго связал свою творческую судьбу. Оставаясь с 1903 по 1920 год ведущим солистом «Метрополитен-опера», он в этот период часто гастролировал в городах Северной и Южной Америки, а также в крупных городах Западной Европы.
За триумфальным успехом Карузо стоял огромный, титанический труд. Каждый день певца был расписан до минуты, «Когда я пою, — говорил артист, — я работаю изо всех сил) Но я не должен показывать этого труда. В том-то и заключается мастерство». Гастрольные поездки, выступления в опере, концертные программы, многочисленные грамзаписи требовали от певца предельного напряжения сил. «Я не могу себе позволить даже банального насморка», —с горечью говорил он
журналистам. Кдрузо было всего 47 лет, когда во время представления «Любовного напитка» у него пошла горлом кровь. С большим трудом он допел первый акт. Спектакль был прекращен — никто из артистов не осмелился заменить прославленного певца. В конце 1920 года, будучи больным, Карузо последний раз выступил на сцене «Метрополитен-опера» в опере «Дочь кардинала». Летом 1921 года он уехал лечиться в Италию, где через несколько недель (2.VIII.21 года) скончался в Неаполе. Его скоропостижная смерть потрясла Италию и весь артистический мир. Девятого декабря 1921 года Шал Яшин выступал на сцене «Метрополитен-опера».
Находясь в артистической уборной, ранее занимаемой Карузо, под впечатлением охватившего его горестного чувства Федор Иванович написал на стене
следующие строки:

Сегодня с трепетной душой
В твою актерскую обитель
Вошел я, друг «далекий» мой!..

Но та, певец страны полденной.
Холодной смертью пораженный.
Лежишь в земле—тебя здесь нет!
... и плачу я! — И мне в ответ
В воспоминаньях О Каруэо
Тихонько плачет твоя муза!

Энрико Карузо — один из наиболее выдающихся итальянских певцов конца прошлого и начала текущего столетия. За 25 лет работы на оперной сцене он принимал участие в 57 операх, некоторые из них были написаны специально для него («Арлезиана» Чилеа, «Федора» Джордано и др.). Карузо блестяще исполнял труднейшие теноровые партии самого различного плана, от нежно-лирических до сугубо драматических. Широта диапазона голоса позволяла Карузо исполнять даже написанную для баса арию Колина из оперы «Богема» Пуччини.

У Карузо была богатейшая концертная программа. Он пел арии и ансамбли более чем иа восьмидесяти опер, камерные произведения итальянских, французских, русских, испанских, немецких и английских композиторов, а также многочисленные итальянские (в том числе неаполитанские и флорентийские) и испанские народные песни.
За свою сравнительно недолгую творческую жизнь Карузо напел около 280 грампластинок. Обычно он многократно пропевал одно и то же произведение, добиваясь наилучшего звучания голоса и инструментов, и далеко не все записи разрешал к выпуску в продажу, что свидетельствует о высокой требовательности артиста к своему творчеству.
Карузо был не только выдающимся певцом. Он известен также как художник-карикатурист, поэт и композитор. Среда его сочинений в первую очередь следует отметить неаполитанскую песню «Tiempo Antico» (Былые дни), слова и музыка которой были написаны артистом под впечатлением тяжело перенесенной им семейной драмы — разрыва с горячо любимой женой Адой Джакетти, известной оперной артисткой. Этот разрыв, едва не приведший артиста к самоубийству, т его собственному признанию, помог ему при создании потрясающего трагического образа Канио в онере «Паяцы», и поныне считающегося непревзойденным образцом вокального и сценического мастерства. На слова Э. Кэролла Карузо написал романс «Dreams of long ago» (Мечты); как поэт выступает он в серенаде Ч. Бракко «Souvenirs d'lin concert» (Концертная серенада) и в песне В. Билли «Campane a Sera» (Вечерний звон). В сотрудничестве с композитором Р. Бартелеми Карузо написал весьма популярный в начале нашего века «цыганский вальс» «Lee adorables tourments» (Муки любви).
Огромная популярность Карузо привела к тому, что многочисленные певцы и любители вокального искусства стали обращаться к нему с просьбой поделиться своим опытом вокально-сценической деятельности. Идя навстречу этим пожеланиям, в 1908 году Карузо опубликовал брошюру «How to sing» («Как надо петь»), в которой дал ряд ценных вокально-методических и практических советов тем, кто собирается избрать профессию артиста оперы.

По отзыву ряда выдающихся певцов, высказывания Карузо об искусстве пения «важнее и поучительнее многих объемистых трупов досужих толкователей вокаловедения». В брошюре Карузо делится своими соображениями по ряду наиболее актуальных для артиста оперы вопросов; просто и убедительно пишет о режиме вокалистов, о методе развития певческого голоса и певческого дыхания, о способах устранения различных недостатков голосообразования и т. п.
В настоящий сборник, выпускаемый в связи с отмечавшимся в 1973 году столетием со дня рождения Э. Карузо, вошла лишь небольшая часть его огромного концертного репертуара. Некоторые произведения в Советском Союзе публикуются, впервые: романс Америке из оперы «Невольник» А. Гомеса, «Серенада» Ч. Бракко, романс «Портрет» С. Донауди, неаполитанская песня «Былые дни» Э. Карузо, «Гарибальдийский гимн» А, Оливьери и ряд др. В конце сборника приводится список концертного репертуара Эцрико Карузо, составленный на основании монографической литературы, сохранившихся грамзаписей, музейных материалов.
И. НАЗАРЕНКО Заслуженный деятель искусств РСФСР

Арии из опер в исполнении Карузо Скачать ноты

Спасибо Вадиму за сборник!