Народные песни Челябинской области

Хор челябинских тракторостроителей

Методические рекомендации к народным песням подготовлены для руководителей хоров и ансамблей народной песни. Они могут быть рекомендованы студентам, выезжающим на дипломную практику работать с хором, а также для участников художественной самодеятельности  и для широкого круга любителей народной музыки

 

 

Тексты и ноты для хора
В.Л. Хоменко
Народные песни Челябинской области
Методические рекомендации для руководителей самодеятельных хоров народной песни
Челябинск, 1980г.

содержание:

 

Настоящие методические рекомендации подготовлены на нотном материале песен, собранных в районах Челябинской области от фольклорных ансамблей сел: Нижнепетропавловское, Катенино, Архангельское, Сары и др. Народную манеру пения, знание которой необходимо руководителям хоров народной песни, первыми усвоили студенты: Л. Трякина, А. Русских, Т. Подкорытова, Т Емельянова, Е. Тукмачева, Ф. Чурбаева, М. Колосова, 3. Уланова и другие.

Самым сложным в усвоении манеры пения является нахождение и привитие правильного звукообразования у певцов. Студенты учатся этому на уроках вокала, хора, методики хорового пения. Одним из наиболее эффективных способов усвоения манеры следует считать подражание пению народных певцов. Для этого необходимо, слушая, подпевать, стремясь петь так, как поют певицы из народа.
Песни, помещенные в настоящих методических рекомендациях, записаны в тех тональностях, в которых они звучали в народной среде. Сохранение тональностей является одним из необходимых условий для сохранения тесситуры песни. При транспонировании песни вверх или вниз меняется тесситура, возникает необходимость в большей или меньшей степени подключить головной или грудной резонаторы. Наличие в песне высоких звуков может привести к напряженному и даже крикливому пению.
Студенты С. Абрамова, А. Лобызнова, О. Антропова, Л. Полушина, В. Преснякова, Г.Садовская обладают высокими голосами, но у них нота «до» второй октавы звучит напряженно. Не следует народные песни, помещенные в рекомендациях, при исполнении фольклорным ансамблем транспонировать в другие тональности, т. к. это изменит тембральную окраску голосов, создаст неудобные для пения тесситурные условия.
При исполнении второго голоса народных песен необходимо добиваться ансамбля с некоторой доминантой звучания альтовой группы — первые голоса даже в меньшем количестве при удобных тесситурных условиях будут звучать ярко, тогда как партия второго голоса может прозвучать, при низкой тесситуре, слабо и неубедительно. Студенческая группа, исполняющая помещенные в рекомендациях песни, в составе И. Кубетовой, В. Спирковой, М. Челищевой не всегда звучала убедительно без низкого, сочного и крепкого организующего голоса Т. Девятковой.

При организации фольклорного ансамбля необходимо отбирать певцов с яркими, самобытными голосами. Не стремиться к большому количеству. Одним из условий, которое должен ставить руководитель перед певцом, должна быть любовь и понимание народной песни. Голос и слух — это первостепенные условия для принятия желающих в вокальный ансамбль фольклорной песни.
Некоторые замечания. При организации фольклорного ансамбля как концертной единицы и подготовке к концертам нужно обратить внимание на некоторые стороны бытования песни в народной среде. Прежде всего следует помнить, что народная песня никогда не создавалась для сцены, для показа — она является душевным откровением народа. Мы же, ломая традиционный подход к народному исполнительству, когда каждый волен петь то, что отвечает его настроению, выносим песню на сцену. Начинаем петь десять-пятнадцать строф на однообразный мотив, не задумываясь над тем, какое настроение у сидящих вызывает это пение, согласуется ли оно с чувством поющего или нет.

Мне приходилось видеть, когда сидящие в зале на смотре художественной самодеятельности, слушая бесконечно долгие песни, не выдерживали и уходили из зала. И такое будет повторяться, если мы не будем удовлетворять запросы слушателя, учитывать его интересы, до некоторой степени приспосабливаться к нему.
Но тогда возникает вопрос: как же тогда воспитывать вкус у слушателя, если мы будем идти на поводу у него? Это особый вопрос, и о нем должен идти отдельный большой разговор. Сейчас перед нами стоит задача овладеть слушательским интересом, заставить пришедшего на концерт школьника, студента, рабочего, колхозника, домохозяйку слушать народную песню. Привить любовь к народной песне тем, кто прошел мимо нее. И для этого нужно проявить настойчивость и изобретательность.
При показе народной песни со сцены, на наш взгляд, нужно настроить зрителя, подготовить его к слушанию песни, сосредоточить его внимание на определенных моментах текста, музыки, действа.

На некоторых моментах хотелось бы остановиться особо:

1. Внешне ансамбль должен выглядеть нарядно и соответственно исполняемым песням. Если это народное гулянье, могут быть типичные для данной местности народные праздничные костюмы. При исполнении застольных или военных песен костюмы могут быть более строгими, а для показа новогодних сцен естественны ряженые. Костюмы не должны иметь крикливую расцветку и отвлекать внимание зрителя, но и не должны быть серыми, невыразительными. Нужно найти золотую середину и создать костюм, отвечающий нашему времени, если, конечно, не возникнет необходимости показа самобытного фольклорного ансамбля, когда потребуется «воскресить прошлое» и в звучании и в бытовой обстановке.

2. Желательно, чтобы сцена соответствовала содержанию программы: был необходимый для концерта расписанный задник, установлена декорация. Чтобы не получилось, что свадьбу играют вроде в избе, веснянки — вроде на лужайке. Нужно сценическим действием приблизить зрителя к обстановке бытования песни, помочь ему не только услышать, но и увидеть песню, проникнуть в ее содержание, не разрешить остаться равнодушным.

3. Неплохо обыграть сцену светом и либо отделить исполнителей от зрителя, либо приблизить к нему, но во всех случаях нужно продумывать свет, а не решать эту задачу механически.

4. Весьма желательно подавать песню в том виде и в той обстановке, в какой она жила раньше в народе, т. е. если это танцевальная — то в танце, если хороводная — в хороводе, проголосная — сидя в избе или на завалинке и т. д. Как можно меньше статичности, типичной для академического хора. Сценическое действо нужно тщательно продумывать, чтобы можно было не только слушать песню, но и смотреть. Именно тогда она перестанет казаться бесконечно долгой, однообразной. Если есть возможность, можно написать сценарий, объединив ряд песен в единый цикл. («Веснянки», «Девишник», «Проводы в армию», «Вечерки» и другие).

5. Всесторонне продумать сопровождение вокальной группы как со стороны состава исполнителей, так и относительно написания партитуры, необходимой силы звучания инструментов для поддержания ансамбля между вокальной и инструментальной группами, расположения музыкантов на сцене (сзади, сбоку, спереди). и т. д. Главная задача инструментальной группы — обогатить звучание песни, сделать ее более красивой, яркой, оно должно украшать песню, помогать исполнять ее. Текст должен ясно произноситься и хорошо должен быть слышен сидящим в зале. Следует помнить также, что не каждой песне требуется сопровождение. Так, лирическую проголосную лучше исполнять без сопровождения, а частушки— традиционно — с гармошкой или балалайкой. Зато плясовую можно исполнять в сопровождении всего инструментального состава. Конечно, каждый руководитель найдет свой ключ к решению тех или иных исполнительских задач и по-своему украсит песню, но во всех случаях нужно помнить, что главное в песне — это содержание, от которого и следует отталкиваться при написании сопровождения.

6. Хорошо бы привлечь руководителю в помощь хореографа, который смог бы поставить хоровод, народный танец, а также — режиссера для постановки отдельных сцен при обыгрывании песен. Однако, при наличии двух помощников необходимо следить, чтобы они не разрушили самобытное начало народной песни. При сценической постановке фольклорной песни не мешает постоянно спрашивать себя:
— Может ли так жить в народе песня с танцами и действом или хореограф и режиссер перестарались?

7. При выступлении фольклорного ансамбля с программой самобытных народных песен желательно сделать небольшое разъяснение. Оно не должно превращаться в лекцию, но должно настроить любителей народной музыки на восприятие песни. Необходимо найти несколько емких фраз, вобравших в себя все главное, что можно сказать о прослушиваемой песне. Направить внимание слушателя на раскрытие содержания поэтического текста или на отдельные нюансы исполнительского мастерства, на особенность в мелодическом строении многоголосия или переплетении голосов. Чтобы концерт проходил живо и интересно, его следует правильно построить.

Помимо внимания к тексту, которое проявляет руководитель при отборе песен по идейному и художественному содержанию, следует продумать и другие, казалось бы, второстепенные стороны, но которые также могут повлиять на качество программы в целом. А именно:
1. Чередовать номера программы — медленные с быстрыми, статичные с подвижными, вокальные с инструментальными. Стремиться к созданию кульминации к концу концерта, куда вынести наиболее яркие номера.
2. Не допускать пауз между отдельными номерами.
3. Не дергать занавес — проводить концерты на открытой сцене с начала и до конца.
4. Концерт не затягивать, лучше проводить в одном отделении в сорок пять — пятьдесят минут.
Песен, помещенных в настоящей разработке, должно быть достаточно, чтобы построить программу на один концерт, но при желании можно дополнить репертуарным материалом из других сборников Южного Урала или воспользоваться собственными записями. Инструментальные и танцевальные номера можно брать в других кружках художественной самодеятельности Дворца или Дома культуры. Желательно, чтобы вся программа была построена в народном плане. В дальнейшем участникам ансамбля необходимо поддерживать связь с народными певцами, знатоками народных песен, которые будут служить для пополнения программ будущих концертов.

Сборник песен Челябинской обл. Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!

 

Народные челябинские песни
Русские народные песни Челябинской области
запись музыки А.Копосова
запись слов В.Маковского
редакция и предисловие Е.Гиппиуса
"МУЗГИЗ", 1956г.

содержание:

 

От редактора

1. Ты, звезда ли моя, звёздочка (историческая песня). Напели Е. В. Зайцева, 82 лет, А. В. Зайцева, 57 лет и А. Н. Ежова, 37 лет, г. Златоуст. Оригинал записан на тон выше.
2. Ты, судьба ли моя, судьбонъка (историческая). Напели А. И. Филиппова, 49 лет, В. А. Сурканова, 44 лет и А. В. Аникеева, 60 лет, г. Миасс.
3. Как по морю да по морёчку (историческая). Напели: Е. В. Зайцева, А. Н. Ежова и А. В. Зайцева, г. Златоуст.
4. Уж ты, удаль моя, удаль (лирическая). Напели И. С. Зайцев, 35 лет, С. И. Зайцев, 57 лет, А. С. Зайцев, 27 лет и А. Е. Калганов, 29 лет, г. Златоуст. Оригинал записан в тесситуре звучания мужского хора—на октаву ниже.
5. Один сад зелёный (лирическая). Напели Е. В. Зайцева. А. Н. Ежова и А. В. Зайцева, г. Златоуст.
6. Уж ты, браженька медовая (свадебная). Напели Е. В. Зайцева, А. В. Зайцева и Е. С. Зайцева, г. Златоуст. Оригинал записан на бол. сексту выше.
7. Шла-то Машуринька из лесочку (лирическая). Напели А. Н. Ежова, А. Н. Зайцева и А. Д. Москвичева, г. Златоуст.
8. Треплет, треплет лихорадка (лирическая). Напели А. Н. Филиппова, В. А. Сурканова, А. В. Аникеева, г. Миасс.
9. Всю вселенную я проехал (солдатская). Напел М. Е. Чеботарев, г. Златоуст.
10. Да вдоль да по речке (солдатский „припевок"). Напел М. Е. Чеботарев, г. Златоуст.
11. На горе было, на горочке (игровая). Напела Е. В. Зайцева, г. Златоуст. Оригинал записан на квинту выше.
12. У нашего пана было три дочка (шуточная)
Напели Е. В. Зайцева, А. В. Зайцева, А. Д. Москвичева и Е. С. Зайцева, г. Златоуст. Оригинал записан на 1 тон выше.
13. Селезень ловил утку (вечорочная)
Напели А. В. Зайцева, А. И. Ежова и Е. В. Зайцева, г. Златоуст. Оригинал записан на 1 тон выше.
14. У ключа, ключа текучего (вечорочная)
Напел М. Е. Чеботарев, г. Златоуст
15а. Куманёк, моё зёрнышко (свадебная)
Напели А. В. Зайцева, Е. Н. Ежова, Е. В. Зайцева, г. Златоуст. Оригинал записан на мал. терцию выше
156. Погуляйте-ко, девушка (свадебная)
Напели те же исполнители.
16. Меня маменька будила (свадебная)
Напели Е. В. Зайцева, А. В. Зайцева и А. Н. Ежова, г. Златоуст. Оригинал записан на кварту выше.
17. Я по сеначкам хожу (свадебная)
Напела Е. В. Зайцева, г. Златоуст.
18. Уж вы, ножка, ножки резвые (свадебная)
Напели А. И. Филиппова, В. А. Сурканова, А. В. Аникеева и А. И. Захарова, г. Миасс.
19. По саду ль, по садику (свадебная)
Напели А. Н. Ежова, А. В. Зайцева и Е. С. Зайцева, 22 лет, г. Златоуст. Оригинал записан на бол. терцию выше.
20. Кто эту дороженьку коврами устелил (свадебная)
Напели Е. В. Зайцева, А. В. Зайцева и Е. С. Зайцева, г. Златоуст. Оригинал записан на квинту выше.
21. Не было ветру (свадебная)
Напели А. И. Филиппова, А. В. Аникеева и А. И. Захарова, 60 лет, г. Миасс. Оригинал записан на тон выше.
22а. Не было ветру (свадебная)
Напели Е. В. Зайцева, А. В. Зайцева и А. Н. Ежова, г. Златоуст. Оригинал записан на кварту выше.
226. Как у сокола, как у ясного (свадебная)
Напели те же исполнители и А. Д. Москвичева, г. Златоуст. Оригинал записан па квиигу выше.
23. Вы, цветы ли мои, цветики (свадебная)
Напели Е. В. Зайцева и А. В. Зайцева, г. Златоуст. Оригинал записан на ум. квинту выше.
24. Разумилъная ягодка (свадебная). Напели А. Н. Ежова,. А. В. Зайцева, Е. В. Зайцева и Е. С. Зайцева, г. Златоуст. Оригинал записан на квинту выше.
25. Что грозен, грозен Степан-от государь (свадебная). Напели Е. В. Зайцева, А. В. Зайцева и Е. С. Зайцева, г. Златоуст. Оригинал записан на квинту выше.
26. У нас приезжая свашенька турица (свадебная)  Напели А. И. Филиппова, А. И. Захарова, г. Миасс.
27. У нас друженька он богатый (свадебная), Напела Е. В. Зайцева, г. Златоуст.
28. Дружка хорошенький (свадебная) Напела Е. В. Зайцева, г. Златоуст
29. У нас тысяцкий да воевода (свадебная) - Напели А. И. Филиппова и А. И. Захарова, г. Миасс.
39. Приутихните, да ветры буйные (свадебный причет). Напела А. И. Захарова, г. Миасс.

Песенник pdf Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!