Н. Черепнин - Ноты


Произведения русского композитора Николая Черепнина (1973-1945)
 

Произведения Черепнина
Н. Черепнин
Избранные романсы

для голоса с фортепиано
“Музыка”, 1973г.
номер 7895

содержание:

Еще ссылки по теме:

Романсы советских композиторов

 

Скачать сборники Скачать ноты

 

Сочинение Черепнина
Н. Черепнин
Багатели

десять пьес для фортепиано
“Государственное музыкальное издательство”, 1947г.
номер м14053г
качество среднее

 

А так же для баяна в переложении В.Иванова Произведения русских композиторов

Скачать сборники Скачать ноты

 

Ноты романса Черепнина
Вокальная библиотека художественной самодеятельности
Н. Черепнин
Я б тебя поцеловала

Соч.21 №4 для сопрано в сопровождении фортепиано
слова А.Майкова
“Музыка”, 1964г.
номер м5008г

содержание:

 

Наряду с операми, многочисленными балетами, симфоническими произведениями и хорами в творчестве русского композитора и дирижера Николая Николаевича ЧЕРЕПНИНА (1873—1945) есть значительное количество романсов. Советская вокальная школа, основанная на лучших исполнительских традициях, бережно отобрала из вокального наследия композитора наиболее яркие произведения и рекомендует их широкому кругу исполнителей.
Романс «Я б тебя поцеловала» написан на стихи известного русского поэта Аполлона Майкова из цикла «Новогреческие песни», наполненного фольклорными образами. Поэзия Майкова давно стала достоянием многих композиторов, ценивших ясность и музыкальность его поэтического дара. Стихотворение «Я б тебя поцеловала» написано от лица девушки, поэтому и романс Черепнина создан для высокого женского голоса — сопрано.

Из содержания произведения возникает образ девушки, привлекательный и лукавый. Но за этим лукавством скрыто глубокое и нежное чувство к любимому человеку. Оно особенно ощутимо в последней части романса.
Композитор, следуя за текстом, для наибольшей выразительности несколько раз меняет ритм. Благодаря этому, в музыке ясно ощутимы разные по настроению части. На это надо прежде всего обратить внимание при разучивании романса, чтобы сразу уяснить то, о чем поется в каждом эпизоде. Очень важно, чтобы при смене ритма каждая последующая фраза органически вытекала из предыдущей и была неразрывно связана с ее содержанием и настроением. Авторские указания у вокальной строчки нужно внимательно прочитать. Чтобы слушателям было понятно содержание текста, особенно в быстрых местах романса, певица должна добиваться хорошей дикции. Это в первую очередь относится к тому месту, где возникает своего рода «цепная» последовательность поэтических образов: увидит месяц — скажет звездам, звезды — морю, море—веслам и т. д.

Несмотря на довольно большой диапазон — более чем полторы октавы — романс написан очень вокально. Перед высокими нотами есть паузы, позволяющие спокойно взять дыхание и допеть фразу до конца в соответствии с содержанием.
Лирически взволнованная последняя часть романса, начиная со слов «как тебя я ночью лунной в благовонный сад впускала», должна быть пропета поэтически-восторженно, красивым и ровным звуком, как кульминация всего романса.
Юрий ЯКУШЕВ

Я б тебя поцеловала,
Да боюсь, увидит месяц,
Ясны звездочки увидят;
С неба звездочка скатится
И расскажет синю морю,
Сине море скажет веслам,
Весла - Яни-рыболову,
А у Яни - люба Мара;
А когда узнает Мара -
Все узнают в околотке,
Как тебя я ночью лунной
В благовонный сад впускала,
Как ласкала, целовала,
Как серебряная яблонь
Нас цветами осыпала.

Текст Ноты романса Скачать ноты

 

НИКОЛАЙ ЧЕРЕПНИН

 

В классе Римского-Корсакова занималось немало молодых музыкантов, завоевавших впоследствии всемирную известность. Среди наиболее талантливых воспитанников гениального русского композитора — Николай Николаевич Черепнин.
Он прославился и как первоклассный дирижер, и как отличный композитор, автор многих, популярных в свое время, сочинений, прежде всего балетов—«Павильон Армиды», «Вакх», «Сказка о царевне Улыбе». Хотя Черепнин испытал влияние импрессионистов, увлекался ранним Стравинским, он прежде всего оставался верен заветам. своего великого учителя.

Начиная с первых лет XX века, Черепнин ведет в Петербурге симфонические концерты, а также оперные и балетные спектакли в Мариинском театре. С его именем связаны триумфальные успехи отечественной музыки за рубежом. Именно он выступал дирижером «Русских сезонов» в Париже. Под его управлением прошла и парижская премьера «Снегурочки» Римского-Корсакова. Значительное внимание Черепнин уделял педагогике. Он был профессором Петербургской консерватории, да и живя с 1921 года в Париже преимущественно занимался преподаванием. Облик Черепнина воссоздает в своих воспоминаниях его ученик по Петербургской консерватории пианист и дирижер Михаил Алексеевич Бихтер: «Я учился у него в классе партитурного чтения и в классе дирижирования. Одаренный тонким вкусом и определенностью творческого лика, Николай Николаевич играл очень важную роль в нашем музыкальном воспитании. В его преподавании никогда не ощущалась трафаретность мышления. У него не было обычного для композиторов «олимпийского» отношения к исполнителям.

Однажды он сказал: «Бледные авторские темпы! Когда становишься к пюпитру, снова творишь свое сочинение!»
Такая мысль, когда кругом царила бухгалтерия вместо музыки, когда считалось, что сами ноты вполне выражали живые чувства, когда даже такие великаны, как Н. Римский-Корсаков не уступали ни пяди из начертательной части своего труда, считая это равным своему творчеству, — в такое время мысль Николая Николаевича являлась исключительно важной и смелой.
К нам, молодым музыкантам, Черепнин относился исключительно внимательно и чутко. О юном С. Прокофьеве он говорил с величайшей нежностью: «Это свечечка!»
Услышав меня в концерте, где исполнялись и его произведения, он мне сказал: «В вашей игре есть недостаток, который я обожаю: скупая педаль».

Эта нелюбовь к роскоши фортепианной палитры вполне соответствует прозрачному стилю его произведений. Живой реакцией на симпатичные ему свойства моего исполнения явилось посвящение мне одной из его «Фейных сказок» («Шелковинка») с дружелюбной надписью.
Однажды, не помню по какому поводу, я пришел к Николаю Николаевичу на квартиру. Со мною вместе вошел и сын его, с книгами и тетрадями. Меня поразило, что Н. Н. спросил сына: «В школе было весело?» Этот вопрос навел меня на многие мысли о преподавании. Мысль, что и знания, и качество занятий зависят от того скучает ли ученик в школе или нет, также показывает, какие педагогические идеи роились в сознании Черепнина».

100 лет со дня рождения русского композитора и дирижера Николая Николаевича Черепнина

Календарь - В мире музыки - 1973г.