Народные для баяна, аккордеона
И. Сервантес - Кубинские дансы
Пьесы кубинских композиторов фортепиано
Л. Брауэр - Произведения для шестиструнной гитары
Пьесы кубинских композиторов гитара
Ноты к кубинским песням, народным мелодиям для баяна, фортепиано, вокала
Кубинские песни
для голоса в сопровождении фортепиано
составитель М. Сапонов
"Музыка", 1986г.
номер 13448
содержание:
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Около ста лет тому назад на Кубе с особой силой разгорелась борьба против
испанского колониального владычества, завершившаяся в начале XX века провозглашением
независимой республики. Это событие дало импульс еще более интенсивному
росту национального самосознания во всех областях духовной жизни. Новые
веяния захватили и музыкальную культуру. Народные настроения выразило
песенное движение трова творчество «трубадуров» современного города, поэтов-певцов
и гитаристов, горячо любимых публикой и хорошо чувствующих ее запросы.
Именно такие авторы — кубинские trovadores, основатели традиции городской
песни, и представлены в настоящем сборнике. Их творчество индивидуально,
но вместе с тем ближе к народному искусству, чем к утонченным произведениям
профессиональных композиторов, получивших консерваторское образование
по европейскому образцу. Музыка <трубадуров> кубинской городской
среды — самая характерная для этой страны и вообще для Латинской Америки
область музыкального творчества, называемая та м «традиционной музыкой»
(mъsica tradicional, mъsica popular).
В этих песнях отражено жанровое богатство кубинской музыки, многообразие
ее национальных и социальных истоков. Здесь представлены как единое целое
и совершенно неразделимы креольское и афроамериканское, крестьянское и
салонное, выкрик торговца фруктами и интонации сарсуэлы и оперного дуэта,
музицирование уличного ансамбля «чаранга» и обильно синкопированные ритмы
дансона в импровизациях популярного пианиста.
Выдающийся кубинский писатель и музыкант-просветитель Алехо Карпентьер (1904— 1980) точно выразил суть этого явления: «Эта музыка, утвердившаяся на столичных окраинах, зазвучавшая на танцевальных вечерах, музыка живая, изобретательная, обновляющаяся изо дня в день, набирала силу, вторгалась, приобретала всё более определенные черты, возвышалась, росла, заполняла всё вокруг, завоевывала публику, к великому неудовольствию тех, кто считал себя выше всей этой вульгарщины. Но они имели дело уже не с пестрым разноголосьем. Под напором неотвратимой энергии ритма в салоны врывалась не жалкая импровизация дилетантов и невежд, а искусство установившихся форм, определившихся стилей. Контрдансы, дансы, хабанеры, кансьоны, пунто создавались музыкантами, которые в большинстве своем знали, как писать профессиональную музыку, но предпочитали значиться полупрофессионалами, а иногда даже народными и простонародными сочинителями. Преимущество этих музыкантов состояло также в том, что они черпали из источников давней традиции».
Эти песни могли исполняться самим автором, аккомпанировавшим себе на гитаре.
Широко популярны и аранжировки для трио поющих гитаристов (например, знаменитого
«Трио Матаморос», организованного Мигелем Матаморосом в 1925 году). Нередким
было и сольное исполнение в сопровождении фортепиано. В таком виде предлагаются
песни популярных кубинских авторов в настоящем сборнике.
В исполнительской работе над этими песнями следует особо позаботиться
о ритмической стороне. Все синкопированные ритмические фигуры и их сочетания
должны не только точно выдерживаться, но и звучать очень естественно и
легко, без резких форсирований звука. Ведь синкопы — обычное явление в
этой традиции, поэтому не требуют особых акцентов sf, которые вообще должны
звучать здесь мягче. Советуем солисту избегать «переигрывания» в нагнетании
патетики и страстности, иначе он уйдет за пределы стиля, и возникнут прямые
ассоциации с печально знаменитыми коммерческими обработками этой музыки,
представлявшими собой в двадцатые и тридцатые годы смесь «нспанщины» и
«тропической экзотики». То же относится и к концертмейстеру: больше сдержанности,
вкуса к ритмической точности. Полезно послушать, как тонко нюансируются
эти песни кубинскими музыкантами. Не испортят впечатления и аранжировки
аккомпанемента для различных составов, включая гитару и некоторые специфические
для такого жанра ударные инструменты — маракас, клавес и т. п.
М. Сапонов
Народная музыка Кубы
для аккордеона или баяна
составление и обработка Н.Полынского
"Музыка", 1976г.
номер 9041
содержание:
Марш 26 июля. Мелодия и слова А. Д. Картайя, перевод С. Болотина и Т. Сикорской
Черные глаза (Крнол ья-болеро). Мелодия А. Герра, перевод Н. Ванханен
Хабанера. Мелодия Э. С. де Фуэктеса, слова Ф. Санчеса, перевод П. Грушко
Песня моя —это ты. (Криолья). Мелодия X. Анкермана
Жемчуга твои. (Болеро). Мелодия Э. Грене
Старая песни. (Криолья)
Кирино. Афро-кубинская песня (фрагмент). Мелодия Э. Грене
Над нами солнце пылало. Афро-кубинская песня (фрагмент).
Слова народные
Танец негритянки
Песня продавца фруктов
Песня продавца сладостей
Колыбельная
Негритянская песня
Негритянский танец
Молния, воин и барабан. Песня негров лукуми
Напев из Конго
Хозяин дорог. Ритуальный напев йоруба
Церемониальное шествие негров Эфи