А. Даргомыжский Собрание сочинений для фортепиано

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО А. ДАРГОМЫЖСКОГО
Вступительная статья

А.Даргомыжский



Вступительная стстья М.Пекелиса о фортепианном творчестве русского композитора Александра Даргомыжского

 

 


О фортепианных произведениях Даргомыжского

1 2 3 4 5 6 7

 

Фортепианные произведения Даргомыжского создавались в разные периоды его творчества. Время увлечения композитора бытовым музицированием и исполнительством (20—30-е годы) отмечено появлением ряда фортепианных пьес, лучшая из которых— виртуозные вариации на тему русской песни «Винят меня в народе». 40-е годы—десятилетие особенно значительное в творческом развитии Даргомыжского—характеризуются и в фортепианной музыке интересными исканиями. Наконец, в поздние годы Даргомыжский создает отдельные фортепианные сочинения, отражающие высокую зрелость и самобытность его творчества 50—60-х годов.

Становление каждого музыкального жанра, подчиняясь общеисторическим законам развития искусства, ©месте с тем обусловлено той конкретной социально-бытовой обстановкой, в которой этот жанр существует.
Интимное музицирование на досуге, исполнение в кружках любителей или в салонах — все это наложило определенный отпечаток на русскую фортепианную музыку первых десятилетий. XIX века, ограничило ее содержание и средства выражения.

 
Расширение художественного диапазона, круга лирических, а также виртуозных форм фортепианного творчества происходит по мере усиления демократизации музыкального искусства, а также роста открытой концертной деятельности. Это явственно дает себя знать уже в 30-е годы. Русская камерная музыка, все более освобождаясь от стандартных, повторяющихся образов, форм и средств выражения, приобретает более углубленный, индивидуальный и, вместе е тем, художественно-обобщенный характер, что приводит к значительному обогащению видов фортепианного творчества.
Формы фортепианного музицирования определили характер русского фортепианного творчества первой половины XIX столетия. Благодаря тесной связи (в основных проявлениях) с бытом это творчество имело органический, почвенный, национальный характер.

В русском бытовом искусстве первой половины XIX века фортепианная музыка была тесно связана с вокальной музыкой. Фортепиано -было непосредственным спутником песенно-романсной лирики, выступая как постоянный участник ансамбля, как аккомпанирующий инструмент. Отсюда—воздействие вокальной песенности на формы фортепианной лирики и широкое применение в фортепианной музыке песенных тем. С другой стороны, естественно, в вокальное творчество проникают благодаря фортепиано танцевальные ритмы: как известно, танцы играли в домашних развлечениях большую роль, а фортепиано было тем инструментом, который эти танцы сопровождал.

Рисунок композитора Даргомыжского 1847г.
А.С. Даргомыжский. Рисунок 1847г.

Потребность в виртуозном исполнительстве нашла свое выражение главным образом в вариациях на темы русских песен, популярных романсов или оперных арий (позже — в развитых фантазиях). Основанные на вокальных темах, эти произведения не могли не отразить в своей инструментальной виртуозности вокальной природы тематического материала.
Нередко в фортепианных пьесах находил воплощение и характерный для эпохи широкий интерес к индивидуальной лирике, к «голосу сердцам. Так рождалось множество ноктюрнообразных, элегических произведений, которые еще в большей степени были родственны вокальной сентиментально-романтической лирике как по кругу своих настроений, так и по своему музыкальному языку, музыкально-выразительным средствам.

Этой индивидуально-лирической струей все более проникались и танцевальные пьесы для фортепиано. От различных контрдансов, вальсов, мазурок и тому подобных танцев чисто прикладного назначения довольно рано отделился род танцевальных пьес, в которых авторы стремились раскрыть индивидуальный художественно-поэтический замысел в форме того или иного излюбленного танца.
Так возникла фортепианная танцевальная музыка, не предназначенная сопровождать бытовой танец, а заключавшая в себе самодовлеющий художественный смысл. К этому роду нередко относились и танцевальные пьесы, сочинявшиеся на темы вновь появлявшихся оперных произведений. Сочинение контрдансов» вальсов, полек-мазурок с использованием мелодий той или иной оперы было остроумным, способом пропаганды музыки этой оперы среди многочисленной танцующей публики. Как увидим далее, среди произведений, имевших, как правило, прикладное значение, появлялись, однако, и пьесы художественно ценные, выходившие нередко из-под пера самих авторов оперных композиций.

1 2 3 4 5 6 7