А. Даргомыжский Собрание сочинений для фортепиано

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО А. ДАРГОМЫЖСКОГО
Вступительная статья

А.Даргомыжский



Вступительная стстья М.Пекелиса о фортепианном творчестве русского композитора Александра Даргомыжского

 

 


Песня без слов Даргомыжского

1 2 3 4 5 6 7

 

Обогащение танцевальных жанров новыми и своеобразными замыслами было, однако, лишь одним из путей выхода за пределы бытового искусства. Наряду с танцевальными пьесами Даргомыжский создает также фортепианные сочинения, в которых сохраняется связь с бытовой музыкой, ее мелосом и формами, но уже на основе новых обобщенных жанров. В 40-х годах появляются два фортепианных скерцо Даргомыжского и затем его «Песня без слов».

Особенный интерес представляют оба скерцо. Тип скерцо с его заостренными, нередко причудливыми образами, стремительным движением, подчас неожиданными контрастами был близок общему художественному складу Даргомыжского. Не случайно «скерцозность» играет большую роль в зрелом творчестве композитора, в частности в его поздних симфонических произведениях.
Первое из двух фортепианных скерцо Даргомыжского (f-moll)—пьеса уже относительно широких масштабов. В ней интересно сопоставление двух ярко контрастных образов. Первый из музыкальных образов лирически-напевный, хотя и подвижный; он интонационно и своим секвентным построением близок темам вокальной бытовой лирики. Второй образ отличается скерцозной остротой и причудливостью с оттенком фантастической маршевости, с угловатыми, неожиданными скачками, переплетением диатоники с хроматическим движением. Дважды сопоставленные, эти образы приводят к интересной и лаконичной коде, построенной на первой теме. В музыке начала коды (Piu lento) отчетливо проступает национальный колорит с многоголосием русского народного склада:

Ноты к пьесам для фортепиано

Скачать ноты к пьесам

Второе скерцо (g-moll) написано по всем данным во второй половине 40-х годов, то есть в то время, когда уже совершенно отчетливо сложилась реалистическая эстетика Даргомыжского, и композитор, привлекаемый образами окружающей его действительности, стремился в интонациях живой человеческой' речи' найти" основу для- музыкально-психологической характеристики людей. Второе скерцо и является выражением этих тенденций в фортепианной музыке. Даргомыжский пытается раскрыть здесь два противоположных характера (заглавие пьесы: «Пылкость и хладнокровие»). Тип скерцо, заключающий в себе обычно яркие тематические контрасты, представился композитору наиболее подходящим для воплощения этого замысла. Связь пьесы с непосредственными жизненными наблюдениями подчеркнул сам Даргомыжский в подзаголовке: «писано с разговора в натуре». И действительно в скерцо ясно ощущаются две интонационные (и вместе— регистровые) характеристики: взволнованные, стремительные, прерывистые, преимущественно ниспадающие, с придыханием и слабыми окончаниями интонации, сосредоточенные в верхнем и отчасти среднем регистрах, выражают образ пылкости; в противовес им стеленные (в более медленном темпе: Piu lento), размеренные" " риторично-холодные интонации в басовом-регистре воплощают образ хладнокровия:

Ноты к песне без слов Даргомыжского

Сборник пьес с нотами

 

Новизна и интерес реалистического замысла этой пьесы ослабляются, однако, нивелирующим влиянием традиций бытовой фортепианной музыки: скерцо не свободно от привычных, обезличенных, маловыразительных мелодических оборотов, основано на быстром вальсовом салонного оттенка движении, скрадывающем контрастность характеристик.

«Песня без слов» имеет лирико-психологическую программу, раскрытую в пушкинском эпиграфе (см. стр. 86 настоящего издания). Она воплощает образ страстного, пылкого чувства. Интерес этой пьесы в пластичной, гибкой теме и в активном динамическом развитии. «Песня без слов» Даргомыжского противостоит множеству лирических пьес элегического, созерцательного характера, которые были распространены в фортепианной музыке эгого времени. Уже ее первая часть заключает в себе две нарастающие эмоциональные волны с особенно впечатляющими подъемом и спадом в конце части (piu mosso). Середина пьесы в сущности, вся представляет собой большое страстное crescendo, достигающее своей кульминации за четыре такта до репризы; лишь в последней части взволнованность, возбужденность основной темы находит успокоение в примиряющей коде. И фактурно эта пьеса заметно выделяется среди произведений 40-х годов, представляя значительно больший пианистический интерес.

1 2 3 4 5 6 7