А. Даргомыжский Собрание сочинений для фортепиано

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО А. ДАРГОМЫЖСКОГО
Вступительная статья

А.Даргомыжский



Вступительная стстья М.Пекелиса о фортепианном творчестве русского композитора Александра Даргомыжского

 

 


Иван Сусанин Даргомыжского

1 2 3 4 5 6 7

 

Заключают серию фортепианных сочинений Даргомыжского его два произведения поздних лет: «Фантазия на мотивы из оперы «Иван Сусанин» и «Славянская тарантелла». Обе эти пьесы, совершенно различные по характеру и художественным качествам, выделяются своей зрелостью и значительностью.
«Фантазия на мотивы «Ивана Сусанина»—единственное крупное фортепианное сочинение, написанное композитором в зрелый период творчества. Симптоматично в нем то, что оно связано с музыкой Глинки. И связано не только тематически, но и особенностями разработки, проникнутой глубоким ощущением русской национальной стихии в музыке. Даргомыжский остается в этой «Фантазии» самим собой, с характерными, присущими ему чертами, но вместе с тем он, в эти годы с особенным напряжением решавший для себя задачу создания национального искусства (сочинение оперы «Русалка» и ряда песен), идет в существенных стилевых элементах за Глинкой. «Фантазия» дает возможность судить о том, насколько Даргомыжский освоил, претворил важнейшие особенности народно-национального стиля Глинки.
В основу «Фантазии» Даргомыжский положил знаменитый терцет первого акта («Не томи, родимый»), песню Вани («Как мать убили») и следующий за нею дуэт Сусанина и Вани («Меня ты на Руси»). К этим основным глинкинским темам эпизодически присоединяются и другие тематические образования, взятые главным образом из увертюры оперы (см. начало «Фантазии», Lento перед кодой). «Фантазия» состоит из ряда частей, эпизодов, расположенных в порядке постепенного динамического нарастания. Открывается пьеса вступительным Andante, основанным почти исключительно на мелодическом материале терцета. За вступлением следует большое Allegro поп troppo, излагающее и развивающее песню Вани. Это центральная часть «Фантазии». Небольшая вариация темы терцета служит связующим звеном между B-dur'ным Allegro поп troppo и Es-dur'ным Allegro vivace, построенным на музыке дуэта Сусанина и Вани. Allegro это сравнительно небольших размеров. Материал его развивается в коде, с которой оно связывается кратким переходным Lento. Кода завершается общим заключением (собственно кодой), в котором соединяются темы песни Вани и дуэта.

Как развивает Даргомыжский тематический материал Глинки в своей «Фантазии»? Он пользуется приемом непосредственного, почти не отличающегося от клавира оперы и вместе с тем хорошо звучащего на фортепиано изложения музыки Глинки (см. Andante поп troppo lento, начало Allegro поп troppo и Allegro vivace),. а также 'приемом обычных фактурно-фигуратЕвных вариаций — на тему терцета, в связующем оба Allegro эпизоде, или на тему дуэта коде. Однако ценность и значительность придают «Фантазии» те моменты, в которых Даргомыжский глубоко индивидуально претворил глинкинские национально-стилистические качества. Прежде всего это касается метода тематической, мелодической разработки.
Основываясь на существеннейшей особенности русской народной музыки, Глинка дал в своем творчестве замечательные образцы широкого мелодического развития, нередко коренным образом преобразующего исходные напевы, часто объединяющего в песенном движении интонационно-попевочные элементы различных тематических образований. Даргомыжский в своей «Фантазии» претворяет эту важную национально-стилистическую черту. Уже во. вступительном Andante он чрезвычайно интересно развивает мелодию глинкинского терцета. Лирическая, с элегическим оттенком у Глинки, эта тема в начале Andante «Фантазии» приобретает сосредоточенно-драматический характер благодаря питонационным и гармоническим преобразованиям:

Произведения композитора Даргомыжского

Музыка Даргомыжского ноты

Позже Даргомыжский углубляет этот метод в своем симфоническом «Казачке». Во вступлении этого симфонического произведения он подобным же образом развивает мелодию украинской песни Глинки «Гуда вiтер вельми в полi»  Также подвергается широкой тематической разработке и песня Вани в центральной части «Фантазии». Развернутые масштабы этого Allegro позволяют Даргомыжскому применить разнообразные динамизирующие формы развития этой мелодии Глинки.
Другая существенная черта «Фантазии», также связанная со стилистикой Глинки—это значительная и многообразная роль в ней полифонических элементов. Здесь встречаем мы имитации и гаммообразные контрапункты, в частности, следует обратить внимание на хроматическое восходящее последование, которое сопровождает -развивающуюся тему дуэта: оно очень напоминает замечательный (у Глинки нисходящий) хроматический контрапункт «Арабского танца» из «Руслана»:

Скачать ноты Даргомыжского

Наибольший интерес представляет полифоническое соединение мелодий — явление, тесно связанное с основами народной подголосочной полифонии. Уже во вступительном Andante Даргомыжский создает мелодически выразительный пассаж-подголосок к теме терцета:

Фантазия Даргомыжского

Ноты к музыке Даргомыжского

 

В важных же, значительных по развитию моментах «Фантазии» композитор сочетает по две разные темы Глинки, образуя полимелодическое единство.
В переходном к коде Lento соединяются тема дуэта Сусанина и Вани с тематическим образованием, почерпнутым Даргомыжским из увертюры «Ивана Сусанина» и до того использованным им и в начале «Фантазии»:

Пьесы ноты

Заключение же пьесы, собственно кода, открывается контрапунктическим сочетанием темы песни Вани с несколько, измененной темой того же дуэта 3-го действия:

Скачать сборник с нотами

Произведения Даргомыжского с нотами

 

Такое итоговое сочетание важных мелодий произведения ведет свое начало от Глинки же: вспомним финал «Руслана», в котором одновременно звучат торжественная тема радости (главная партия увертюры оперы) и тема лезгинки. И после Даргомыжского, этот глинганский прием нередко применялся в русской музыке. Яркий пример—в увертюре к опере «Князь Игорь» Бородина.

1 2 3 4 5 6 7