А. Даргомыжский Собрание сочинений для фортепиано

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО А. ДАРГОМЫЖСКОГО
Вступительная статья

А.Даргомыжский



Вступительная стстья М.Пекелиса о фортепианном творчестве русского композитора Александра Даргомыжского

 

 


Все фортепианные пьесы Даргомыжского

1 2 3 4 5 6 7

 

 

В данный том вошли все известные нам фортепианные произведения Даргомыжского за исключением четырех пьес, которые пока не удалось разыскать ни в одном из архивных собраний или крупных библиотек Москвы и Ленинграда, но о которых у нас имеются более или менее достоверные сведения, почерпнутые из современной периодики, и книг и статей дооктябрьского издания. Пьесы эти следующие:

1) «Соntгеdansе nоuvеllе pour le pianoforte dediee a Madem-lle Sophie de Titoff et composee par A. Dargomijsky. St.-Petersbourg, chez C.:F. Richter.
H. Финдензен, повидимому, в начале XX века видел авторскую рукопись этого контрданса.В своей книжке «А. С. Даргомыжский» (М., 1904, стр. 9) он пишет: «Из этих детских попыток [сочинения] до нас дошла только рукопись [1] кадрили: Contredance pour Ie pianoforte, dediee a M-elle Sophie de Titoff et composee par A. Dargomijsky». Другой биограф Даргомыжского — Г. Н. Тимофеев видел названное выше издание этого контрданса. В своей статье в «Музыкальном современнике» (1917, кн. 7—8, стр. 15) он замечает: «Между нотами Даргомыжского сохранилось в печатном виде одно сочинение, которое следует считать если не первым, то, во всяком случае, ОДНИМ из первых его сочинений, так как на нем рукою Даргомыжского сделана пометка: «написано в 1824 году» К Никакой даты на этом издании не имеется, но, повидимому, оно появилось позже, чем в 1824.году2. Сочинение это, содержащее пять фигур кадрили (вероятно, шестая введена в кадриль позже), ничего замечательного не представляет. Во всяком случае оно свидетельствует о музыкальности автора».

В своих примечаниях к автобиографической записке Даргомыжского Н. Финдейзен, между прочим, пишет (А. С. Даргомыжский, Автобиография— письма — воспоминания современников, П., 1921, стр. 3, сноска вторая): «.в середине 1820-х гг., по моде тогдашнего времени [Даргомыжским было сочинено] несколько контрдансов (кадрилей), также изданных впоследствии (как, например, Con-tredanse nouvelle pour le Pianoforte и т. д.)». Здесь, повидимому, Финдейзен делает ошибочное предположение о существовании нескольких контрдансов Даргомыжского. Весьма вероятно, это предположение возникло в результате просмотра нотных издательских каталогов К. Ф. Рихтера 30-х годов. В различных каталогах этого издателя фигурируют разные названия пьесы Даргомыжского: «Nouvelles Contredanses Fran<jaises»3, «Contredanse pour le Pianoforte», «Contredanse nouvelle», «Новый контрданс». Рядом со всеми этими названиями проставлена одна и та же цена—2 рубля, и все они, конечно, означают одно и то же произведение.

2) Малая фантазия. Единственным источ ником сведений об этом произведении является объявление в газете «Санктпетербургские ведомости» (1833, 16 мая, Прибавление № 112, стр. 1016.
II. Частные известия, XIV. «О книгах»). Здесь сказано:
«Во всех здешних музыкальных магазинах, так как и в Москве, у Г, Ленгольда находятся для фортепиано.1 10-е. Даргомыжской, малая Фантазия. 1 р. 50 к.». Никаких других сведений об этой «Малой фантазии» как опубликованных, так н архивных, нет.

3) «Болеро для фортепиано с кастаньетками, соч. А. С. Даргомыжского». Сведения об этой пьесе приведены в газете «Северная пчела» (1839, среда 27 сентября, № 217, стр. 865, Б
отделе «Смесь», в заметке «Новости Петербурга»).
Здесь между прочим сказано: «В отношении к музыке, на днях появилось несколько новых музыкальных пиес. Замечательнейшие из них следующие: Болеро, для фортепиано с кастаньетами, ооч. А. С. Даргомыжского, игранное в Павловском Воксале оркестром Германа, издано Р. Гейде и продается в его музыкальном магазине, на Невском Проспекте, в доме Энгельгардта.». В 1853 году в «Русском художественном листке», издававшемся В. Тиммом (№ 16 от 1 июня) в статье «Концерт А. С. Даргомыжского» фортепианная пьеса «Болеро» названа в перечне сочинений композитора.
Как следует из заметки «Северной пчелы», это фортепианное «Болеро» является переложением симфонического произведения Даргомыжского того же названия. Сохранилась чистовая партитура этого сочинения, исполненного бреславльским дирижером Генрихом Германом летом 1839 года в Павловске. Повидимому, после этого исполнения Даргомыжский и решил сделать фортепианный вариант пьесы. Ни рукописи, ни напечатанного экземпляра фортепианного «Болеро» найти не удалось.

4) Песня без слов, A-dur. Упоминание об этом произведении имеется только в описке «главных и наиболее известных сочинений» Даргомыжского, который приведен в упоминавшейся статье: «Концерт А. С. Даргомыжского», см.—«Русский художественный листок, издаваемый В. Тиммом», 1853, 1 июня, № 16. Никаких других данных об этой «Песне без слов» нет.

Кроме отмеченных четырех произведений существует в печати еще указание на какие-то мазурки Даргомыжского. О них говорит Н. Фин-дейзен в цитированном выше примечании к автобиографической записке Даргомыжского (Автобиография—письма — воспоминания современников, П., 1921, стр. 3, сноска вторая). Перечисляя фортепианные пьесы композитора, Фивдейзен указывает: «ф-п. мазурки (из них в 1830 г. некоторые были изданы музык. магазином И. Пеца в СПБ)». Повидимому, Финдейзен ошибается: по всем имеющимся данным И. Пец никаких произведений Даргомыжского в 1830 году не печатал. Вероятно, за столь раннее издание исследователь принял «Две новые мазурки», публикуемые в этом томе. Действительно они были напечатанны И. Пецом, но десятью годами позже, в 1840 году.
М. Пекелис

1 2 3 4 5 6 7