Ксения Держинская - ноты, вокал

Мастера Большого театра

ноты песен в исполнении К.Держинской

 

 

Народные песни Ковалевой - хор
Арии, романсы и песни из репертуара К.Г.Держинской
составитель В.Подольская
для сопрано в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1971г.
номер 6896

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемый сборник посвящен избранным произведениям из оперного и концертного репертуара народной артистки СССР, лауреата Государственной премии Ксении Георгиевны Держинской (1889-1951).
На протяжении более четверти века, вплоть до Великой Отечественной войны, Держинская была лучшей драматической певицей Большого театра; на его сцене она воссоздала поистине поэтические, овеянные глубоким благородством и искренней патетикой образы русской и западно-европейской оперной классики.

По словам самой Ксении Георгиевны, в ее решении посвятить себя пению важнейшую роль сыграли два великих русских музыканта. Это были Л. В. Собинов, которого она, еще подростком, услышала в опере Чайковского «Евгений Онегин», и С. В. Рахманинов, по рекомендации которого она впервые выступила в концерте.
В 1913 году двадцатичетырехлетняя певица начинает свою сценическую деятельность в Сергиевском Народном Доме в Москве. Три пушкинские героини (Мария в «Мазепе» и Лиза в «Пиковой даме» Чайковского, Наташа в «Русалке» Даргомыжского) и Ярославна из оперы Бородина «Князь Игорь» ознаменовали вступление Держинской на путь искусства.
Ее музыкальность, сценическое дарование, красивое, мягкое по тембру драматическое сопрано скоро привлекли к себе внимание, и в декабре 1914 года Держинская становится солисткой Большого театра. Первый большой успех молодой певице принесли роли Настасьи в «Чародейке» Чайковского (1916) и Февронии в «Сказании о невидимом граде Китеже» (1917) Римского-Корсакова. В это же время Шаляпин, очень требовательно относившийся к своим партнерам, приглашает Держинскую участвовать в своих постановках. Вместе с великим русским певцом она успешно выступает в опере Верди «Дон-Карлос» (Елизавета Валуа) и готовит партию Наташи в «Русалке» Даргомыжского.

После Великой Октябрьской революции, в годы строительства новой культуры, дарование Держинской раскрывается наиболее полно. Из 25 партий, спетых ею в Большом театре, большинство принадлежит советской сцене. В это время певица создает свои лучшие образы, свидетельствующие о ее самобытной артистической индивидуальности и неустанном стремлении к совершенствованию мастерства.
В 20-е годы Держинская завоевывает признание как выдающаяся исполнительница вагнеровских партий. Ее Ортруда («Лоэнгрин»), Елизавета («Тангейзер»), Брунгильда («Валькирия»), Ева («Мейстерзингеры») составляют важную страницу русской «вагнерианы». Здесь проявилось удивительное богатство вокальных данных Держинской. Так, компактность и яркость звучания среднего и нижнего регистров голоса, его гибкость помогли ей прекрасно спеть партию Ортруды, близкую по характеру к драматическому меццо-сопрано. Немало нового внесла Держинская и в сценическую трактовку вагнеровских образов, следуя при этом гуманистическим традициям русского искусства. В ее исполнении образ дочери богов Брунгильды был полон не только величия и трагедийной силы, но и тончайшей поэтической одухотворенности, глубокого лиризма. Самые большие музыкальные авторитеты, в том числе А. К. Глазунов, отмечали новизну замысла этой роли и выразительность исполнения ее Держинской.
Среди любимых певицей партий западно-европейского репертуара — Аида в одноименной опере Верди, Валентина в опере Мейербера «Гугеноты» и другие. В исполнении Ксении Георгиевны они были окрашены глубоким лиризмом, трогали своей пластической красотой. Блестяще исполнила певица и партию Маргариты в опере Гуно «Фауст», которую обычно поют лирические, даже лирико-колоратурные сопрано.

Однако подлинной стихией таланта Держинской была русская опера. В галерее портретов русских женщин, созданных ею на оперной сцене — от Марии в «Мазепе» Чайковского до Маши в «Дубровском» Направника и Милитрисы в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова — выделяются образы, которые вполне можно назвать классическими. Эпическая строгость Ярославны, чистота и наивность Наташи, трагическое смятение чувств Веры Шелоги, женственное обаяние и большая внутренняя сила Настасьи — всю эту богатейшую палитру характеров, эмоциональных красок Держинская воссоздавала с истинным вдохновением и артистизмом, стремясь к полному слиянию вокального и сценического образов. Голос певицы с его многообразной интонационной выразительностью был способен передать тончайшие психологические оттенки. Она добивалась точной тембровой окраски звука для каждой сцены. Вокально-техническое мастерство Держинской было совершенно: например, во время исполнения знаменитого «Плача Ярославны» из оперы Бородина, слушатель не замечал предельных трудностей этого произведения — так мягко и плавно вел мелодию голос певицы.
Событием стало участие Держинской в постановке оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Оперная сцена тех лет не знала такой Февронии, какой показала ее молодая Держинская, отказавшаяся от привычной иконописной стилизации этого образа, — целомудренная чистота и глубокая человечность, доброта и проникновенная душевность отличали ее героиню. Восторженно-радостным гимном природе, исполненным подлинного человеческого чувства, звучала сцена «Похвала пустыне» с ее широкой, легатированной, чисто русской мелодией. После одного из спектаклей певица получила особенно ценное свидетельство признания своей работы — корзину цветов и портрет с надписью: «Дорогой и чудесной Ксении Георгиевне Держинской в знак любви и преклонения перед замечательной певицей от сердечно преданного К. Станиславского».

Держинскую часто приглашали на гастроли крупные зарубежные театры, но лишь однажды она соглашается выступить за границей. В 1926 году она поет партию Февронии в концертном исполнении оперы Римского-Корсакова на сцене парижской Гранд-Опера, под управлением Эмиля Купера. Газеты давали восторженные отзывы о Держинской, восхищались ее мастерством и вдохновенной простотой, с которой она провела всю оперу, так что «на протяжении четырех актов внимание к ней не ослабевало ни на минуту».
Одним из самых значительных созданий Держинской, ее любимейшей партией русского классического репертуара была Лиза из оперы Чайковского «Пиковая дама». Над этим образом, как и над некоторыми другими, певица работала на протяжении всей своей творческой жизни в Большом театре, постоянно обогащая и углубляя его. От несколько стихийной романтики образа, созданного ею в первых спектаклях, Держинская пришла к глубокой реалистической концепции, старалась, по ее словам, воплотить «реальную теплоту и боль женского любящего сердца, психологию женской души,— то, что всюду неизменно привлекало внимание Чайковского».
Основные творческие интересы Держинской в первую очередь были обращены к оперной сцене. Концертная деятельность стала привлекать певицу уже после революции, прежде всего как средство наиболее близкого общения с широкими массами слушателей. Наибольшее количество концертов Держинской приходится на шефские выступления в рабоче-крестьянской. аудитории, на гастрольные поездки.
Вспоминая первые годы советской власти, певица писала в своей автобиографии: «Мы, актеры, работали тогда много, с большим душевным подъемом. Выступление в театре, порой нетопленном, плохо освещенном, мы совмещали с частыми концертами для тех, кто уходил с оружием в руках защищать молодую советскую республику. Наше первое знакомство с народной аудиторией, с Красной армией, вскоре перешло в крепкую, хорошую дружбу. Мы вместе росли».
Держинская увлеченно работала над концертным репертуаром. Она была незабываемой Клерхен в «Эгмонте» Бетховена. Она любила и умела петь песни Шуберта, изысканную лирику Рихарда Штрауса, драматические романсы Сибелиуса. Но главное место в ее программах занимали романсы Рахманинова и Чайковского.

Перед Великой Отечественной войной Ксения Георгиевна принимала активное участие в концертах «декад русской музыки». Рецензируя выступление певицы, газета «Советское искусство» отмечала, что «Держинская глубоко ощущает образы и стиль вокальной лирики Чайковского. Ее исполнение свободно от тех традиционных преувеличений, которых так всегда страшился автор «Онегина»; она поет с благородной сдержанностью и большим внутренним теплом».
Умение передать характер вокальной миниатюры и выдержать ее настроение во всех деталях, при разнообразии нюансов, большое чувство меры, искренность и теплота всегда были присущи Держинской. Она великолепно чувствовала слово, его эмоционально-смысловую окраску, что всегда отличало русских певцов. «Наблюдая творчество своих великих соратников по сцене — Собинова, Неждановой, особенно Шаляпина, я училась находить естественное вокальное воплощение слова, психологическую интонацию в звуках» — вспоминала Ксения Георгиевна.
После войны Держинская уже не вернулась на сцену. Она посвятила себя воспитанию вокальной молодежи, став профессором Московской государственной консерватории, занималась активной общественно-творческой деятельностью.
Записи арий и романсов в исполнении Держинской, к сожалению, немногочисленны, и не всегда могут передать в полной мере всю красоту тембра ее голоса, его очарование. Но удачный подбор в данном сборнике любимого репертуара Ксении Георгиевны позволяет представить внутренний облик этого большого художника, почувствовать ее тонкий интеллект, великолепный вкус, тяготение к «большой» музыке, к глубоким образам. Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Танеев, Мясковский, Прокофьев, Глюк, Вагнер, Регер, Штраус. Уже один этот перечень дает нам возможность судить о широком диапазоне творческих интересов певицы, ее большой духовной культуре.
Ксении Георгиевне Держинской по праву принадлежит почетное место в истории оперно-вокального искусства нашей страны.
Е. Трошева

Скачать ноты Скачать ноты