произведения композитора Ивана Дзержинского
Осенью 1935 года ленинградский Малый оперный
театр впервые показал оперу «Тихий Дон». Ее успех определился уже с первых
спектаклей. Ивану Ивановичу Дзержинскому было тогда 26 лет. Родился он
в Тамбове. Музыкальное образование получил в Москве и Ленинграде. Его
учителями по композиции были выдающиеся музыканты М. Ф. Гнесин, П. Б.
Рязанов, Б. В. Асафьев. Оперный первенец Дзержинского «Тихий Дон» с огромным
успехом обошел десятки сцен советских и зарубежных театров. Первым из
композиторов И. Дзержинский был удостоен высокой награды — ордена Ленина.
В первой крупной работе сказались со всей яркостью основные черты его
композиторского почерка: близкая народной песне мелодичность, правдивость
и театральная впечатляющая сила образов оперных героев.
За «Тихим Доном» последовали «Поднятая целина» (1937), «Гроза» по Островскому (1939), «Волочаевские дни» (1940), «Кровь народа» (1942), «Надежда Светлова» (1943), «Князь-озеро» (1944), «Далеко от Москвы» (1952), «Судьба человека» (1961), «Григорий Мелехов» — вторая часть «Тихого Дона» (1967). К этому списку следует добавить последние две работы И. Дзержинского; «Семья Журбиных», «Егор Прокудин» (по «Калине красной» В. Шукшина). Таким образом, автор двенадцати опер И. Дзержинский занимает уникальное место среди композиторов наших дней. Не случайно Дзержинский четырежды вступал в творческий контакт с Михаилом Шолоховым: «Аксинья» (I часть «Тихого Дона»), «Григорий Мелехов» (II часть), «Поднятая целина» и «Судьба человека». В произведениях Шолохова его привлекают сильные, страстные люди, трагические судьбы, острые социальные конфликты. Дзержинский верит Человеку, ищущему правды, справедливости, не чурающемуся жизненной горечи. Потому так впечатляют арии, ариозо, песни его героев, в том числе и представленные в этом сборнике, будь то Андрей Соколов, его жена Ирина, Григорий, Аксинья, мать Григория— Ильинична.
И в других жанрах сказывается присущая Дзержинскому манера письма. И в
патриотической оратории «Ленинград», и в вокальных циклах «Первая любовь»
(на стихи А. Фатьянова), «Северный баян» (на стихи А. Прокофьева) и в
удостоенном Государственной премии СССР цикле «Новое село» (на стихи А.
Чуркина), и в песнях-романсах на стихи Е. Каретниковой, Дзержинский все
тот же искренний, убежденный, общительный человек, сочиняющий музыку о
своих современниках для своих современников. И симфонические поэмы «Ермак»
и «Повесть 6 партизане» также принадлежат к жанру доступной симфонической
музыки.
И. И. Дзержинский — один из основоположников советской оперы, и его музыка,
наполненная сердечным теплом и взволнованным восприятием жизни, по-прежнему
звучит самобытно, свежо и молодо.
Л. Энтелис
И. Дзержинский
Вокальные произведения
для голоса и фортепиано
составитель Е.Каретникова
“Советский композитор”, 1980г.
номер с5487к
содержание:
Спасибо Анне за сборник!
Иван Дзержинский
Метель
фрагменты из комической оперы
тексты по стихотворениям Дениса Давыдова, В.А.Жуковского и А.С.Пушкина
“Искусство”, 1946г.
содержание: