В.Флис, Я.Якубяк - Сольфеджио

Сольфеджио

Учебники, ноты, пособия для ДМШ

 

 

Скачать учебник сольфеджио для ДМШ
В.Флис, Я.Якубяк
Сольфеджио

для 1-4 классов детских музыкальных школ
“Музична Украiна”, 1982г.
(pdf, 6.61 Мб)

содержание:

 

ОТ АВТОРОВ

Учебник по сольфеджио для I—IV классов детских музыкальных школ-семилеток включает ритмические и интонационные упражнения, которые обеспечивают важные формы работы на уроках сольфеджио. Здесь отсутствует материал для слухового диализа и диктанта, поскольку слуховые упражнения педагог сам может составить без особых трудностей, диктанты же лучше помещать в отдельные сборники.
Интонационные упражнения разделяются на конструктивные (технические) и образцы из художественного творчества — народного и профессионального. Основой работы на уроках сольфеджио должен быть конструктивный материал, художественные же образцы нужно использовать как итог. При исполнении примеров из художественной практики надо придерживаться соответствующего темпа и динамики.
Элементарные технические задачи — построение интервалов, трезвучий и т. Д.— в учебнике не обособлены, так как они входят в конструктивные упражнения. Их можно учить так; найти в примере материал темы урока (интервал, аккорд, ритмическую фигуру), выделить его из контекста в виде попевки и выучить, а затем пропеть весь пример целиком. Принимая во внимание именно такую трактовку конструктивных упражнений, авторы не выставили в них обозначений темпа и динамики. Определенная часть конструктивных упражнений направлена на пробуждение и развитие творческой инициативы учеников. Это — задания на завершение отдельных, приведенных лишь частично, мелодических построений, создание аккомпанемента к мелодиям.

По объему материала, а также последовательности его изложения учебник в основном соответствует программе 1972 года Тема «Минор» помещена во II классе, однако при желании ее можно проходить и в I классе после темы «Мажор». В этом случае нужно использовать примеры №№ 218, 219, 223—226, 230, 231, 235, 236, 239, 240, 246, 248.
В каждом из разделов учебника собраны упражнения разной степени сложности. Это дает возможность педагогу проявить индивидуальный подход к ученикам. Если пение двухголосных примеров — а работу над двухголосием рекомендуется начинать уже в I классе — по тем или иным причинам составляет значительные трудности, можно ограничиться исполнением отдельных голосов.
Материал, который входит в.каждую тему, имеет смысл использовать частями на разных этапах ее усвоения: при первом знакомстве, при повторении и закреплении. Например, ритмические упражнения 202—204 дать на первых уроках изучения темы, а более сложные (205, 206) — через несколько уроков.
В учебнике есть необходимые пояснения, которые либо указывают на способ исполнения упражнений, либо формулируют важнейшие понятия музыкальной теории.


Скачать пособие Скачать сольфеджио

 

Книга для детской музыкальной школы
В.Флис, Я.Якубяк
Сольфеджио

для 5 класса детской музыкальной школы
“Музична Украiна”, 1983г.
(pdf, 8.33 Мб)

содержание:

 

ОТ АВТОРОВ

Этот учебник сольфеджио составлен по тем же принципам, что и предыдущее издание для I—IV классов. Материал почти в каждой теме разделяется на две, связанные между собой, части: 1) конструктивные (технические) упражнения; 2) образцы из художественного творчества (профессионального и народного). Такое строение обусловлено тем, что изучение разнообразных элементов музыкального языка в первой своей стадии встречается с чисто техническими проблемами: учащемуся необходимо осознать структуру того или иного музыкального элемента, научиться правильно его воспроизводить и т. д. Лишь после преодоления трудностей такого типа имеет смысл приступить к изучению соответствующих теме примеров из композиторского и народного творчества. Последние, как произведения искусства, требуют уже художественно выразительного исполнения.
Конструктивные упражнения, с учетом их предназначения, даны без темпов, кроме того, они допускают вычленение отдельных элементов. При этом вполне возможно их некоторое упрощение. Например, изучая какую-либо отдельную часть примера, можно временно облегчить ритмический рисунок.
Среди конструктивных отдельную группу составляют ритмические упражнения, записанные без точно определенной высоты звука. Их можно петь всем классом на одном звуке произвольно выбранной высоты (например, до), на консонирующем интервале или аккорде (например, первый голос — ми, второй — до, или первый — соль, второй — ми,* третий — до) либо на консонирующих интервалах с использованием несложной фигурации (первый голос— до—ми, второй—ми—соль) и т. д. Не все ритмические упражнения посвящены изучению новых групп. Многие из них, основанные на уже пройденном раньше, размещены, так сказать, между темами. Это позволяет продолжать усвоение ритмических особенностей даже тогда, когда новый материал не дает для этого непосредственного повода. Кроме того, многие примеры направлены на постепенное введение темы «Канон».
Материал учебника в каждой отдельной главе отличается различной степенью сложности, поскольку на практике всегда приходится встречаться с неодинаковыми по способностям и подготовленности учащимися. Нужно учитывать и тот факт, что при многих музыкальных школах успешно функционируют подготовительные экспериментальные отделения, и поэтому уровень осведомленности учеников в основных классах школы уже с самого начала может быть сравнительно высоким. Таким образом, наличие упражнений разной степени сложности дает педагогу возможность делать выбор в соответствии с уровнем группы, а также использовать учебный материал для индивидуальных заданий.
В учебнике даны краткие пояснения ряда музыкальных терминов, указывается способ исполнения отдельных упражнений.


Обращения главных трезвучий и их разрешение
Более сложные виды синкоп:
а) внутритактовые синкопы
б) межтактовые синкопы
в) сочетание нескольких видов синкоп
Тритон
а) уменьшенная квинта (на VII ст.)
б) увеличенная кварта (на IV ст.)
Уменьшенное трезвучие (на VII ст.)
Буквенные обозначения
Си мажор (H-dur) Соль-диез минор (gis-moll) Имитация
Ре-бемоль мажор (Des-dur) Си-бемоль минор (b-moll) Канон
Фа-диез мажор (Fis-dur)
Ре-диез минор (dis-moll)
Соль-бемоль мажор (Ges-dur)
Ми-бемоль минор (es-moll)


Скачать пособие Скачать учебник

 

Скачать пособиесольфеджио для ДМШ
В.Флис, Я.Якубяк
Сольфеджио

для 6 класса ДМШ
“Музична Украiна”, 1982г.
(pdf, 2.66 Мб)

содержание:

 

ОТ АВТОРОВ

Это пособие по сольфеджио составлено по тому же принципу, что и предыдущие издания— для 1—4 и 5 классов детских музыкальных школ. В каждой теме материал разделяется на две связанные между собой части: 1) конструктивные (технические) упражнения и 2) образцы из художественной музыкальной литературы (народной и профессиональной). Первые можно условно разбить на три группы: а) интонационные (одно- и двухголосные), в которых главное внимание сосредоточивается на чистоте интонирования мелодии; б) ритмические — с акцентом именно на этой форме работы; в) творческие, где предлагается сочинить мелодию по образцу указанного начального материала или подобрать к ней сопровождение. Вследствие сугубо технического назначения конструктивные упражнения лишены темповых указаний и динамических нюансов. Кроме того, в случае необходимости из них можно вычленять отдельные элементы и отшлифовывать их в оптимальном для данного рабочего момента темпе.
В пособии нет новых ритмических групп. Эти упражнения сравнительно просты по рисунку, но усложнены за счет количества голосов — введено трехголосие с тем, чтобы постепенно подготовить (наряду с элементарным пением аккордов) систематическую работу над ним в следующем, 7 классе. Исполнять ритмические упражнения можно на одном звуке произвольно выбранной высоты, на определенном консонирующем интервале или же — что наиболее желательно — консонирующем аккорде с возможным применением несложной фигурации (например, первый голос — соль, ми, второй — ми, до, третий — до)
Материал «Сольфеджио» в каждой главе отличается, различной степенью сложности, что дает возможность использовать его в процессе обучения выборочно, соответственно подготовленности отдельных учеников или группы в целом.
Как и в предыдущих изданиях, большинство тем сопровождаются краткими теоретическими Пояснениями, а также указаниями способа исполнения некоторых упражнений.


Скачать пособие Скачать сольфеджио

 

Учебники пения
В.Флис, Я.Якубяк
Сольфеджио

для 7 класса ДМШ
“Музична Украiна”, 1982г.
(pdf, 2.66 Мб)

содержание:

 

ОТ АВТОРОВ

Предлагаемое пособие — последнее в ряду аналогичных изданий для детских музыкальных школ и составлено по тем же принципам, что и предыдущие «Сольфеджио». Эти принципы приходится лишь напомнить.
Материал каждой темы включает конструктивные (технические) упражнения и примеры из художественного творчества. Исключение сделано только по отношению к простым музыкальным формам: здесь использованы только художественные образцы. Конструктивные упражнения представлены в трех видах: 1) интонационные — их большинство. 2) ритмические, 3) творческие (завершение мелодий, подбор сопровождения).
Соответственно этой специфике выбирается способ работы. В интонационных упражнениях главное внимание сосредотачивается на чистоте интонирования. Ритмические же можно исполнять и посредством обыкновенного выстукивания, но лучше — на каком-нибудь одном или нескольких звуках произвольно выбранной высоты (интервале, аккорде), в первую очередь на консонансах (например, первый голос — соль, второй — ми, третий — до). Применяя элементарные гармонические и мелодико-гармонические фигурации, такие упражнения можно разнообразить множеством вариантов (например, первый голос — соль, ля. второй — ми, до, третий — до, соль и т. п.).
В отличие от предыдущих пособий, здесь ритмические упражнения изложены компактно, как одна тема. Их нужно использовать частями на разных этапах обучения (по инициативе педагога).
Отдельно выделены также тема «Систематическая работа над трехголосием», поскольку охватывает широкий по диапазону сложности материал: от элементарных в теоретическом плане образцов (трезвучия и их обращения) до примеров, которые непосредственно касаются основных разделов данного «Сольфеджио» (хроматические проходящие звуки, модуляция и др.). Работать над трех-голосием следует регулярно, параллельно с другими темами или вперемежку с ними. Исполнение художественных произведений, помещенных в конце этого раздела, требует уже серьезной подготовки.
В связи со сложностью материала предлагается сравнительно немного творческих упражнений. Но для более способных и развитых учеников, очевидно, можно давать индивидуальные задания: например, сочинить инструментальную или вокальную (со словами) мелодию в форме периода либо в двух-или трехчастной форме, ориентируясь на те или другие художественные образцы, помещенные в пособии.

ДВЕ ТОЧКИ
РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
ПРОХОДЯЩИЕ ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЗВУКИ
СМЕШАННЫЕ РАЗМЕРЫ
МОДУЛЯЦИЯ
ПЕРЕМЕННЫЕ РАЗМЕРЫ
УМЕНЬШЕННАЯ КВАРТА. УВЕЛИЧЕННАЯ КВИНТА
УВЕЛИЧЕННОЕ ТРЕЗВУЧИЕ ПЕРИОД
ПРОСТЫЕ ДВУХЧАСТНЫЕ И ТРЕХЧАСТНЫЕ ФОРМЫ
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ТРЕХГОЛОСИЕМ
ПРИЛОЖЕНИЕ


Скачать пособие Скачать сольфеджио