Арии из французских комических опер XVIII века

Арии из опер

Ноты к ариям и ариэттам для баса и тенора

 

 

Оперы для баса
Арии из французских комических опер XVIII века
для баса в сопровождении фортепиано
составление и общая редакция С. Апродова
переводы С. Гинзберг
“Музыка”, 1964г.
номер 814

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
 
Комическая опера во Франции возникла в первой половине XVIII века, положив начало новому этапу в развитии французского музыкального театра.
Зародившись в недрах ярмарочного театра, комическая опера, проникнутая реалистическими тенденциями и тесно связанная с народным музыкально-театральным творчеством, приобретает все большее общественное значение в связи с ростом антифеодального демократического движения.
Первоначально это были водевили, в которых исполнялись хорошо известные парижанам песенки с новыми, злободневными текстами. Тексты эти создавались в большинстве своем такими видными писателями того времени, как Ре не Лесаж (1668—-1747) и Шарль Симон Фавар (1710—1792), сыгравшими значительную роль в развитии ярмарочного театра. Сатирическая, подчас пародийная тенденции произведений Лесажа и острая социальная направленность пьес Фавара как нельзя более соответствовали веяниям той эпохи".
Большое место в спектаклях было отведено музыке. Особое значение приобретает финал комедии, где заключительное куплеты исполнялись солистами поочередно и подхватывались хором (впоследствии этот прием получил развитие в комических операх Фили-дора и Монсиньи).

Концом предыстории французской комической оперы и началом ее бурного развития следует считать вторичное исполнение в Париже в 1752 году оперы Дж. Перголези «Служанка-госпожа» (впервые эта опера прозвучала во Франции в 1746 году). Постановка оперы послужила толчком для «войны буффонов».
Французская придворная опера переживала в это время тяжелый кризис. Под влиянием критики спектаклей придворного театра Королевская академия музыки вынуждена была пригласить итальянскую труппу, которая обычно играла перед спектаклем французского придворного театра или после него. И если «буффоны», имевшие грандиозный успех, были первыми, то публика уходила после спектакля гостей. В результате по приказу короля в 1754 году итальянцы были изгнаны из Парижа, однако художественная победа все же осталась за ними.

После отъезда итальянцев продолжалось обсуждение вопросов новой оперной эстетики, наиболее полно обоснованной энциклопедистом Дидро. Его единомышленник Жан-Жак Руссо также горячо отстаивал новый оперный жанр. Подтверждением этого явилась созданная им комическая опера «Деревенский колдун». В ней Руссо объединил традиции ярмарочной комедии и итальянской комической оперы-буффа. Отныне комедия с музыкой окончательно превратилась в оперу с диалогами или речитативами, а из куплетов, песенок и ариетт родились арии, характерные для итальянской оперы-буффа. Первыми авторами французской комической оперы были Э. Дуни и А. Филидор, до того времени писавшие музыку для ярмарочного театра.
Эджидио-Ромоальдо ДУНИ (1709—1775) начал свою деятельность в Италии, написав оперу-сериа «Нинетта при дворе» на текст Фавара.
Но вскоре композитор начал сочинять и французские комические оперы и стал основоположником этого жанра. Первой из них была опера «Живописец, влюбленный в свою модель», имевшая большой успех. За ней последовали и другие сочинения, так же успешно поставленные: «Мазе» (1761), «Два охотника и молочница» (1763), «Жнецы» (1768) и «Фея Юржель, или То, что нравится дамам» (1765).

В настоящий сборник включены арии из комических опер «Мазе» и «Фея Юржель».
Франсуа-Андре-Даникан ФИЛИДОР (1726— 1795) начал свою деятельность в годы расцвета и творческой зрелости Дуни.
Как яркий и очень талантливый художник, тяготевший в своем творчестве к социальной направленности, Филидор был первым классиком французской комической оперы.
Разносторонне одаренный человек, вышедший из семьи музыкантов, Филидор был также первоклассным шахматистом, много раз ездил на турниры в Англию и даже написал книгу «Анализ шахматной игры», напечатанную в Лондоне.
Возможно, что длительное общение с англичанами привело композитора к желанию написать оперу «Том Джонс» (1764), по роману английского писателя Фильдинга «История Тома Джонса, найденыша».
Посвятив свое творчество сочинению комических опер, Филидор, однако, создал для Королевской академии музыки произведение и другого характера — оперу «Эрнеликда» (1767).
Комические оперы композитора были преимущественно бытового содержания. Показательны в этом отношении их названия, свидетельствующие об усилении социальной направленности опер: «Блэз-башмачник» (1759), «Кузнец» ( 1761), «Дровосек» (1763) и др.
Их персонажи реалистичны, а бытовые сцены всегда ярки и выразительны.
В семидесятых годах сюжеты опер стали разнообразнее, содержание глубже, усиливается социальный элемент, появляется героическая тематика. Начался новый этап в развитии французской оперы — становление «серьезной комедии». Развитию новых театральных форм во многом способствовала общественная атмосфера предреволюционной Франции.
Теперь, накануне революции, первое место в опере заняли темы права и достоинства человека, независимо от его сословного положения. Таким образом, осуществлялось положение Дидро о том, что именно в театре «нужно обсуждать важнейшие вопросы морали».

Наиболее значительным автором «серьезной комедии» был композитор Пьер-Александр МОНСИНЬИ (1729—1817). Им написано много опер. Среди них наиболее значительны «Роза и Кола» (1764), «Король и фермер» (1764). Самая популярная и известная из его опер — ^Дезертир» (1763), написанная на сюжет Седэна.
В «Дезертире» зрителя привлекала простота и острота сюжета — освобождение героя в самый последний момент перед расстрелом. В опере много богатых жанровых сцен. Она имеет демократический характер: герой — выходец из народа.
По музыкальным достоинствам к «Дезертиру» близка опера «Король и фермер», в которой праздному существованию несколько идеализированного короля противопоставляется трудовая сельская жизнь.

Никола ДАЛЕЙРАК (1753—1809) обладал великолепным мелодическим даром и мастерством оркестрового письма. Он создал большое число произведений, среди которых значительное место занимают оперы.
«Полное затмение» — первая комическая опера Далейрака (впервые поставлена 7 марта 1781 года)— вызвала восторг у слушателей. Из ранних опер композитора, написанных в восьмидесятых годах XVIII века, большой успех имели также оперы «Маленький ужин» и «Молодой кавалер».
В данный сборник включена ария Жоржа из комической оперы Далейрака «Нина, или Безумная от любви» (1786).
Несмотря на то, что не все комические оперы французских композиторов XVIII века равноценны по своим музыкально-художественным достоинствам, французская комическая опера в целом сыграла значительную роль в истории музыки.
С. Апродов

ОТ РЕДАКЦИИ
Включенные в данный сборник арии из опер Э. Дуни, Н. Далейрака и ариетта из оперы Ф Филидора «Солдат-чародей» даются в переложении для голоса с фортепиано составителя сборника С. Апродова.

Французские оперы Скачать ноты

 

Арии для тенора
Арии из французских комических опер XVIII века
для тенора в сопровождении фортепиано
тетрадь 1
составление и переложение С. Апродова
переводы С. Гинзберг
“Музыка”, 1968г.
номер 5594

содержание:

 

Скачать ноты Скачать ноты