Григорий Фрид - Ноты

Г.Фрид

Произведения композитора Гр.Фрида для голоса, фортепиано

 

 

Ноты для баритона
Гр.Фрид
Сонеты Шекспира
Op.34
для баритона в сопровождении фортепиано
переводы С.Маршака
"Музыка", 1964г.
номер 1004

содержание:

Еще ссылки по теме:

Г.Свиридов - Из Шекспира

 

Ноты к сонетам Шекспира Скачать ноты

 

Ноты для сопрано
Григорий Фрид
Дневник Анны Франк
моноопера в 2 частях
либретто Г.Фрида
клавир с партией солиста
"Советский композитор", 1976г.
номер с3376к

содержание:

 

Моноопера «Дневник Анны Франк» — первое сочинение Григория Фрида в оперном жанре.
Название оперы точно соответствует ее содержанию. Перед слушателем оживает облик тринадцатилетней еврейской девочки, в течение двух лет скрывавшейся вместе с семьей в потайном убежище. (Действие происходит в сороковые годы в Голландии, оккупированной фашистской Германией.) Постоянная угроза попасть в руки гестаповцев не сломила нравственной силы ее души, сохранившей до последней минуты жизни способность любить и радоваться светлому клочку неба, проникавшему в чердачное окошко ее убежища. «Когда я смотрю на небо, я думаю, что всякой жестокости должен прийти конец, и снова мир и покой воцарятся на земле. А до тех пор надо высоко нести свой идеал…» — Это не монолог литературного героя, а слова документальной записи из дневника Анны Франк, сделанной у порога ее гибели. Трагическая красота выраженного в них несгибаемого чувства приверженности к жизни граничит с самой высокой поэзией. И это чувство, пронизывающее собой музыку оперы, —главное, что волнует и оставляет глубокое впечатление.
Текст с незначительными изменениями, всюду подлинный. Композитор создал, в сущности, новую разновидность оперы — оперу-дневник, в которой волнующие события жизни героини, ее переживания и мысли, образующие внутреннее действие оперы, музыкально интонируются наравне с датами записей, составляя вместе с ними единое музыкально-поэтическое повествование. Такое соединение разнородных типов словесного текста не только не разрушает поэтического звучания музыки, но придает ему особый нерв, напоминая о ситуации, в которой оно развертывается.

Опера состоит из двух частей. Стремительное развитие событий — «День рождения», «Школа», «Разговор с отцом», «(Повестка из гестапо», «Убежище» — превращают ребенка во взрослого человека, открытого неумолимым раздумьям. Как выражение внутренней потребности богато одаренной натуры возникает юмористическая сценка — «Дуэт супругов ван-Даан». Голос пробудившегося чувства к юноше Петеру среди «хлама и пыли» замурованного чердачного существования воплотился в форме речитатива и вальса.
Следующий эпизод —кульминация надежд: «На русском фронте дела идут блестяще». Изрывающаяся маршевая интонация раздвигает тюремные стены убежища, наполняя его узницу чувством ожидания часа избавления. И опять тревога. И опять раздумья о жизни и страшной действительности, разрушающей идеалы молодости: «Облава»., «Одиночество», «Пассакалья» и, наконец, «Финал» с призывом «не терять мужества» и сияющей верой в будущее.
Какими же средствами выражено это непобедимое чувство человеческого в человеке, утверждающее себя в дневниковой повести Анны Франк?

Психологически многозначительно симфоническое вступление к опере, лежащая в его основе яркая, драматически-напряженная тема заключает в себе ядро всего произведения. Ни жанр оперы-дневника, ни отраженные в ней события внутренней жизни героини не допускали многословной «аргументации» в стилистике традиционного широкого оперного письма. Музыкальный язык оперы по-современному лаконичен, концентрированно выразителен. Интонационно гибкой, многообразно выразительной мелодике соответствует такая же детализированная гармония, сохраняющая это свойство даже в те редкие моменты, когда на первый план выступает изобразительное начало («Колокол Вестертурма»).
Принципу детализированной выразительности подчинена и оркестровая ткань; партитура отводит большое место игре солирующих инструментов. Оркестр небольшой, необычный по составу: флейта = флейта piccolo, 2 кларнета и бас-кларнет = кларнет III, 2 трубы, тромбон, группа ударных (литавры, малый барабан, тарелки, там-там, колокола), вибрафон, рояль-челеста, струнная группа (5 скрипок, 4 альта, 3 виолончели и 2 контрабаса) — всего 26 человек.
Первое концертное исполнение оперы (Н. Юренева — сопрано и М. Карандашова — фортепиано) состоялось в Москве 18 мая 1972 пода в Большом зале Дома композиторов.
С. Шлифштейн

Скачать клавир Скачать ноты