А. Гречанинов - ноты для вокала - романсы

Романсы

Таня-рёвушка на стихи А.Барто

Сборники с нотами романсов и песен композитора
Александра Гречанинова для голоса, вокала в pdf

 

 

Ноты к романсам Гурилева
А. Гречанинов
Избранные романсы

для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1981г.
номер 11417

содержание:

 

Скачать ноты Скачать ноты романсов

 

Ноты к хорам Гречанинова
А. Гречанинов
Пчелка

Соч.66 5 детских хоров на народный текст с аккомпанементом фортепиано
“Музыкальный сектор”, 1928г.
номер м8183г

содержание:

 

1. Пчелка. 2. Дождь. 3. Радуга. 4. Звоны. 5. Гуркота. Колыбельная

Хор с фортепиано Скачать ноты

 

Народная песня для пианино
А. Гречанинов
Русские народные танцы

для фортепиано Соч.130
“Музыка”, 1981г.
номер 11399

содержание:

 

1. У меня ли во садочке
2. Во поле березонька стояла
3. Из-под камешка
4. Во лузях
5. Шарла-тарла
6. Ай, на горе дуб, дуб
7. Сударыня-боярыня
8. Во саду ли, в огороде
9. Ой, Иван ли ты, Иван
10. Кончен, кончен дальний путь
11. Казачок
12. Камаринская

Ноты к народной песне Скачать ноты

 

 

25 октября 125 лет со дня рождения
Александра Тихоновича ГРЕЧАНИНОВА (1864- 1956)

 

Творческое наследие А. Т. Гречанинова - одна из интересных страниц русской музыкальной культуры. Народное в своей основе, оно связано с лучшими традициями отечественной музыкальной классики.
Детские и юношеские годы Гречанинова прошли в Москве. В купеческой среде, где рос мальчик, редко можно было встретить рояль или пианино. "Только когда мне исполнилось 14 лет, я впервые увидел фортепиано", - вспоминал впоследствии композитор. Родители готовили сына для работы в торговле, но страстное желание учиться музыке победило: в 1881 году он поступил в начальный класс Московской консерватории. Его педагогами были В. И. Сафонов и Н. Д. Кашкин (фортепиано), Г. А. Ларош и А. С. Аренский (контрапункт и гармония), С. И. Танеев (анализ музыкальных форм). Свое образование Гречанинов завершил в Петербургской консервтаории по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова.

Первые сочинения Гречанинова написаны в разных жанрах: хоры, романсы, струнный квартет, Первая симфония. Их свежий колорит, связь с традициями русской народной песенности вызывали одобрительные отзывы критики; за Первый струнный квартет композитор получил премию на конкурсе, организованном М.П. Беляевым, симфония с успехом исполнялась под управлением Римского-Корсакова.
В 1896 году Гречанинов вернулся в Москву. В преддверии создания первой оперы, прославившей имя композитора, им была написана музыка к спектаклям Московского Художественного театра "Царь Федор Иоаннович", "Смерть Иоанна Грозного", "Сне
гурочка". Общение с актерами Художественного театра, тесный творческий контакт с К.С. Станиславским многое дали композитору, научили его понимать законы сцены.
Важной вехой в творчестве Гречанинова была опера на русский былинный сюжет "Добрыня Никитич" (1901). Ознакомившись с ее клавиром, Римский-Корсаков прислал автору приветственное письмо с такими словами: "Радуюсь на оперу Вашу и считаю ее хорошим вкладом в русскую оперную музыку". Премьера оперы с большим успехом состоялась в 1903 году в Большом театре. В роли Добрыни выступил Ф. И. Шаляпин.
В 1903 году Гречанинов был избран заместителем председателя Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете; в то время в нее входили выдающиеся представители отечественной фольклористики - Е. Э. Линева, А. Д. Кастальский, В. В. Пасхалов. Работа в комиссии обогатила творчество композитора, в это время им было сделано множество обработок песен разных народов России (белорусских, украинских, татарских, башкирских).
Тогда же Гречанинов начал работать в музыкальной школе сестер Гнесиных и, конечно, не мог не писать для детей. В результате появилось несколько сборников песен ("Ай, дуду", "Петушок", "Времена года" и другие), циклы фортепианных и скрипичных пьес, а впоследствии - детские оперы "Елочкин сон", "Мышкин теремок" и "Кот, Петух и Лиса".

В канун первой русской революции общественная позиция Гречанинова была ясной: он участвовал в создании Народной консерватории, вместе с лучшими представителями московских музыкантов подписал заявление о коренном переустройстве общественных порядков старой России. В октябре 1905 года по случаю гибели замечательного деятеля большевистской партии Н. Э. Баумана композитор написал "Траурный марш", участв овал в траурной процессии. Тяжело переживал композитор разгром революции и наступившую вслед за ним реакцию. Он не избежал сомнений и колебаний, которые охватили в тот трудный период значительную часть русской интеллигенции. В творчестве его стали появляться мистические мотивы (в опере "Сестра Беатриса" по пьесе М. Метерлинка композитор отдал дань символистским тенденциям); настроения пессимизма и болезненной самоуглубленности накладывают отпечаток на стиль и характер многих сочинений той поры, - на смену мелодической ясности приходит изломанная, нарочито усложненная манера изложения. Особенно показательны в этом плане вокальные циклы "Цветы зла" на стихи Ш. Бодлера и "Мертвые листья" на стихи Н. Минского.
После Великой Октябрьской социалистической революции Гречанинов концертировал как дирижер и пианист, работал с детскими хорами, проводил лекции-концерты. В 1925 году он уехал за границу; поселившись в Париже, часто исполнял в концертах свои произведения. В последующие годы композитор много концертировал в странах Западной Европы, а в 1929 году впервые совершил концертное турне по США. В первое время за рубежом его музыка пользовалась популярностью: знаменитый дирижер Л. Стоковский исполнял в Нью-Йорке его Четвертую симфонию, в Филадельфии - Пятую симфонию, в Риме звучала Третья симфония и фрагменты из "Добрыни Никитича". Но успех длился недолго. В конце концов композитору пришлось испытывать материальные трудности.

В 1939 году Гречанинов переселяется в США, где живет в Детройте, а затем в Нью-Йорке. В эти годы у композитора возникают контакты с СССР: он переписывается с издателями, концертными организациями, друзьями. В тяжелые для нашей страны дни 1943 года композитор пишет симфоническую поэму "К победе", посвященную борьбе советского народа с фашистскими захватчиками, и передает ее через посольство в Соединенных Штатах в Советский Союз. События Великой Отечественной войны нашли отражение также в "Элегической поэме", посвященной памяти погибших, и увертюре "Великий праздник" (оба сочинения написаны в 1945 году). Умер Гречанинов в Нью-Йорке.
Творческое наследие композитора велико. Его сочинения составляют более двухсот опусов, включающих более тысячи произведений самых различных жанров: шесть опер, пять симфоний, симфонические поэмы и увертюры, камерные инструментальные ансамбли, сочинения для различных инструментов, более ста романсов, вокальные ансамбли, хоры, обработки народных песен, театральная и духовная музыка.

Гречанинов выступал как последователь и продолжатель лучших традиций русской музыкальной классики. Наиболее ярко дарование композитора раскрылось в сфере вокальной музыки. Популярностью пользуются многие его романсы, привлекающие лирической напевностью, чутким преломлением народно-песенных элементов, поэтической пейзажностью.
Замечательные произведения Гречанинова оставил в области хоровой музыки, где он нередко использовал народные тексты и мелодии. В духовных сочинениях композитор стремился возродить, с одной стороны, стиль старинного русского пения, с другой достижения различных жанров русского музыкального искусства XIX века, симфонизируя хоровую фактуру, внося элементы оперной выразительности. Его духовные сочинения нередко звучали на концертной эстраде.
Особое место в творчестве Гречанинова занимает опера "Женитьба" на текст одноименной комедии Н. В. Гоголя. В ней композитор развивает традиции русской жанрово-бытовой речитативной оперы.
Музыка А. Т. Гречанинова и в наши дни, когда музыкальная жизнь насыщена различными течениями, находит своего слушателя и исполнителя.
И. Рябова

Ежегодник памятных музыкальных дат и событий 1989 год