Эдвард Григ - Избранные произведения - ноты для баяна

Ноты для баяна

Э. Григ (ноты)

Нотные сборники для баяна, аккордеона

 

 

Скачать ноты
Э. Григ
Избранные произведения

переложения для баяна
выпуск 1
“Музыка”, 1970г.
номер 6112

содержание:

 

Переложение П. Лондонова

Скачать ноты Скачать ноты

 

Баянные переложения
Э. Григ
Избранные пьесы

в переложении для баяна П.Смирнова
редактор-составитель П.Говорушко
“Музыка”, 1967г.
номер 784

содержание:

 

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Настоящий сборник, посвященный творчеству великого норвежского композитора Эдварда Грига (1843—1907), продолжает серию авторских сборников в переложении для баяна (предыдущие четыре выпуска были посвящены творчеству П. Чайковского, Ф. Шопена, И. Штрауса, И. Дунаевского).

Сборник рассчитан на широкий круг баянистов—прежде всего учащихся и технически подвинутых любителей. Пьесы расположены в порядке возрастающей степени трудности. Ряд пьес может быть использован не только в педагогической, но и в концертной практике.

Патриотическая песня. Соч. 12 № 8
Матросская песня. Соч. 68 № 1
Листок из альбома. Соч. 12 № 7
Народный танец. Соч. 38 № 5
Вальс. Соч. 12 № 2
Вальс. Соч. 38 № 7
Песня Сольвейг. Соч. 55 № 4.
Юмореска. Соч. № 3
Поэтическая картинка. Соч. 3 № 1
Поэтическая картинка. Соч. 3 № 3
Маленькая баллада. Соч. 65 № 5
Менуэт бабушки. Соч. 68 № 2
Норвежский танец № 2. Соч. 35 № 2
Кобольд. Соч. 71 № 3
Вальс-каприс. Соч. 37 № 2.

ДЛЯ ДВУХ БАЯНОВ
Смерть Озы. Соч. 46 № 2
Танец Анитры. Соч. 46 № 3
Шествие гномов. Соч. 54 № 3

Произведения Грига для баяна Скачать ноты

 

 


ЭДВАРД ГРИГ

 

Его изумительная музыка давно завоевала всемирное признание. Он был глубоко национальным художником-патриотом, и это только способствовало повсеместному распространению григовских мелодий. Россия быстро «открыла» для себя творчество гениального норвежского композитора. Чайковскому принадлежат следующие слова: «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В музыке Грига, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик».

В годы Великой Отечественной войны известный советский музыковед К. А. Кузнецов выступил с интересной статьей «Эдвард Григ — музыкант и мыслитель», фрагменты из которой вы можете прочесть на этих страницах.
«15 июня 1843 года родился Эдвард Григ. В его лице норвежский народ чтит память одного из своих великих духовных вождей. Своей музыкой, как Ибсен драмой, Григ возвысил норвежское искусство до подлинно мирового значения.
Григ испытывал к русской музыке глубокую симпатию. Особенно сильно было его тяготение к Чайковскому. Когда, по случаю 60-летия Грига, в 1903 г. возник проект постановки его бюста, композитор откликнулся такими словами: «Надеюсь, мне суждено счастье стоять рядом с моим чтимым другом Чайковским. Он — мастер, по моему сердцу». Одна из последних книг, которую Григ читал перед смертью, была биография Петра Ильича, написанная его братом Модестом. Григ ею пользовался в английском переводе. «Тружусь по вечерам над английской книгой «Жизнь и переписка Чайковского». Она идет в самую глубину моей души. Порою чудится, будто я гляжу в мою собственную душу. Я нахожу здесь столько от меня самого» (письмо 1906 г.). И русская музыка глубоко впитала и творчески претворила музыкальное наследие Грига, в частности Рахманинов, Прокофьев.
Григ, в его богатой переписке, выступает перед нами как композитор, неустанно и напряженно работающий над собой. Ровно за год до смерти (письмо 1906 г.) Григ говорит: «О если бы я мог расти — до конца моих дней!» Творчество Грига вскрывает картину непрерывного роста, буквально до последнего дыхания.

В записке, которую Григ составил для своего американского биографа Финка, композитор пишет: «Царство гармонии всегда было моим странным миром; мое гармоническое чутье всегда сохраняло свою тайну для меня самого; я уверен, что темная глубина в нашей национальной музыке заключается в том, что в ней скрыты неизведанные гармонические возможности. В моей трактовке национальных мелодий я пытался дать отражение их скрытым гармониям».
За год до смерти Григ создал произведение, в новом для себя стиле, именно в чисто хоровом, без инструментального сопровождения. Это—четыре псалма (для смешанного хора и баритона соло) — сочинение глубокомысленное и вместе с тем непосредственное.

Но таков Григ и во всем его личном, творческом облике: по-детски непосредственный, искренний, предельно безыскусственный и в то же время полный напряженной, острой думы о своем творчестве, о жизни и судьбе родины.
Мы Грига привыкли ценить, как непосредственного лирика, фантаста, как «романтика». Сам композитор в письме к своему другу, датскому поэту Паульсену, на тексты которого он сочинил многие свои вдохновенные песни (среди них гениальный «Вечерний час»; ор. 26, № 2), писал: «Мы оба — романтики». Но Григ был не только романтиком, погруженным в мечты, подслушивающим древние зовы природы. Он был острым и зорким мыслителем. Эту работу мысли, серьезной и сосредоточенной, Григ высоко ценил в каждом народе и в своем норвежском народе.
Каждому из нас, при имени Грига, на память приходит длинная вереница его лирических композиций. Сам он охотно, под именем «Лирические пьесы», объединял свои романтические вдохновения. Но мы реже вспоминаем и даже, признаемся, меньше знаем такие сочинения Грига, как, например, его фортепианные вариации на норвежскую мелодию: «Полный мыслей я шел» (ор. 66, № 18)

Мы высоко ценим Грига за его умение в немногом выразить многое, за исключительную сжатость, лаконичность его музыкального языка. Сам композитор прекрасно понимал, что таково основное качество его национального искусства, в частности поэзии, начиная с древности. Вот слова Грига из письма к Финку: «Тот, кто читает Эдду (норвежские песнопения; XIII в.), ощущает удивительную силу и скупость выражения, способность в немногих словах сказать многое. Читатель Эдды поражен простым, пластичным членением формы. То же нужно сказать и про норвежские саги, в особенности саги Снорре Стурлусона (начало XIII в.). Бурный океан страстей скорее ощущается, нежели воочию показывается. Ведь тогда считалось грубостью выкладывать свои лучшие чувства. Именно для этих чувств, язык — столь же сжатый, сколько и целомудренный. То, что в этом отношении осуществили поэты, и я стремился осуществить в музыке — в особенности, в моих песнях на глубокомысленные стихотворения крестьянских поэтов Винье и Гарборта». И дальше Григ подчеркивает, что его стилю органически чужда внешняя парадность, свойственная немецкому искусству. «Это не в натуре норвежца».
Григ создал непревзойденные по собранности содержания и чеканности формы миниатюры. Но он чувствовал потребность творить и в крупных формах. Его фортепианный концерт, фортепианная баллада (местами удивительно близкая к «Руслану») скрипичные сонаты, виолончельная соната, сюиты, квартет занимают широкое место в творчестве Грига и не позволяют назвать его только мастером малых форм.

Монументальное дело творческой жизни Грига — музыка к «Пер Гюнту». Драма Ибсена живет и будет жить именно в содружестве с музыкой Грига.
В понимании Грига «северный дух»—это живое ощущение природы Севера, его неповторимого колорита, его своеобразного быта и пейзажа. Это ощущение, бесспорно, наложило свой неизгладимый отпечаток на стиль и норвежских, и русских северных композиторов. Григ — северянин, так же как северяне — Корсаков-тихвинец и Рахманинов, его земляк из Онега.
Композитор-патриот Григ был полон поэзии, но и полон силы сопротивляемости. Он писал Паульсену (1870): «Пусть родится в тебе стальной закал, стальной, стальной, а если ты меня спросишь, откуда я его достану, то у меня есть лишь один, страшный ответ: купи его ценою крови твоего сердца».
ПРОЧТИТЕ: О. Левашова. Эдвард Григ. М., 1962.

130 лет со дня рождения норвежского композитора Эдварда Грига

Календарь - В мире музыки - 1973г.