Художественная самодеятельность в Советской Армии и на Флоте

Художественная самодеятельность

Методические статьи по художественному чтению, работе драматических, хоровых, танцевальных коллективов и оркестров народных инструментов

 

 

С. СМИРНОВ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВЕТСКОЙ АРМИИ И НА ФЛОТЕ

 

Художественная самодеятельность является самым массовым отрядом советского искусства. Она приобщает к художественному творчеству многомиллионные массы трудящихся, помогает выявлять и развивать таланты, которыми так богат наш великий народ. В расцвете самодеятельного искусства особо наглядно проявляется забота Коммунистической партии о всестороннем духовном и физическом развитии советского человека — творца всех материальных и духовных ценностей нашего общества.
В Советской Армии и на Флоте художественная самодеятельность является одним из важных средств массовой политико-воспитательной работы. Она помогает командирам и политорганам организовывать культурный досуг личного состава, служит делу политического, воинского и культурного воспитания советских воинов.

Самодеятельное искусство в армии и на флоте, как и во всей нашей стране, приобрело подлинно массовый характер. Прошедший Всеармейский смотр художественной самодеятельности, посвященный 40-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции и 40-летию Советских Вооруженных Сил, способствовал вовлечению в самодеятельность новых одаренных людей из числа солдат, матросов, сержантов, офицеров, служащих и членов семей военнослужащих. Смотр показал, что в большинстве коллективов повысился идейно-художественный уровень репертуара и исполнительское мастерство участников самодеятельности. В период подготовки и проведения смотра в частях, на кораблях и в подразделениях было создано много новых кружков самодеятельности. К руководству этими коллективами пришли молодые способные товарищи, не имеющие еще достаточного опыта, но горячо желающие подготовить и показать яркие, красочные спектакли и концертные программы.

Вместе с тем смотр показал, что в работе армейской й флотской художественной самодеятельности до сих пор не изжиты существенные недостатки. По своему содержанию художественная самодеятельность еще слабо связана с жизнью и боевой учебой советских воинов и моряков. Репертуар целого ряда коллективов беден произведениями, мобилизующими советских воинов на отличное овладение своим оружием, на укрепление воинской дисциплины и повышение боеготовности. Слабо популяризируются самодеятельностью боевые традиции воинских частей и кораблей, отличники боевой и политической подготовки, мало критикуются недостатки з учебе и службе отдельных солдат и матросов.
В ряде коллективов, в ущерб идейному уровню концертов, увлекаются пустыми, бессодержательными песенками, плохими образцами джазовой музыки и другими сомнительной ценности «произведениями».
Недостаточно используются в репертуаре самодеятельных коллективов и солистов произведения русской и зарубежной классики и народного творчества.

Результаты смотра говорят о том, что исполнительский уровень ряда коллективов самодеятельности еще недостаточно высок. Некоторые коллективы выступили на смотре с бледными, бессодержательными концертами, с неподготовленными, невыразительными номерами. Дело не в недостатке способностей у участников художественной самодеятельности, не в отсутствии у них желания выступить ярко, оригинально. Причина низкого уровня исполнения кроется в том, что в ряде частей нет должного внимания к художественной самодеятельности, не созданы условия для постоянной, систематической учебно-воспитательной работы с исполнителями. Недостаток опытных квалифицированных руководителей самодеятельности и слабая работа с ними также серьезно тормозит дальнейший рост художественной культуры и качества исполнения.
Работники культурно-просветительных учреждений, партийные и комсомольские организации принимают меры к тому, чтобы закрепить успехи, достигнутые в процессе смотра, изжить недостатки, обеспечить непрерывную работу коллективов художественной самодеятельности в каждой части и подразделении, помочь молодым руководителям в организации учебно-воспитательной работы в кружках самодеятельности.

Первый вопрос, с которым приходится сталкиваться всем руководителям и участникам самодеятельности, это подбор репертуара для художественных коллективов и солистов-исполнителей. Репертуар является основой для самодеятельности, как и для всякого искусства. Он в значительной степени определяет успех концерта, его идейно-художественный уровень.
Какие же основные требования предъявляются к репертуару армейской и флотской художественной самодеятельности?
В первую очередь, в репертуар необходимо отбирать произведения идейно и художественно полноценные. Самодеятельность должна нести в солдатские и матросские массы благородные идеи советского патриотизма, советской национальной и военной гордости, воспитывать воинов в духе верности Коммунистической партии, любви к нашей Родине и жгучей ненависти к ее врагам.
В своем постановлении «Об улучшении партийно-политической работы в Советской Армии и Флоте» октябрьский Пленум ЦК КПСС считает, что интересы зашиты нашей Родины требуют дальнейшего улучшения партийно-политической работы в Советской Армии и на Флоте, призванной укреплять боевую мощь наших Вооруженных Сил, сплачивать личный состав вокруг Коммунистической партии и Советского правительства, воспитывать военнослужащих в духе беззаветной преданности Советской Родине, в духе дружбы народов СССР и пролетарского интернационализма.

Эти требования имеют прямое отношение к художественной самодеятельности, являющейся одним из участков партийно-политической работы.
Партийное руководство художественной самодеятельностью означает, в первую очередь, борьбу за высокий идейно-художественный уровень ее репертуара, решительное ограждение самодеятельности от проникновения на ее сцену идейно и художественно неполноценных произведений, недобросовестно, неправдиво показывающих жизнь советского общества.
«Развитие литературы и искусства, — указывает Н. С. Хрущев, — происходит в условиях идейной борьбы против влияний чуждой нам буржуазной культуры, против отживших представлений и взглядов, во имя утверждения нашей коммунистической идеологии.
Мы не были бы марксистами-ленинцами, если бы стояли в стороне, равнодушно и пассивно относились к попыткам протащить в нашу литературу и искусство чуждые духу советских людей буржуазные взгляды».

Важным требованием к репертуару армейской и флотской художественной самодеятельности является его тесная связь с жизнью войск, с конкретными задачами, стоящими перед частью, подразделением. Воспитательное воздействие самодеятельного искусства на личный состав Советской Армии и Флота будет тем сильнее, чем конкретнее оно будет показывать жизнь, быт и боевую учебу советских воинов.
Интересы дальнейшего развития армейского и флотского самодеятельного искусства и усиление его роли в политическом и воинском воспитании настоятельно требуют, чтобы армейская и флотская тематика была в основе репертуара творческих коллективов и отдельных исполнителей, чтобы в концертах и выступлениях самодеятельности шире звучали произведения о славных боевых традициях Советских Вооруженных Сил, о героических подвигах советских воинов, произведения, мобилизующие личный состав на безупречное выполнение воинского долга перед Родиной, на отличное овладение боевым оружием, укрепление воинской дисциплины и боеготовности, на повышение бдительности против коварных происков империалистических агрессоров.
Серьезным требованием к репертуарным произведениям является также их соответствие исполнительскому уровню творческих коллективов и солистов. В ряде случаев молодые, неопытные исполнители выступают на концертах с произведениями, которые им явно не по силам. Это ведет к снижению художественного уровня исполнения и ослабляет степень воздействия произведения на зрителей.
Подбор репертуара самодеятельного коллектива — большой творческий процесс, требующий постоянного руководства со стороны политорганов, партийных и комсомольских организаций. В самодеятельность приходят люди с различной степенью одаренности, с различными художественными вкусами и исполнительскими возможностями. Задача руководителя — подобрать для каждого члена коллектива такое произведение или такую роль в спектакле, которая захватила бы его, дала ему возможность полностью проявить свой талант.

Каковы же источники репертуара армейской и флотской самодеятельности?
В первую очередь, таким источником являются произведения советских авторов — поэтов, прозаиков, драматургов, композиторов, В советской литературе и искусстве создано много замечательных произведений о Родине, о Коммунистической партии и вожде трудящихся всего мира В. И. Ленине, о Советской Армии и массовом героизме советских воинов, о коммунистическом строительстве и трудовых победах нашего народа.
Стихи, рассказы и пьесы М. Горького, В. Маяковского, Д. Бедного, М. Шолохова, А. Толстого, А. Твардовского, М. Исаковского, К. Тренева, Н. Погодина, Б. Лавренева и других писателей могут составить основу репертуара для чтецов и драматических коллективов. Книги этих авторов можно найти в любой библиотеке.
Советская музыка звучит не только в нашей стране, но и далеко за ее рубежами.
Огромной популярностью пользуются у трудящихся всех стран наши революционные песни: «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», «Молодая гвардия», «Мы кузнецы», «Красное знамя».

С большим волнением, сердечностью и теплотой поет советский народ песни о В. И. Ленине, о партии и любимой Родине: «Ленин всегда с тобой» С. Туликова, «Святое ленинское знамя» А. Александрова, «Партия — наш рулевой» В. Мурадели, «Россия» А. Новикова, «Да здравствует наша держава» Б. Александрова и другие.
Подлинно народными стали песни гражданской войны, лучшие песни Великой Отечественной войны. Широкую популярность приобрели песни о современной жизни армии и флота: «В путь» В. Соловьева-Седого, «Жди солдата» Б. Мокроусова, «Солдатский вальс» А. Воронова, «Ой, да ты, соловушка» А. Новикова, «Высоко орел летает» П. Акуленко, «Гвардейская полька» Б. Терентьева, «Севастопольский вальс» К. Листова, «Бессмертный гарнизон» 3. Компанейца, «Полковое знамя» В. Сорокина, «Ласточка-касаточка» Е. Жарковского, «Идут солдаты ротами» В. Румянцева и другие.

Все эти произведения могут быть с успехом использованы в репертуаре хоровых коллективов и солистов.
Неиссякаемым источником репертуара для самодеятельности являются произведения русской и зарубежной классики и народного творчества. Советские люди — законные наследники всего лучшего, что есть в мировом искусстве, и особенно того, что было создано русскими писателями, композиторами, художниками-классиками.
Освоение классического репертуара расширяет творческие возможности коллектива, воспитывает художественный вкус на лучших образцах мировой культуры, повышает общий культурный уровень участников самодеятельности и всего личного состава.
Неизменным успехом пользуются в самодеятельности народные песни и танцы. В Советской Армии служат воины различных национальностей СССР. Активное привлечение в кружки самодеятельности исполнителей национальных песен и плясок
значительно обогатит репертуар, будет способствовать укреплению солдатской дружбы и товарищеской спайки советских воинов.
Одним из источников репертуара являются произведения литературы и искусства стран социалистического лагеря. Они знакомят советских воинов с культурой этих народов, способствуют укреплению дружбы и боевого содружества стран лагеря социализма.
Яркий материал для разоблачения капиталистической системы дают произведения прогрессивных писателей и деятелей искусства буржуазных стран.

Таким образом, в распоряжении руководителей и участников художественной самодеятельности находится все богатство советской литературы и искусства, а также русской и зарубежной классики и народного творчества. Необходимо постоянно изучать и использовать это богатство в репертуаре самодеятельных коллективов и солистов.
Значительную помощь в подборе репертуара для армейской и флотской художественной самодеятельности могут оказать репертуарные сборники, выпускаемые Военным издательством Министерства обороны Союза ССР. В них печатаются произведения о нашей великой Родине, о Коммунистической партии, о Советской Армии и Военно-Морском Флоте, произведения, раскрывающие героическую историю Советских Вооруженных Сил, революционные и боевые традиции нашего народа, повседневную жизнь, быт и учебу советских воинов.
Репертуарные сборники Воениздата содержат материалы для различных жанров художественной самодеятельности: стихи и рассказы для чтения с эстрады, одноактные и многоактные пьесы, литературно-музыкальные композиции, армейские и флотские песни, инструментальную музыку, юмор, сатиру и конферанс, записи солдатских и матросских плясок. За последнее время издан целый ряд репертуарных сборников: «Солдатская эстрада» (выпуски 1, 2, 3), «Матросская эстрада», «Клятва Родине» (тематический репертуарный сборник о военной присяге), «Часовые неба» (для художественной самодеятельности войск противовоздушной обороны и Военно-воздушных сил), «С новым годом».

Кроме общих, многожанровых сборников, изданы специальные сборники по отдельным жанрам художественной самодеятельности. Так, для драматических коллективов выпущен сборник «Одноактные пьесы», в который вошли семь пьес на армейские и флотские темы.
Для хоровых коллективов и солистов-вокалистов осуществлен целый ряд изданий: сборник лирических солдатских и матросских песен в сопровождении баяна — «Лейся, песня», сборник «Песни боевой славы», в который вошли лучшие песни, отражающие славный 40-летний боевой путь Советских Вооруженных Сил, сборник песен советских пограничников «На дальней заставе», авторские сборники песен композиторов: А. Новикова «Песни», К. Листова «Ходили мы походами», П. Акуленко «Высоко орел летает», Л. Бакалова «Перелески, перекаты», Е. Жарковского «Прощайте, скалистые горы».
Особое значение в армейской и флотской самодеятельности имеет строевая песня—любимая и неразлучная спутница советского воина. В походе и на отдыхе, на занятиях по строевой подготовке и на вечерней прогулке — всюду звучит строевая песня.
За последние годы советскими композиторами создан целый ряд новых походно-строевых песен. Военное издательство регулярно выпускает сборники «Новые строевые песни». Для ротных запевал и широкого круга солдат и матросов издан текстовой сборник «Строевые песни», в который вошли наиболее популярные песни из строевого репертуара пашей армии и флота.
Большим успехом в концертах самодеятельности пользуются выступления частушечников. Значительную помощь им может оказать вышедший в Воениздате сборник «Частушки».

Неразлучным другом солдат и матросов является баян. Военное издательство регулярно выпускает сборники «Играй, мой баян», составленные из произведений советских композиторов, русских и иностранных классиков, народной музыки, переложенных для одного и двух баянов.
Для руководителей танцевальных коллективов значительный интерес представляют сборник «На привале», в который вошли записи плясок из репертуара Краснознаменного им. А. В. Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии, а также «Сборник танцев», составленный из армейских и флотских плясок.
В помощь исполнителям юмористических и сатирических произведений, конферансье, ведущим программу концерта, издан сборник «Юмор и сатира».
Руководители и участники художественной самодеятельности смогут найти репертуарные сборники, песни и другие издания в клубах, Домах офицеров, а также во всех магазинах «Военная книга» и книжных киосках Военторга. В тех случаях, когда трудно приобрести необходимые репертуарные и методические сборники на месте, их можно выписать по почте, направив заказ по адресу: Москва, Г-2, Арбат, 21. «Военная книга — почтой».
Желательно, чтобы начальники клубов и библиотек своевременно приобретали репертуарные сборники по мере их выхода из печати. Целесообразно в каждой библиотеке завести специальный раздел репертуарной литературы.
Кроме изданий Воениздата, в армейской и флотской самодеятельности можно использовать также репертуарную литературу, которую печатают другие издательства: сборники «Молодежная эстрада» (издательство «Молодая гвардия»), серию «Библиотечка художественной самодеятельности» (издательство «Советская Россия»), издания Музгиза, издательств «Искусство», «Советский композитор» и др.

 

 

Новые эстрадные произведения на острые злободневные темы можно подобрать из журналов, газет и сборников стихов различных авторов. Это особенно важно для такого оперативного жанра, как политическая сатира.
При подготовке концерта необходимо также смелее использовать произведения местных авторов, которые значительно оживляют программу, вносят в нее дух настоящего солдатского задора, помогают теснее связать самодеятельность с жизнью части, подразделения.
Репертуар — основа для творческого роста коллектива.
основной показатель идейно-художественного уровня самодеятельности. Но правильный подбор репертуара — это только начало работы.
Задача руководителя самодеятельности заключается в том, чтобы добиться от исполнителей правильного раскрытия идейного содержания произведения и художественной выразительности исполнения.
Даже самое яркое патриотическое произведение может не дойти до зрителей при неправильном его исполнении. Более того, бывает особенно досадно, когда именно такое произведение с большим идейным содержанием, с дорогими для нас образами искажается неумелым исполнением.
Таким образом, непрерывное повышение исполнительского мастерства — вторая важнейшая задача в руководстве художественной самодеятельностью.

Кое-где еще существуют устаревшие взгляды на самодеятельность как на искусство, которое не требует профессионального мастерства. Это совершенно неправильно. Опыт показывает, что при умелой постановке учебно-воспитательной работы уровень самодеятельного искусства многих художественных коллективов и исполнителей достигает такого совершенства, когда стирается грань между профессиональным и самодеятельным искусством. Это подтверждается и тем фактом, что художественная самодеятельность является резервом профессионального искусства. Например, большинство артистов Государственного ансамбля народного танца СССР, руководимого Игорем Моисеевым, являлось воспитанниками самодеятельности. Многие окружные ансамбли песни и пляски Советской Армии почти целиком состоят из бывших участников самодеятельности.
Какие же основные требования к учебно-воспитательной работе в коллективах художественной самодеятельности?
Следует сразу сказать, что единых рецептов, предложений по учебно-воспитательной работе быть не может. Характер учебно-воспитательной работы зависит от того, над чем работает коллектив, каков уровень его подготовки, кто руководит коллективом и т. п.
В статьях настоящего Сборника подробно рассматриваются эти вопросы по отдельным жанрам художественной самодеятельности. Однако есть общие вопросы, на которые следует обратить особое внимание руководителей и участников художественной самодеятельности.

1. Учебно-воспитательная работа в коллективе должна быть непрерывной, как серьезная творческая учеба. Необходимо добиться, чтобы коллективы самодеятельности были постоянно действующими, занятия и репетиции проводились в них регулярно, по строго намеченному графику.
К сожалению, до сих пор в отдельных частях и подразделениях коллективы самодеятельности сколачиваются наспех, за несколько недель до смотра, лишь для того, чтобы представить на смотре свою часть. Конечно, ни о какой серьезной творческой работе в таких коллективах говорить не приходится, и обычно они сразу же после смотра распадаются.
Задача состоит в том, чтобы создать постоянно действующие коллективы самодеятельности при клубе каждой части и в каждом подразделении — роте, батарее, эскадрилье.
2. Учебно-воспитательная работа в коллективе не должна ограничиваться только разучиванием произведений для концерта. Она складывается из двух основных разделов: а) идейно-политическое и художественное воспитание участников коллектива и б) работа над созданием репертуара.
Оба эти раздела неразрывно связаны между собой.
Повышение идейно-политического и культурного уровня участников самодеятельности — неотъемлемая составная часть учебно-воспитательной работы, определяющая в значительной степени успех работы над созданием репертуара. Без необходимого минимума знаний в области избранного жанра участник самодеятельности не может глубоко понять и раскрыть в своем исполнении произведение искусства, создать художественный образ.
Выступая в концерте, участник самодеятельности становится воспитателем зрителей. Зритель не поверит тому, кто со сцены будет призывать к отличному овладению боевой техникой, к дисциплине и высокой нравственности, а сам является расхлябанным, некультурным человеком.

Идейно-политическое и художественное воспитание участников коллектива строится в тесной связи с задачами самодеятельности и на основе подготавливаемого репертуара.
Для того чтобы глубже понять сущность и задачи искусства, необходимо систематически изучать с участниками самодеятельности труды классиков марксизма-ленинизма, решения нашей партии по вопросам литературы и искусства. В партийных решениях и документах определяется главное направление в развитии советского искусства.
«...Главная линия развития состоит в том, чтобы литература и искусство были всегда неразрывно связаны с жизнью народа, правдиво отображали богатство и многообразие нашей социалистической действительности, ярко и убедительно показывали великую преобразовательную деятельность советского народа, благородство его стремлений и целей, высокие моральные качества. Высшее общественное назначение литературы и искусства — поднимать народ на борьбу за новые успехи в строительстве коммунизма» (Н. С. Хрущев. За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа. Госполитиздат, 1957, стр. 20).

Изучение жизни и быта нашего парода, особенностей национального характера, традиций народного творчества — важная задача учебно-воспитательной работы. Это необходимо для того, чтобы исполнитель смог глубоко понять художественное произведение, изображаемую в нем действительность. Только в этом случае он может донести своим исполнением до зрителя те важные мысли, которые являются зерном, сутью произведения, раскрыть его идейное содержание.
Систематическое ознакомление участников самодеятельности с лучшими произведениями советского искусства, с биографиями и творчеством великих русских писателей, драматургов, композиторов, художников, актеров; коллективное посещение и обсуждение спектаклей в профессиональных театрах, концертных программ в ансамблях и хорах; просмотр кинофильмов-спектаклей; прослушивание и обсуждение радиопередач — все это будет способствовать воспитанию художественных вкусов участников самодеятельности, повышению их исполнительного мастерства.

Работа над репертуаром, над разучиванием произведений с исполнителями подробно разбирается, авторами статей, включенных в настоящий Сборник. Следует только подчеркнуть, что это сложный, кропотливый процесс, в котором постепенное накапливание опыта, навыков и приемов исполнения перерастает в яркий творческий акт — художественное исполнение на сцене. Нельзя упрощать этот процесс и тем более пренебрегать им. Без тщательной работы над исполнительской техникой, без кропотливой учебно-тренировочной работы в коллективе нельзя добиться высокого исполнительского мастерства. Талант — это, в первую очередь, труд, постоянная шлифовка своих способностей, без чего не может быть настоящего искусства.
3. Наличие творческой дисциплины в коллективе — важное условие успеха учебно-воспитательной работы. Занятия в коллективе проводятся по точному графику, в определенные дни и часы, с обязательным присутствием всех участников коллектива. Поэтому очень важно согласовать план занятий и выступлений с командиром части, подразделения. Обычно план работы составляется отдельно на зимний и летний (лагерный) периоды. В план включаются мероприятия по двум основным разделам: а) идейно-политическое и художественное воспитание участников коллектива; б) работа над созданием репертуара и выступления коллектива.
Необходимо вести учет работы коллектива, дневник его репетиций, занятий и выступлений. Эту работу выполняет бюро коллектива или староста, которые избираются на общем собрании членов кружка и являются активными помощниками руководителя.
Творческая дисциплина не ограничивается только своевременной явкой на занятия и репетиции и выполнением, указаний руководителя. Творческая дисциплина предполагает, что каждый член коллектива будет проявлять собранность, инициативу, высокую ответственность за порученное дело, подлинное горение и увлеченность, без которых нельзя достигнуть успехов в искусстве.
Большое значение имеют взаимоотношения членов коллектива между собой и с руководителем кружка. Только в атмосфере дружбы, коллективности, взаимного уважения и доброжелательности возможны творческие успехи.
Творческая дисциплина и успех всей учебно-воспитательной работы зависят в значительной степени от руководителя коллектива. Руководитель должен хорошо знать свое дело и обладать навыками педагога, воспитателя.

В коллективах армейской и флотской самодеятельности есть опытные руководители, работающие длительное время и хорошо знающие свое дело. Большую помощь оказывают самодеятельности работники советского искусства, осуществляющие культурное шефство над Советской Армией и Флотом. Но все же большинство руководителей коллективов солдатской и матросской самодеятельности не имеют специальной подготовки. Они требуют особого внимания и помощи. Правильно поступают те Дома офицеров и клубы, которые организуют постоянно действующие семинары руководителей кружков самодеятельности.
Большую помощь руководителям кружков может оказать обмен опытом работы с художественными коллективами других воинских частей и гражданских организаций. Необходимо постоянно укреплять творческие связи с самодеятельными коллективами соседних предприятий, колхозов, учреждении, обмениваться концертами, готовить совместные программы. Все это будет обогащать армейскую самодеятельность новыми формами и опытом работы.
Очень важно предоставить руководителю самодеятельности возможность для самостоятельных занятий.
Подготовить и закрепить актив руководителей художественной самодеятельности, политически грамотных, хорошо разбирающихся в искусстве и обладающих навыками педагога-воспитателя, — значит прочно обеспечить дальнейший неуклонный подъем художественной самодеятельности в войсках.

Настоящий Сборник включает в себя методические статьи по художественному слову, драматургии, хору, танцам, оркестрам народных инструментов. Он не претендует на всестороннее освещение всей работы самодеятельности. Цель Сборника — помочь некоторыми практическими советами молодым руководителям армейской и флотской художественной самодеятельности, не имеющим специальной теоретической подготовки и практических навыков в работе.