Г.А. Дмитревский - Хороведение и управление хором

ГЛАВА 1. ТИПЫ ХОРА —ОДНОРОДНЫЕ и СМЕШАННЫЕ
И ВИДЫ ХОРА — ОДНОГОЛОСНЫЕ, ДВУХ-, ТРЕХ-, ЧЕТЫРЕХ- и МНОГОГОЛОСНЫЕ

Пособия, Литература



О типах хора - какие бывают хоры

 

 

§ 1. ОДНОРОДНЫЙ И СМЕШАННЫЙ ХОР. ХОРОВАЯ ПАРТИЯ


 

Хором называется коллектив певцов, организованный для совместного исполнения.
В хоре должно быть соблюдено количественное и качественное соотношение голосов, обеспечивающее владение всеми элементами хоровой звучности, необходимое для осуществления стоящих перед ним исполнительских задач.

Хоры разделяются на однородные и смешанные. К однородным относятся детские, женские и мужские хоры; к смешанным относятся хоры, в состав которых входят женские (или детские) и мужские голоса.
Хоровой партией называется группа певцов хора, имеющих голоса приблизительно одинаковые по диапазону, а также родственные по тембру.
Каждый из однородных хоров имеет в своем составе две основные хоровые партии: партию верхних голосов и партию нижних голосов. В детском хоре партию верхних голосов составляют дисканты, партию нижних — альты. В женском хоре партию верхних голосов составляют сопрано, партию нижних — альты (меццо-сопрано, альт и контральто).
В мужском хоре партию верхних голосов образуют тенора, нижних — басы (баритоны, басы и октависты).

 

§ 2. РАЗДЕЛЕНИЕ —divisi-ХОРОВЫХ ПАРТИЙ


 

Нередки случаи, когда музыкальное произведение рассчитывается на исполнение его однородным хором не в два, а в три, четыре, а иногда и большее количество голосов.
В этих случаях каждая хоровая партия может делиться на группы, которые часто получают самостоятельное значение и образуют самостоятельные по существу хоровые партии. Такое деление на группы носит название divisi («дивизи»). Партия может быть разделена на два, на три, иногда на четыре и даже на большее количество голосов.

 

§ 3. СОСТАВ ОДНОРОДНЫХ ХОРОВ


 

Рассмотрим основные составы однородных хоров, не касаясь пока вопроса о количестве поющих в том или ином составе.

А. Детский однородный хор
Детский однородный хор имеет, как уже сказано, в своем составе две основные хоровые партии: партию дискантов и партию альтов (дискант — высокий детский голос, альт — низкий детский голос).
При исполнении хоровых произведений, в зависимости от фактуры, детский хор может петь на один голос (дисканты и альты в унисон), на два голоса (дисканты и альты имеют самостоятельные партии), а при условии разделения (divisi) и на три и на четыре голоса.
Примером одноголосного детского хора (дисканты и альты в унисон) может служить песня «Петушок, петушок». Примером двухголосного хора может служить песня «Во поле березонька стояла», а примером трехголосного хора (дисканты первые, дисканты вторые и альты) — трехголосная песня «Около сырого дуба»;

Б. Женский однородный хор
Женский однородный хор имеет в своем составе две основные хоровые партии: партию сопрано и партию альтов. В зависимости от того, на какое количество голосов рассчитана партитура, женский хор тоже может петь на один голос (сопрано и альты в унисон), на два голоса (сопрано и альты имеют самостоятельные партии), а в случаях divisi на три, четыре, а иногда и на большее количество голосов.
Примером одноголосного женского хора может служить Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила» Глинки, примером двухголосного хора — отрывок из оперы «Хованщина» Мусоргского «Поздно вечером сидела»:

Трехголосный женский хор, в зависимости от того или иного разделения голосов, может иметь два различных состава:
а) Сопрано первые, сопрано вторые и альты.
б) Сопрано, альты первые и альты вторые.
 
Примером первого состава женского хора может служить отрывок из оперы «Русалка» Даргомыжского «Сватушка»; примером второго состава — хор половецких девушек из оперы «Князь Игорь» Бородина:
 
Обычным для четырехголосного женского хора является состав: сопрано первые, сопрано вторые, альты первые и альты вторые. Примером такого состава может служить женский хор из оперы «Ночь перед рождеством» Римского-Корсакова, Поезд Овсеня и Коляды:
 
Не разбирая всех возможных комбинаций, укажем два случая, в которых композитор прибегает к разделению женского хора на шесть и семь голосов:
ХОР ДЕВИЦ   ЦАРСТВА ПОДВОДНОГО из оперы „САДКО " Н. Римский-Корсаков
ПОЕЗД ОВСЕНЯ И КОЛЯДЫ из оперы .„НОЧЬ  ПЕРЕД    РОЖДЕСТВОМ" Н. Римский-Корсаков

В. Мужской однородный хор
Мужской однородный хор имеет две основные хоровые партии: партию теноров и партию басов. В зависимости от того, на какое количество голосов рассчитана партитура, мужской хор тоже может петь на один голос (тенора и басы в унисон), на два голоса (тенора и басы имеют самостоятельные партии), а в случаях divisi на три, четыре голоса и т. д.
Примером одноголосного мужского хора может служить отрывок из оперы «Руслан и Людмила» Глинки—Хор головы:
 
Примером двухголосного хора служит отрывок из оперы «Князь Игорь» Бородина:
Трехголосный мужской хор, в зависимости от разделения голосов, тоже может иметь два состава:
а) тенора первые, тенора вторые и басы;
б) тенора, басы первые и басы вторые.
Примером первого состава мужского хора может служить песня «Ты взойди, солнце красное» в обработке Римского-Корсакова; примером второго—начало хора «Ноченька» из оперы «Демон» А. Рубинштейна:
Наиболее распространенным составом четырехголосного мужского хора является следующий: тенора первые и вторые, басы первые и вторые. Примером такого состава может служит следующий отрывок:
Не разбирая всех возможных комбинаций составов мужского однородного хора, приведем пример, где разделение доходит до шести голосов:


 

§ 4. СМЕШАННЫЙ ХОР


 


Смешанный хор образуется в результате соединения детского или женского хора с мужским; в смешанном хоре — две группы голосов: верхняя — женские или детские голоса, нижняя — мужские голоса.
Типичный состав четырехголосного смешанного хора имеет партии сопрано, альтов, теноров и басов. Примером такого состава может служить хор из I действия оперы «Руслан и Людмила» Глинки — «Светлому князю и здравье и слава»:
 
А. Неполный состав смешанного хора
Смешанный хор может иметь в своем составе не все названные партии, а лишь некоторые из них. Например, в хоре могут быть альты, тенора и басы; пли же сопрано, альты и тенора; любая комбинация одной из хоровых партий верхней группы может сочетаться с одной из партий нижней группы (сопрано + тенора, альты + басы, альты + тенора и т. д.). Такие составы образуют неполный смешанный хор.
 
Б. Удвоения голосов в смешанном хоре
В зависимости от фактуры музыкального произведения, смешанный хор может петь в унисон (редкий случаи) или в октаву, так называемый октавный унисон (распространенный случай); может также петь и на два голоса, в последнем случае партия сопрано обычно дублируется в октаву партией теноров, а партия альтов — партией басов. Все одноголосные и двухголосные хоровые произведения, таким образом, могут быть исполнены смешанным хором с октавными удвоениями.
При исполнении смешанным хором музыкального произведения, изложенного на три голоса, наиболее распространенный прием дублирования — октавные удвоения между первыми сопрано и первыми тенорами, между вторыми сопрано и вторыми тенорами, между альтами и басами.
Примером дублирования голосов в унисон и октаву могут служить помещенные ниже отрывки из оперы «Князь Игорь» И. Бородина:
 
В. Возможности смешанного хора в связи с разделением голосов

Выше было сказано, что смешанный хор в своей основе имеет четырехголосие. Однако возможности смешанного хора далеко превосходят это типичное для пего изложение. Если в хоровых партитурах, рассчитанных на однородный состав, разделение доходит до четырех, пяти, шести и даже семи голосов, то нетрудно представить возможности разделения партий смешанного хора, имеющего в своем составе два однородных хора.
Рассмотрим некоторые комбинации, получающиеся от разделения голосов смешанного хора, приняв для этого следующие условные обозначения: голоса обозначаются буквами (С — сопрано, А — альты, Т — тенора, Б — басы); цифры возле буквы обозначают исполняемую партию — первую или вторую и т. д. Например, С1 обозначает первые сопрано, С2 — вторые сопрано и т. д.

Пятиголосный состав:

1. (С12)+А+Т+Б
2. С+(А1+А2)+Т+Б
3. С+А+(Т12)+Б
4. С+А+Т+(Б12)

Шестиголосный состав:

1. (С12) + (А12)+Т+Б
2. (С12)+А+(Т12)+Б
3. (С12)+А+Т+ (Б12)
4. С+(А12)+(Т12)+Б
5. C+(A1+A2)+T+(Б12)
6. C+A+(T1+T2) + (Б12)

Семиголосный состав:

1. (C1+C2)+(А12)+(Т12)+Б
2. C+(A1+A2)+(T1+T2)+(Б12)
3. (С1+С2)+А+(Т12)+(Б12)
4. (С1+С2)+(A1+A2)+Т+(Б12)

Восьмиголосный состав:

12)+(А12)+(Т12)+(Б12)

Возможны и иные комбинации. Нередки случаи, когда музыкальное произведение требует исполнения на два и даже на три хора.
Таким образом, по числу голосов, на которое рассчитано исполняемое произведение, смешанный хор может быть одноголосным, двухголосным, трех-, четырех-, пяти-, шести-, семи-, восьмиголосным и т. д.
 
В русской музыкальной литературе много многоголосных хоров. Рекомендуем учащемуся проанализировать хоры Танеева ор. 27.

 

§ 5. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ХОРА


 

Чтобы добиться ровной, насыщенной и яркой звучности, необходимо установить между хоровыми партиями определенное соотношение; нужно, чтобы при любой силе звучания между партиями сохранялось звуковое равновесие, чтобы одна партия не заглушала другую.

А. Наименьший состав хоровой партии
Разберем сначала вопрос о наименьшем составе исполнителей хоровой партии.
Два исполнителя, поющие один голос хорового произведения, образуют по существу хоровую партию; следовательно, восемь исполнителей образуют наименьший состав смешанного хора:
С2+А2+Т2+Б2

Однако, определяя наименьший состав партии, нужно учесть специфическую особенность хорового пения. Дыхание певца солиста предельно, а дыхание хоровой партии, в зависимости от требований партитуры, может быть очень продолжительно. Певец-солист не может без перерыва в пении возобновлять дыхание; в хоровом же исполнении певцы, поочередно «беря» дыхание, могут сделать пение как бы непрерывным. Этот характерный для хорового пения прием называется цепным дыханием.

Цепное дыхание часто применяется, например, в так называемых органных пунктах (выдерживание звука у басов). Органный пункт, рассчитанный на цепное дыхание, мы видим в приводимом ниже примере:
Если хоровая партия состоит всего из двух певцов, то прибегать к цепному дыханию нельзя без явного ущерба для качества звучания. В самом деле, если один из певцов прекратит пение, другой окажется солистом; тем самым нарушится основной принцип хорового исполнения — совместное пение. Характер звучания резко меняется. Хоровая партия, следовательно, должна состоять по меньшей мере из трех исполнителей. Когда один певец переводит дыхание, двое остальных продолжают петь.
Из сказанного вытекает, что наименьшим составом смешанного хора надо считать следующий:

СЗ+А3+Т3+Б3

Мы указываем численно равный состав партий, однако, возможны и отступления от него. Естественно при этом несколько увеличить число крайних голосов. Например, в малом составе смешанного хора возможно следующее соотношение голосов:

С4+АЗ+ТЗ+Б4 и т. д.
 
Б. Средний и большой состав смешанного хора
Удвоив, а лучше утроив число исполнителей малого состава, мы получим хор среднего состава из 24—36 исполнителей.

С13+С23 (+С33)+А13+А23(+А33) женский хор

Т13+Т23(+Т33)+Б13+Б23(+Б33) мужской хор


Среднему составу хора доступно исполнение значительной части хоровых произведений.
Для исполнения хоровых произведений, рассчитанных на усиленную звучность,— будет ли это пение а капелла (а сарpella), то есть без инструментального сопровождения, или с сопровождением—необходимо иметь большой состав смешанного «сора, численностью от 60 до 100—120 человек. Такому хору доступно исполнение почти всей хоровой литературы.

Задача 1. Сообщите количественный состав вашего хора и распределение его участников по голосам. Укажите, к какому типу и виду хора, по вашему мнению, он может быть отнесен.
Задача 2. Сообщите репертуар вашего хора. Сделайте разбор двух партитур из репертуара хора с подробными указаниями, какому голосу вами поручена каждая хоровая партия; если произведение рассчитано на два или па три голоса, укажите, как распределены они между сопрано, альтами, тенорами и басами.
Задача 3. Подберите хоровые партитуры на различные составы однородных и смешанных хоров, от одноголосных до четырехголосных.

 

§ 6. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ХОРОВ


 

Хоры различаются не только по количественным и качественным признакам (малые, средние, большие, массовые, однородные, смешанные), они различаются также и по исполнительскому профилю, по стоящим перед ними задачам. По этим признакам хоры можно разделить на следующие основные группы:

Широкое развитие художественной самодеятельности в нашей стране привело к тому, что лучшие самодеятельные хоры по качеству исполнения и репертуарным возможностям не уступают профессиональным хоровым коллективам.