Ноты для хора - Хрестоматия по чтению хоровых партитур

Ноты для хора



учебное пособие для музыкальных вузов в pdf
Для дирижерско-хоровых факультетов музыкальных вузов, Высшие учебные заведения

 

 

Хоровые произведения - ноты
Хоровые произведения
Хрестоматия по чтению хоровых партитур
Мастера хоровой полифонии
хоры без сопровождения
составитель Б. Тевлин
“Музыка”, 1975г.
(pdf, 11.6 Мб)

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Современная музыкальная жизнь свидетельствует об огромном интересе профессиональных музыкантов и любителей музыки к произведениям старинных мастеров. Подобно XIX веку, возродившему к жизни гениальную музыку И. С. Баха, XX век сыграл ту же роль в отношении замечательных творений мастеров вокальной полифонии, составляющих ярчайшую страницу не только в истории музыки, но и в истории всей мировой культуры.
Искусство эпохи Возрождения складывалось под знаком новых идеалов гуманизма, утверждавших силу и красоту человеческой личности. Тысячелетие, прошедшее между началом христианской эры и серединой XIV века, было подобно медленному пробуждению огромного гиганта от глубокого сна. Литература, музыка, живопись стремились выйти из-под опеки церкви, для которой они в течение многих веков были привычными проводниками религиозных идей.
Расцвет художественной культуры Возрождения связан с интенсивным распространением в Европе элементов капиталистического способа производства. «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством,— писал Энгельс, — эпоха, которая нуждалась в титанах по силе мысли, страсти и характеру, ло многосторонности и учености.» 1
Музыкальное Возрождение в своих первоначальных формах сложилось в XIV веке как направление "Ars nova" («Новое искусство»), положившее начало искусству полифонии (в противоположность старому хоральному искусству — "Ars anti-Jua"). Французский композитор и поэт Гийом де tamo (ож. 1300—1377) вместе с композитором и теоретиком Филиппом де Витри (1291—1361) являются основоположниками этого направления, основные центры которого были в Париже и Флоренции.
в XV—XVI вв. вокальная полифония достигает своего расцвета. Возникает ряд отличных друг от аруга полифонических школ: нидерландская, римская, венецианская, английская, французская, исландская, немецкая, польская, чешская и др. Вместе с тем музыкальные творения различных школ и национальных культур объединены общими чертами: возвышенностью настроения, античной красотой формы, мастерством гармонических комбинаций. Техника полифонического письма, выработанная в результате длительного опыта церковного пения, достигает высокого уровня.
Художественное и техническое совершенство, строгость и простота мысли, глубокая внутренняя сила и взволнованные чувства делают произведения мастеров вокальной полифонии настоящими памятниками музыкальной культуры.
В предлагаемом сборнике произведения различных композиторских школ мастеров вокальной полифонии выделены в отдельные разделы. Особенности той или иной школы, их представители кратко характеризуются в данной статье.

Музыка нидерландских композиторов эпохи Возрождения до сих пор пленяет высоким художественным смыслом, прекрасной контрапунктической техникой, глубоко человечным содержанием.
Одним из основоположников нидерландской школы вокальной полифонии является композитор, певец и капельмейстер Г. Дюфаи (ок. 1400—1474), создавший около 200 произведений, среди которых мессы, магнификат, светские и духовные мотеты, песни. В произведениях Дюфаи встречаются имитации и каноны (они назывались тогда фугами), которые свидетельствуют о высокой контрапунктической технике. Прозрачная гармония, мелодическая выразительность и самостоятельность каждого голоса характерны для его хорового письма.
Поколение нидерландских композиторов конца XV — начала XVI вв. возглавляет й. Окегем (ок. 1420—1495), который так же, как и Я. Обрехт (1450—1505), отлично владел контрапунктической техникой, что, в частности, проявилось в его грандиозном 36-голосном каноне. В отличие от произведений И. Окегема, которым присущ мягкий, нежный, спокойный характер, в сочинениях Обрехта главенствует мужественное, волевое начало, что подчеркивается более развитой техникой.
Художественная законченность и глубокое содержание — отличительные черты музыки Жоскена Депре (ок. 1450—1521), выдающегося нидерландского композитора конца XV в. Его контрапунктическая техника, сама по себе совершенная, была подчинена рачжрытию образов, настроений, поэтического текста. Несмотря на то, что он писал только в полифонических формах, нередко в его произведениях особой красотой обладает верхний голос, что делает сочинения Жоскена Депре особенно мелодичными. Мессы, мотеты, светские песни, — во всех существовавших тогда формах создавал произведения Жоскен Депре.
А. Вилларт (ок. 1490—1562) —автор двухорных и многохорных композиций, основавший вместе со своими учениками К. де Pope и А. Габриели венецианскую полифоническую школу; Ф. Верделот (ок. 1485—1567), создавший большое число мадригалов и духовных произведений; Я. Аркадельт (ок. 1500—1568) — автор месс, мотетов, большой мастер мадригала — все они прославили в XVI в. нидерландскую школу.
Блестящим заключительным аккордом нидерландской школы является творчество Орландо ди Лакхо (ок. 1532—1594), высокая композиторская техника которого, яркая музыкальная экспрессия и художественная выразительность позволяют по праву считать его произведения подлинно современными. В сочинениях О. Лассо (им написано более 2 000 произведений) мы находим хроматиз-мы, далекие модуляции и интересные гармонические сочетания. Подобно Микельанджело, глубоко чувствовавшему и сумевшему выразить в живописи то, что для его предшественников оставалось еще недостаточно ясным, О. ди 'Лассо воспринял в своем творчестве все достижения европейской музыки того временя.
***
Начало эпохи музыкального Возрождения в Италии — XIV век. Именно в этот период, во времена Петрарки и Бокаччо, знаменитого слепого музыканта Ф. Лаядиио и известного теоретика М. Падуанского, во Флоренции закладываются основы прогрессивного направления в искусстве "Ars nova", характеризующегося культивированием двух-4 и трехголосных вокально-песенных светских жанров, широким применением инструментов, обоснованием мажорного лада, терцового принципа строения аккордов, разнообразием ритма. В итальянской музыке XIV в. господствует гомофонный стиль с преобладанием одного голоса над остальными.
В XV в. начинается расцвет многоголосных светских песенных жанров, близких к народному творчеству. Среди них — фроттола, вилланелла, канцонетта, баллетто и др.
Решающее влияние на развитие контрапунктического искусства итальянцев оказали в XV—
XVI вв. многие нидерландские композиторы, работавшие в Италии, в числе которых — Жоскен Депре, А. Вилларт, Я. Аркадельт. Рим первым подал пример приглашать нидерландских композиторов и поручать им самые почетные музыкальные должности. А вскоре здесь появились и итальянские композиторы, усвоившие контрапунктическую технику нидерландцев и обнаружившие богатство своего музыкального языка.
А. Вилларт явился основоположником венецианской полифонической школы, композиторы которой стремились к созданию многохорных композиций. Работая главой капеллы Святого Марков Венеции, где на галереях было два органа и два хора. Вилларт впервые осуществил идею двойного хора.
Венецианская школа достигла зенита в лице двух композиторов — А. Габриели (ок. 1510—1586) и его племянника и ученика Д. Габриели (ок. 1557 — ок. 1612), писавших многохорные произведения. Богатство звуковых эффектов и торжественный тон — характерные черты композиторского письма обоих Габриели. А. Габриели известен и как один из первых композиторов, писавших для органа соло.
Крупнейшим представителем итальянского Возрождения, чьи 'произведения являются вершиной развития контрапунктической хоровой музыки «а капелла», был Д. Палестрина (ок. 1525—1594), глава римской полифонической школы. Его перу принадлежит более 100 месс; свыше 250 мотетов, около 150 мадригалов (из них более 100 светских), магнификаты, гимны, псалмы и др. Яркая, сильная, чисто итальянская красота фразы и высочайшая техника полифонии, блестящее сочетание текста и мелодии, стройность формы характерны для музыки Палестрины, где наряду с полифонической основой ощущается и аккордово-гармонический склад.
В творчестве Ф. Сориано (1549—1621), О. Век-ки (1550—1605), Л. Маренцио (1553—1599) и Дже-зуальдо ди Веноза (ок. 1560—1613) дальнейшее развитие среди светских жанров получает мадригал. Серьезность и торжественность мадригалов Ф. Сориано уступают место комическим элементам в произведениях О. Веккн.
Мадригалы Л. Маренцио и Джезуальдо ди Веноза — это четырех-, лятиголосные вокальные поэмы лирико-драматического склада, отличающиеся тембровыми и регистровыми контрастами, прихотливой ритмикой, богатой хроматикой, в чем авторы видели возможности для изображения человеческих переживаний, раскрытия содержания текста.
К. Монтеверди (1567—1643) вошел в историю музыки как крупнейший представитель позднего Возрождения в Италии. Он одним из первых среди современников стал отступать от правил строгого контрапункта. Мадригалы Монтеверди поражают обилием новых и смелых приемов в области гармонии и полифонии: неприготовленные диссонансы, скачки на септиму и нону, септаккорды, хро-матизмы, параллельные квинты, — все это, несомненно, свидетельствует о поисках ярких средств для выражения сильных страстей. Своими сочинениями, среди которых опера «Орфей», Монтеверди проложил пути той музыке XVII—XIX вв., которую принято считать классической.
***

Английское Возрождение прежде всего связывают с именем Шекспира, между тем музыка эпохи Шекспира занимает в мировой культуре не менее достойное место. Никогда Англия не знала такого подъема музыкальной жизни, как в XVI веке, чему в немалой степени способствовало широкое распространение музыкальных знаний в различных слоях народа. Умение петь считалось необходимым условием образованности.
В XV—XVI вв. в Англии появляется ряд композиторов, образующих школу, близкую к нидерландской. Английские композиторы, подобно нидерландским, пишут свои произведения на темы, взятые из церковных или народных мелодий, от которых все произведение получает свое название. Отличительные черты их техники — каноническая разработка голоса, искусные имитации, сложные контрапунктические сплетения. Следует отметить, что именно в Англии впервые появляются йотированные примеры многоголосия (в XIII в.).
По словам современников, «наиболее прославленным музыкантом- и органистом английской нации» являлся У. Бёрд (ок. 1543—1623). Виртуоз в контрапункте, он проявлял в своих сочинениях высокую художественность и новаторские стремления: употребление тональностей, близких к современному мажору и минору, безукоризненную гармонизацию, искусное варьирование, яркую мелодичность верхнего голоса.
Высокую степень мастерства английских композиторов можно проследить в жанре мадригала, где ярко чувствуется народный источник английских, шотландских и ирландских песен. Из мадригалистов особенно замечательны Т. Морлн (1557— 1603), один из первых английских мастеров мадригала; Д. Доуленд (1562—1626), композитор и лютнист, создавший большое число четырехголосных песен и инструментальных пьес. Школа замечательных английских музыкантов, поражающая большим числом крупных талантов, прославлена и именем О. Гиббонса (1583—1625).
Английская музыка эпохи Возрождения долгое время была у нас неизвестна. Между тем свежесть и своеобразие английских напевов, прекрасная вариационная техника, необычайная гибкость, изобретательность и вкус, которые характеризуют английских авторов — всё это является примером высокого музыкального искусства.
***

В эпоху расцвета Возрождения ведущим жанром во Франции стала полифоническая песня (шансон) с ее разнообразной и яркой тематикой, включавшей и поэтическую лирику, и жанровые картины с присущими им чертами звукоизобрази тельности.
Основой контрапунктического искусства французских композиторов в эпоху Возрождения послужили как народные мелодии, так и напевы григорианского хорала. Народное пение во Франции, по жалуй, раньше, чем в других европейских странах достигло высокой художественной выразитель ности.
Народная песня, отличавшаяся от григориан ских мелодий ритмической оживленностью и отсутствием церковных ладов, одинаково служила темою как светских, так и духовных сочинений Свыше 200 многоголосных песен, написании: К. Жанекеном (ок. 1485 —ок. 1560), явились об разцом виртуозного хорового искусства.
Крупнейшими мастерами французской много голосной песни были К. Гудимель (ок. 1514—1572) и Г. Костле (1531—1606).
Французская хоровая песня XVI в. с её свежи ми и искренними чувствами, живыми ритмами у стройными формами, яркой мелодикой в сочета нии с.поэтическим изяществом явилась замеча тельной вехой в истории музыкальной культурь До наших дней она сохранила свою прелесть ; очарование.
***
Многоголосное пение в Германии ведет CBOI историю с начала XVI в., когда на смену одногс лосной григорианской мелодии приходят двух трех- и четырехголосные образцы духовных песет в которых авторы обнаруживают несомненное вли яние нидерландской школы.
К величайшим контрапунктистам этого период, развития немецкой музыки относятся: Г. Изак (ок 1450—'1517), вокруг которого группируется первс поколение немецких полифонистов, и его учени Л. Зенфль (ок. I486 — ок. 1543), владевший от личной контрапунктической техникой, умело соче тавший в своем творчестве достижения велики; нидерландских.полифонистов с немецкой народно* музыкой.
Возникновение же самобытной немецкой пест связано с именем М. Лютера (1483—1546). Стрем ление лютеранской церкви обеспечить участие всей прихода в церковном пении способствовало вели чайшей реформе в многоголосной музыке: перехо ду полифонии в гомофонию, расцвет которой насту лает в Германии в конце XVI в.
К числу великолепных мастеров этого жанра принадлежит Г. Л. Гаслер (1564—1612), ученик А. Габриели, сыгравший огромную роль в разви тии немецкого народно-национального стиля. Еп мадригалы, немецкие песни, канцонетты и друш сочинения поражают великолепной техникой, яркой мыслью, тонким изяществом.
***
Испанская национальная музыкальная культу ра — одна из древнейших в Западной Европе. Ее основа — яркий фольклор с характерными для него танцевальными ритмами, неистощимой жизнерадостностью и лреобладанием мажорной мелодики.
В эпоху Возрождения сложилась испанская композиторская школа, развившая многие жанры, и в их числе —романсеро (романс) и вильянсико (сельская песня) для голоса (обычно с виуэлой).
Вокальная полифония своего расцвета достигла в XV—XVI вв. в творчестве Т. Л. де Виктория (ок. 1548—1611). Его 'письмо, отмеченное ясностью полифонического мышления, украшенное великолепными звуковыми эффектами, — одно из замечательных явлений «золотого века» музыки Европы. Выдающимся композитором испанского Возрождения, сыгравшим значительную роль в становлении национального оперного жанра, был X. дель Зиготна (1468—1529), являвшийся одновременно драматургом, поэтом и актером.
***

Польская музыкальная культура элохи Возрождения отличается чертами, характерными для многих славянских культур: теснейшей связью с народной песней и танцем, светлым гуманистическим началом. Яркими лредставителями этой эпохи являются: Вацлав из Шамотул (ок. 1533 — ок. 1567), в религиозных песнях которого много народных элементов; М. Зеленьский (ок. 1550—ок. 1615), существенное влияние на стиль произведений которого оказали многохорные комлозиции венецианских мастеров, в частности А. Габриели.
Высшим достижением польской музыки эпохи Возрождения, классическим образцом гомофонно-гармонического стиля второй половины XVI в. являются «Мелодии к польскому псалтырю» М. Гомулки (ок. 1535 — ок. 1591), написанные на тексты известного поэта Я. Кохановокого.

В данную хрестоматию включены полифонические сочинения, предназначенные для учебной работы на III курсе дирижероко-хороъых отделений высших музыкальных учебных заведений. Задача пособия состоит в том, чтобы ломочь развитию навыков быстрой ориентировки в содержанки партитуры, чтения ее за фортепиано, выявления интонационно-мелодической полноценности и выразительности всех голосов, составляющих многоголосное целое.
Предмет чтения хоровых партитур непосредственно связан с рядом специальных учебных дисциплин. Ближе всего он соприкасается с хоровым дирижированием и хоровым классом. Умение читать партитуры мастеров вокальной полифонии окажет помощь при изучении курсов анализа музыкальных произведений, истории полифонии и хоровой литературы.
Перед студентами музыкальных учебных заведений встает сложная задача освоения этих сочинений: изменились приемы и способы композиторского письма; изменилась, а зачастую и утратилась необходимая вокальная техника; проблематичным становится и самый стиль исполнения старинных музыкальных произведений. Но если молодые музыканты проявят подлинный интерес к глубокому изучению искусства эпохи Возрождения в целом: ознакомятся с замечательными творениями поэтов Петрарки, Тассо, Ронсара; живописцев — Мазаччо, Мантенья, Боттичелли, Дюрера; с творчеством великих гениев той эпохи — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, — то это во многом поможет им познать подлинную красоту и глубину замечательных музыкальных шедевров.
Б. ТЕВЛИН

 

Педагогический репертуар
Хрестоматия по чтению хоровых партитур
Хоровая музыка эпохи Возрождения

хоры без сопровождения
составитель Б. Тевлин
“Музыка”, 1983г.
(pdf, 13.7 Мб)

содержание:

 

От составителя
Современная музыкальная жизнь свидетельствует об огромном интересе профессиональных музыкантов и любителей музыки к произведениям старинных мастеров. Подобно XIX веку, возродившему к жизни гениальную музыку И. С. Баха, XX век возродил замечательные творения мастеров вокальной полифонии, составляющие ярчайшую страницу не только в истории музыки, но и в истории всей мировой культуры.
Искусство эпохи Возрождения складывалось под знаком новых идеалов гуманизма, утверждавших силу и красоту человеческой личности. Литература, музыка, живопись стремились выйти из-под опеки церкви, для которой они в течение многих веков были привычными проводниками религиозных идей.
Музыкальное Возрождение в своих первоначальных формах сложилось во Франции и Италии в XIV веке как направление «Ars nova* («Новое искусство») в противоположность культовой полифонии «Ars antiqua» («Старинное искусство»). В XV—XVI веках вокальная полифония достигла своего расцвета, и прежде всего в творчестве композиторов нидерландской школы, которые обобщили достижения хорового многоголосия и оказали решающее влияние на музыкальное искусство европейских стран.
В настоящем сборнике представлены сочинения композиторов Нидерландов, Италии, Англии, Франции, Германии, Испании, Польши, Чехии. Среди них Гийом Дюфаи и Орландо Лассо — выдающиеся мастера «строгого стиля», разработанного нидерландской школой; Джованни Палестрина — крупнейший представитель итальянского Возрождения, чьи произведения являются вершиной хоровой музыки «a cappella»; Уильям Бёрд— по словам современников, «наиболее прославленный музыкант и органист английской нации», и многие другие. Их сочинения объединяют светлое гуманистическое начало, античная красота формы, высокая техника полифонического письма. Они свидетельствуют о жанровом богатстве «золотого века» европейской музыки: здесь отрывки из месс, мотеты, прекрасные образцы светских песенных жанров, близких народному творчеству, — итальянские и английские мадригалы, французские песни (шансон) и др.
В данную хрестоматию включены полифонические сочинения, предназначенные для учебной работы студентов дирижерско-хоровых отделений высших музыкальных учебных заведений. Задача пособия состоит в том, чтобы помочь развитию навыков быстрой ориентировки в содержании партитуры, чтения ее за фортепиано, выявления интонационно-мелодической полноценности и выразительности всех голосов, составляющих многоголосное целое.
Предмет чтения хоровых партитур непосредственно связан с рядом специальных учебных дисциплин. Ближе всего он соприкасается с хоровым дирижированием и хоровым классом. Умение читать партитуры композиторов эпохи Возрождения окажет помощь при изучении курсов анализа музыкальных произведений, истории полифонии и хоровой литературы.
Б. ТЕВЛИН

Г. Дюфаи. Gloria из мессы „Caput"
Ave Regina. Мотет
И. Окегем. Sanctus из мессы,,Cujusvis toni"
Kyrie из мессы „L'homme агтё"
Я. Обрехт. Ave Regina. Мотет
Ж. Депре. Qui tollis из мессы „Pange lingua"
А. Вилларт. Радость любви. Мадригал. Перевод А. Бердникова
Ф. Верделот. Ах, я о вас вздыхаю. Мадригал. Перевод М. Павловой
Я. Аркадельт, Лебедь в минуту смерти. Мадригал. Слова Д. Гвидиччиони, перевод М. Павловой
О. Лассо. Две части из мессы № 52 Kyrie Gloria
Crucilixus из мессы,,In te Domine speravi"
Ave Regina. Мотет
Навек со мной любовь моя. Перевод М. Павловой.
О если б знала ты. Перевод М. Павловой
Глизаак. Инсбрук, я должен тебя покинуть. Перевод М. Вайнштейн
А. Габриели, Две части из,,Missa brevis"
Kyrie
Sanctus
Дж. Палестрина. Duo ubera tua. Мотет
Нет, ваших рук касанье. Мадригал. Перевод А. Бердникова Там, где Тибр катит воды. Мадригал. Перевод А. Бердникова За все мученья ада. Мадригал. Перевод А. Бердникова
Ф. Сориано. Взор твой огнем пылает. Канцона. Перевод А. Бердникова
О. Векш. Бедный нарцисс. Канцонетта. Перевод Г. Шохмана
Л. Маренцио. С вами разлука. Мадригал. Перевод А. Бердникова Пылал зенит. Мадригал. Перевод А. Бердникова
Джезуальдо да Веноза. Sancti Spiritus. Мотет
Маter gratiae. Мотет
Ах, без тебя страдаю. Перевод А. Бердникова. Боже, смерть моя рядом! Перевод А. Бердникова.
К. Монтеверди. Что за день! Мадригал. Перевод А. Бердникова. Знай, если завтра. Мадригал. Перевод М. Павловой Злая, меня ты губишь. Мадригал. Перевод М. Павловой Жестокие слова. Мадригал. Перевод М. Павловой
У. Бёрд. Я ранен в грудь. Мадригал. Перевод Т. Сикорской.
Т. Морли. Нежность горит в лице твоем. Мадригал. Перевод Т. Сикорской
Я. Филипс. In splendenti nube
Дж. Дауленд. Сердце ты отнял силой. Перевод Т. Сикорской.
О. Гиббоне. Дай, вера, силы мне! Антем. Перевод Т. Сикорской.
П. Сертон. Всё, что судьба. Перевод И. Емельяновой
К. Жанекен. Юная нежная фея. Перевод И. Емельяновой
Кто нежных не знавал цепей. Перевод И. Емельяновой
Г. Гаслер. Я расстаюсь, страдая. Мадригал. Перевод М. Павловой
Т. Виктория. Vere languores. Мотет
X. дель Энсина. Ку-ку. Перевод А. Годова
Ф. Герреро. Красотка Каталина. Перевод А. Жарко.
М. Зеленьский. Domus mea из,,Communiones totius anni"
Б. Пенкель. Sanctus из „Missa pulcherrima"
Я. Хандль. Miratoile. Мотет

 

Хоровые произведения
Хрестоматия по чтению хоровых партитур
Выпуск 3, Часть 1
для хора без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составители Л. Андреева, и В. Попов
“Музыка”, 1977г.
(pdf, 10.9 Мб)

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Предлагаемый третий выпуск Хрестоматии по чтению хоровых партитур предназначен для студентов третьего курса днрнжерско-хоровых факультетов музыкальных вузов, где изучают сочинения полифонического оклада.
Знание полифонической литературы для дирижеров-хормейстеров крайне необходимо, так как на протяжении всей истории хоровой музыки этому складу письма принадлежало исключительное место. Исполнение же полифонических сочинений на фортепиано представляется весьма сложным: самостоятельное развитие голосов затрудняет целостный охват музыкальной партитуры. Вот почему на овладение полифонической литературой в вузе отводился два семестра, завершающих изучение курса чтения хоровых партитур.
Настоящий выпуск хрестоматии, издаваемый в двух частях, посвящен только имитационной полифонии. Он состоит из трех разделов. Первый раздел, посвященный произведениям так называемого строгого письма, и второй, — посвященный произведениям, натканным в форме канона или широко использующим различные виды имитации, войдут в первую часть, а третий, — посвященный хорам в форме фуга, фугетты и фугато, войдет во вторую часть.
Сочинения первого и третьего разделов показаны в историческом развитии и представлены различными национальными школами. Наряду с законченными произведениями в хрестоматию включены фрагменты из крупных сочинений (кантат, месс, ораторий, опер). Каждый раздел предваряется методическими ух азалиями, раскрыв особенности той или иной полифонической формы и рекомендующими некоторые приемы игры партитур на фортепиано. В конце разделов даны произведения для чтения с листа. Они невелики по размерам, несложны по фактуре, а потому не требуют предварительного изучения. Эти образцы могут служить и материалом для; развития навыка транспонирования.
Составители считают важным подчеркнуть значение предварительного анализа при игре полифонических про неведении. Студенту следует в первую очередь познакомиться с творчеством того или иного автора, определить характерные стилистические черты сочинения. Далее детально разобрать структуру произведения, его ладотональный план и вид полифонической формы. Если имеется сопровождение, то необходимо проанализировать отдельно аккомпанемент и хоровую партитуру. Затем пропеть голоса по горизонтали, наметить цезуры, определить вокально-хоровые особенности (тесситуру, диапазон, голосоведение и т. д.). Тщательно проведенный общий анализ сочинения позволит студенту определить и технические приемы исполнения его на фортепиано, учитывая при этом особенности полифонического развития.

Основное внимание при анализе рекомендуется направлять на выявление основных мелодических линий. Это даст возможность студенту в сложной полифонической ткани выделить главный тематический материал, опустив менее значительный. Отдельные голоса партий хора или солистов, не укладывающиеся в фортепианное переложение, следует подпевать.
Чрезвычайно важны при игре полифонических сочинений вопросы фразировки и дыхания. Вследствие большой самостоятельности голосов, цезуры в партиях, как правило, не совпадают, и логические кульминации в отдельных голосах приходятся на разное время. Подобные моменты требуют также пристального внимания.
В каждом из разделов представлен материал различной степени сложности, разнообразный по количеству голосов и составов хоров, с инструментальным сопровождением a cappella возможность преподавателю составить индивидуальный план для каждого студента (студент обязан в течение года пройти четырнадцать-шестнадцать хоровых партитур), учитывая степень его подвинутости в игре на фортепиано. Для расширения рамок пособия в конце разделов дается рекомендательный список литературы.
Авторы-составители будут считать свою работу выполненной, если хрестоматия найдет применение на дирижерско-хоровых факультетах вузов и тем самым поможет делу воспитания молодых кадров.
Л. АНДРЕЕВА В. ПОПОВ

I. ХОРОВАЯ ПОЛИФОНИЯ СТРОГОГО ПИСЬМА
Методические указания
Произведения для разучивания
Моя голубка. Песня. Музыка Я. Обрехта, перевод с французского Я. Серпина
Эпитафия влюбленному. Шансон. Музыка Жоскена Депре, перевод с французского
К. Алемасовой
Вновь явился светлый май. Шансон. Музыка К. Жанекена, перевод с французского
К. Алемасовой
Мой лес поблек. Песня. Музыка Л. Зенфля, перевод с французского Я- Серпина
Ти es Petrus. Мотет. Музыка Д. Палестрины.
Sanctus. Из мессы "La la Maistre Pierre". Музыка О. Лассо
Ветер. Шансон. Музыка К. Лежёна, перевод с французского Я- Серпина..
Una hora. Мотет. Музыка Т. Виктория
Безмолвен я. Мадригал. Музыка К. Джезуальдо ди Венозы, русский текст С. Гинзберг
Произведения для чтения с листа
И Любовь простите мне. Песня. Музыка Г. Изаака, перевод с французского К. Алемасовой
О мама, свадьбу мне сыграй. Шансон. Музыка П. де Ларю, перевод с французского
К. Алемасовой
Нимфа-шалунья, малютка. Шансон. Музыка К. Жанекена, перевод с французского
К- Алемасовой
Я прячу грусть свою. Песня. Музыка О. Лассо, перевод с французского Я. Серпина.

II. ИМИТАЦИЯ. КАНОН
Методические указания
Произведения для разучивания

Отважный советский народ. Музыка М. Коваля, слова А. Соболева
Будь со мной/ Фрагмент хора № 1 из кантаты № 6. Музыка И. С. Баха, русский текст Я. Серпина
Хop народа. Из оперы «Три толстяка». Музыка В. Рубина
Л. Смелое сердце. Музыка й. Брамса, слова И. Гёте, перевод с немецкого Т. Сикорской
Это маленькое дитя. Из сюиты «Обряд кэрол». Музыка Б. Бриттена, русский текст
К. Алемасовой
Как по морю. Русская народная песня. Обработка А. Пащенко
Хор шахтеров. Из второго действия оперы
Донецкая быль». Музыка А. Ленского, слова К. Полякова
Rex tremendae. Хор № 4 из «Реквиема». Музыка В. Моцарта
Offertoire. Хор № 2 из «Реквиема». Музыка Г. Форе
Kyrie. Из Мессы. Музыка И. Стравинского

Произведения для чтения с листа
Stabat mater. Хор № 1 из "Stabat mater".
Музыка Д. Перголези
Колодники. Хор № 4 из оратории «Колодники». Музыка А. Флярковского, слова
Н. Коченова
Пролетели ветры. Музыка А. Богатырева, слова А. Дубовки, перевод с белорусского
М. Лапирова
Сцена ярмарки. Из первого действия оперы «Сорочинская ярмарка». Музыка М. Мусоргского
Список дополнительной литературы

 

Хоровые произведения
Хрестоматия по чтению хоровых партитур
для хора без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель С. Казанский
“Музыка”, 1976г.
(pdf, Мб)

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Предлагаемая хрестоматия составлена на основе программы курса чтения хоровых партитур для дирижерско-хоровьгх факультетов (отделений) консерваторий, она явится вспомогательным материалом для занятий по этому предмету на третьем году обучения.
Хрестоматия состоит из двух разделов. В первый вошли полифонические хоровые сочинения русских и советских композиторов, а также обработки народных песен, систематизированные по жанрам: имитация, фугато, фугетта и фуга. Во второй — хоровые произведения, написанные в ключах «До». Здесь, в основном, представлены композиторы эпохи «вокальной полифонии». Произведения, составившие этот раздел хрестоматии, дадут студентам возможность приобрести практический навык чтения хоровых партитур, написанных в старинных ключевых обозначениях, что совершенно необходимо будущим хормейстерам для ознакомления и изучения хоровой литературы соответствующей эпохи.
Включенные в хрестоматию давно не издававшиеся и редко издаваемые хоровые произведения, принесут студентам несомненную пользу не только в приобретении узкопрактического навыка исполнения на фортепиано партитур полифонического склада письма, но и расширят круг знаний в области хоровой литературы.
С. Казанский.

I. Хоровая полифония
Имитация
Уж ты, сад. Русская народная песня. Обработка А. Свешникова
Куда с горя девке деться? Русская народная песня. Обработка Вл. Соколова
Вниз по матушке по Волге. Русская народная песня. Обработка А. Глазунова
Посмотри, какая мгла. Музыка С. Танеева, слова Я. Полонского
Заздравный хор из оперы «Русалка». Музыка А. Даргомыжского

Фугато. Фугетта
На севере диком. Музыка Н. Римского-Корсакова, слова М. Лермонтова
Лебедь, Щука и Рак. Музыка А. Гречанинова, слова И. Крылова
Казнённым. Музыка Д. Шостаковича, слова А. Гмырева
Ночь степная на Узени. Из оратории «Емельян Пугачев». Музыка М. Коваля, слова В. Каменского
Хор народа из олеры-хантаты «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре». Музыка С. Василенко
Слаще меда. Хор опричников из первого действия оперы «Царская невеста». Музыка Н. Римского-Корсакова
Над курганами. Музыка В. Шебалина, слова М. Танка, перевод с белорусского П. Кобзаревского

Фуга
Ива, ивушка. Вокализ. Музыка Р. Щедрина
Интродукция из оперы «Иван Сусанин». Музыка М. Глинки
К чему мне злато? Хор № 4 из кантаты «По прочтении псалма». Музыка С. Танеева, слова А. Хомякова
Слава искусству. Фрагмент из финала Первой симфонии. Музыка и слова А. Скрябина

II. Хоровые произведения в ключах «До»
Чтоб жить на земле. Музыка А. Сканделиуса, русский текст В. Татаринова
Весь день-деньской. Музыка О. Лассо, перевод А. Бердникова
Мне сказали. Музыка О. Лассо, перевод А. Бердникова
Как ты сумела? Музыка О. Лассо, русский текст В. Татаринова
Я — человек! Музыка С. Кальвисиуса, русский текст В. Татаринова
Сердце в груди ликует. Музыка Я. Мейланда, русский текст М. Павловой
О, как мой рок со мной жесток. Музыка Л. Лехнера, русский текст М. Павловой
Сердце, ты помнишь! Музыка Г. Гастольди, русский текст В. Татаринова
Ах, я пою с улыбкой. Музыка Г. Хаслера, русский текст М. Павловой
Песня общества. Музыка Д. Фридеричи, русский текст М. Павловой.
О bone Jesu. Музыка Т. Байя
Стих по случаю Полтавской победы
Концерт для хора. Музыка Д. Бартнянского, слова А. Машистова
Как в незапамятном году. Музыка Д. Шостаковича, слова Е. Долматовского

 

Скачать ноты Скачать ноты для хора -
4 сборника (zip 63 Мб)