Хрестоматия по советской хоровой литературе

Ноты для хора

Хрестоматия по русской хоровой литературе

Хоры советских композиторов

Хоровые произведения с нотами в pdf

 

 

Сборник с нотами
Хоровые произведения
Хрестоматия
по советской хоровой литературе

для русских народных хоров
Выпуск 1
без сопровождения и в сопровождении фортепиано или баяна
составитель Н.Калугина
“Музыка”, 1981г.
номер 11206

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Настоящая хрестоматия предназначена для отделений по подготовке руководителей русских народных хоров высших музыкальных учебных заведений, а также музыкальных и культурно-просветительских училищ. Пособие составлено с учетом реальной практической работы будущих выпускников прежде всего с самодеятельными народными коллективами и с учебными хорами на отделениях данного профиля в этих учреждениях.

Перед составителем стояли следующие задачи: во-первых, обеспечить нужный репертуар будущим руководителям народных хоров; во-вторых, отобрать материал достаточно разнообразный, чтобы дать представление об особенностях песенной мелодики, хоровых формах и способах хорового изложения советских композиторов. Поэтому хрестоматия включает партитуры как для, однородного, так и смешанного составов народного хора, хоры без сопровождения и с сопровождением. Причем, песни с сопровождением даются в авторском изложении для хора с баяном и реже — в переложении для фортепиано.
Круг композиторов, пишущих для хора, достаточно широк. Среди них и композиторы-профессионалы, и самодеятельные композиторы, и музыканты-руководители хоров. Часто новые жанры и формы исполнительства возникают в программах концертирующих хоров благодаря непосредственному сотрудничеству коллектива с тем или иным автором.
Хоровая музыка для народного состава чрезвычайно многопланова: от двухголосного распева (например, песня В. Захарова «Белым снегом») до развернутых хоровых полотен a cappella— «Жар-птица» и «У Кремлевской стены» А. Абрамского и другие.

Значительная часть отобранных нами песенно-хоровых образцов прочно вошла в репертуар профессиональных народных хоров. Многие хоры написаны специально для того или иного коллектива. Например, песня А. Абрамского «У Кремлевской стены» из цикла «О Ленине поем» (слова И. Дремова) —для хора русской песни Гостелерадио, «Молодеет земля» (слова Г. Георгиева) — для Рязанского народного хора, «Песня о Северной Двине» Ф. Маслова (слова В. Бокова) и «Вологодские кружева» В. Лаптева (слова Л. Васильевой) — для Северного народного хора, «Расцвели оренбургские степи» Г. Пономаренко (слова В. Бурыгина) и «У тополей родной станицы» В. Лаптева (слова И. Трутнева)—для Оренбургского народного хора. Все песни композиторов В, Захарова, К. Массалитинова, Н. Кутузова создавались для руководимых ими хоров. А песни В. Левашова и Андрея Новикова имеют определенный «сибирский» адрес.

Адресованные определенному коллективу, многие из этих песен стали широко популярны и среди многочисленных любительских народных хоров.
Наряду с широко известными в хрестоматию вошли и сравнительно новые, только начинающие свой путь на концертной эстраде сочинения: песни Н. Мешко, В. Григоренко. В них заметны поиски новых форм и интонационного музыкального языка современных песен.
В хрестоматию включены песни двадцати композиторов-профессионалов. Все они до сих пор являются репертуарными, хотя написаны в разные десятилетия (30-е—70-е гг.), и могут и сейчас быть использованы в концертной и учебной практике народных коллективов. Отдельные сочинения требуют большой зрелости хоров и масштабности звучания, например песня А. Абрамского «Жар-птица», А. Мосолова «Партизанские полки» и «У нас дела затеяны», «Летела гагара» Ф. Маслова и другие. Многие же из предлагаемых песен доступны для исполнения самодеятельными коллективами.
Н. Калугина

Хоровая литература pdf Скачать ноты для хора

Спасибо Ирине за сборник!

 

Произведения советских композиторов
Хоровые произведения
Хрестоматия
по советской хоровой литературе

для русских народных хоров
Выпуск 2
без сопровождения и в сопровождении фортепиано и баяна
составитель Н.Калугина
“Музыка”, 1982г.
номер 11885

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
 
Второй выпуск Хрестоматии по советской хоровой литературе для народного хора содержит обработки русских народных песен. Он призван стать учебным пособием курса хоровой литературы для народно-хоровых отделений 'музыкальных вузов.
В сборнике представлены обработки преимущественно из репертуара концертирующих народных хоров. Этот материал, накопленный десятилетиями, представляет значительную художественную ценность. Авторами обработок являются как композиторы-профессионалы, так и художественные руководители народно-хоровых коллективов.

В настоящее время советские композиторы и хормейстеры накопили значительный опыт работы над русской народной песней. Учитывая местные стилевые особенности распева, жанровую природу народной песни, ее содержание, авторы находят при обработке и средства вокально-хоровой выразительности, и соответствующий состав исполнителей. Ценность предлагаемого материала в том и заключается, что здесь показаны не просто особенности индивидуального стиля того или иного автора, а дается найденное для каждой песни наиболее оптимальное решение с точки зрения хоровой фактуры, состава исполнителей, музыкального развития и формы.

Обработки в Хрестоматии сделаны для женского, мужского или смешанного составов без сопровождения и с сопровождением баяна или оркестра (в переложении для фортепиано).
Здесь можно найти хоровые партитуры с различными типами голосоведения. Так, песня Архангельской области «За рекою ли за великою», обработанная А. Абрамским, — образец в стиле развитой подголосочной полифонии. Песня о Степане Разине «Горят, горят пожары» в обработке В. Захарова представляет собой монументальное хоровое полотно с вариационным развитием как в хоровых, так и в оркестровых партиях. Современная песня «Под горой растут цветочки» изложена К. Массалитиновым в аккордовом складе, что близко современному музыкальному распеву. Сложное, извилистое голосоведение найдено А. Мосоловым в обработке старинной солдатской песни «По дорожечке», что вместе с несимметричными и переменными размерами придает ей большую гибкость. Интересен пример хоровой обработки для соло с хором в жанре колыбельной Н. Кутузова. А «Пензенские припевки» с прибасками обработаны А. Аверкиным для трехголосного женского ансамбля с баяном. Баянный или гармошечный наигрыш и контрастирует и сливается с хоровой партитурой.

Интересно отметить, как порой композиторская обработка разнообразит ладовую оскову напева. Так, партитуру женской хоровой песни без сопровождения «Ой, посох, повял камыш» в обработке М. Чумакова очень освежает найденный автором верхний голос, захватывающий шестую высокую ступень в натуральном миноре, что сразу создает яркое звучание дорийского минора. Особо следует сказать об обработке широко известной народной песни «Веселая беседушка», бытующей по всей России. А. Руднева сумела сделать партитуру из нескольких областных вариантов, которые при органичном соединении наиболее полно раскрывают музыкально-смысловую драматургию песни.

Жанровое многообразие песен данного выпуска огромно: исторические, солдатские, свадебные, лирические, посиделочные, плясовые, хороводные, шуточные, частушки. Целесообразно познакомиться будущим хормейстерам и с жанром частушек «под язык», то есть пения под аккомпанемент какой-то остинатной ритмико-текстовой фигурации, имитирующей инструментальный наигрыш. Таковы в Хрестоматии воронежские страдания «Жалейка», обработанные Н. Кутузовым, и «Устюжанские частушки» в обработке А. Абрамского.

В данном выпуске Хрестоматии представлены действительно интересные партитуры, и о каждой из них можно было бы говорить особо, однако этого невозможно сделать в рамках предисловия. Частично об особенностях обработок и их исполнении сказано кратко в комментариях к каждой песне. В данной статье хотелось бы еще раз подчеркнуть, что музыкальный материал выпуска содержит наиболее ценные хоровые образцы, все они проверены временем в исполнительской практике профессиональных русских народных хоров.
Н. КАЛУГИНА

Обработки для народного хора Скачать ноты для хора

Спасибо Анне за сборник!