Хрестоматия по курсу вокального ансамбля

Хрестоматия для пения


Ноты для дуэта, трио, квартета, вокального ансамбля

 

 

Хреcтоматия pdf
Педагогический репертуар
средние и высшие музыкальные учебные заведения
Хрестоматия по курсу вокального ансамбля
для пения в сопровождении фортепиано
Выпуск 1
составитель А.Скульский
"Музыка", 1989г.
номер 14181
качество неважное

содержание:

 

 

Вокальный ансамбль — один из важнейших специальных курсов в высших и средних специальных музыкальных заведениях. Он вносит существенный вклад в формирование современного певца. Огромный ансамблевый репертуар — камерный, оперный, кантатно-ораториальный, песенный — представляет большую художественную ценность, обладает неисчерпаемым педагогическим потенциалом. Знание ансамблевой литературы — первая задача курса вокального ансамбля — расширяет эрудицию будущего певца-профессионала, развивает его кругозор и музыкально-художественные представления, а в дальнейшем обогащает исполнительскую и педагогическую практику.

Работа над ансамблями способствует формированию у студентов необходимых навыков ансамблевого исполнения, таких как ансамблевые: слух, ритм, внимание, интонирование, фразирование, вокализация, динамика. Воспитывается чувство самоконтроля и взаимоконтроля, отношение к своей партии как к самостоятельной, художественно завершенной линии и одновременно как к части коллективно создаваемого целостного образа; проявляете и точность реакций, свобода владения материалом, определенные товарищеские качества.
Решающее значение имеет сама атмосфера занятий. Она должна быть творческой, рождать общность художественных задач и единство технических приемов, сочетание самостоятельности, взаимной требовательности и доброжелательности с высокой организованностью. Все это не только служит достижению хороших учебных результатов, но и является моделью дальнейшей самостоятельной артистической и педагогической деятельности вокалистов.

Преподавателя курса вокального ансамбля ожидают неизбежные трудности: непредсказуемый и каждый раз новый состав голосов на курсе, разный уровень подготовленности студентов, ограниченность вокальных возможностей студентов младших и средних курсов, а зачастую и вокальная «перестройка», особенно болезненная в начальной стадии. Преодолеть их помогают хорошее знание 'репертуара, точный его подбор, умелое чередование различных форм работы, постепенность усложнения технических и художественных задач. Целесообразна такая последовательность возрастания сложности:

Дуэт для однородных голосов с сопровождением;
Дуэт или трио для разнородных голосов с сопровождением;
Дуэт или трио в форме канона;
Ансамбль для пения без сопровождения;
Ансамбль с самостоятельными, независимо разработанными линиями голосов и ясно выявленной драматургией;
Полифонический ансамбль;
Ансамбль, содержащий интонационные, гармонические и метроритмические трудности;
Виртуозный ансамбль с большим числом участников.

Исполнение камерного, концертного репертуара должно сочетаться с работой над оперными ансамблями. Рекомендуется выбирать только те произведения, в которых задачи ансамблевого пения главенствуют над диалогом. Конечная цель работы— художественно и технически завершенное публичное исполнение ансамбля. Однако в процессе занятий нужно и чтение с листа, и пассивное ознакомление с репертуаром (в живом исполнении или в записи, с обязательным обсуждением и комментарием педагога).
С учетом всех этих задач и построено настоящее издание. Его I часть — дуэты, самый распространенный вид ансамбля. II часть — трио, квартеты и ансамбли с большим числом участников. В приложении дается список вокальных ансамблей (в том числе и оперных), рекомендуемых для включения в учебный курс.
А. Скульский

Ноты для дуэтов Скачать ноты