Н. Калугина - Репертуар современных фольклорных ансамблей и самодеятельных народных хоров

Пособия



Подбор репертуара для народного хорового коллектива

 

 

Пособие по подбору репертуара
Репертуар современных фольклорных ансамблей и самодеятельных народных хоров
(методическое пособие)
Составитель - Н. Калугина
Москва, 1984г.

содержание:

 

Вопрос репертуара любого исполнительского коллектива всегда актуален. Для фольклорных коллективов он имеет принципиальное значение еще и потому, что раскрывает особенности самого народного вокально-хореографического жанра. Народная песня — основа данного вида хорового исполнительства — имеет огромное идейно-воспитательное значение: прививает чувство патриотизма, отражает уважение к истории, к национальным героям, воспевает ум, смекалку, жизнелюбие, силу, ловкость, юмор.
Практика однако показывает, что далеко не везде народная песня занимает ведущее место в репертуаре народных хоров. Встречаются коллективы со всеми признаками народного жанра, но не исполняющие вообще народных песен.

На Всероссийской творческой конференции по итогам I Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся 1977 г. поднималась проблема репертуарного «голода» в народных хорах, безликости и однообразия их репертуара.
В результате, на основе материалов фестиваля Правление Всероссийского хорового общества разработало информационное письмо «О состоянии и перспективах развития самодеятельных русских народных хоров», в котором среди наиболее актуальных проблем развития данного жанра подчеркивалась возможность формирования репертуара на основе местного музыкального фольклора.
Центральный фонограмархив в Ленинграде, композиторские организации, музыкальные и педагогические вузы страны, областные научно-методические центры народного творчества накопили богатый по историческому значениию и художественным достоинствам музыкальный материал. На основе тщательного исследования и отбора записанных песен опубликованы и готовятся к печати фольклорные сборники разных областей, краев и автономных республик Российской Федерации.
Записанные в народе песенные образцы стали источником вдохновения для советских композиторов, использующих их в самых различных жанрах: от хоровой обработки одноголосных напевов до своеобразного творческого преломления народных песенных мелодий и инструментальных наигрышей в вокально-симфонических и оркестровых произведениях.

Проблема современного бытования русского музыкального фольклора живо интересует ученых и практиков-хормейстеров. В селах и городах наблюдаются существенные изменения в восприятии народного искусства, с одной стороны, и в воспроизведении — с другой. Зная условия жизни фольклора в народной среде, можно дать ему вторую жизнь на сцене, найти убедительную концертную трактовку. Поэтому необходимо более углубленно изучать, фиксировать и отбирать фольклорные песенные, инструментальные и танцевальные образцы. Это было и остается основной задачей дальнейшего развития фольклорных коллективов различной типологии: аутентичных, самодеятельных и профессиональных.

Исходя из установившейся в практике классификации, коллективы подразделяются на следующие группы:
— аутофольклорные коллективы, этнографические фольклорные ансамбли, представляющие оригинальный, подлинный фольклор;
— коллективы, использующие в своем творчестве обработанный фольклор, а также подлинные народные песни;
— коллективы, использующие в своем творчестве стилизованный фольклор, репертуар которых состоит преимущественно из обработок фольклора и авторских произведений, написанных в стиле народных песен.

Продолжение читайте в пособии...

Нотное приложение:

1. Эх, не спится мне, эх да, ноченькой - Белгородская обл.
2. Где ж ты был, шельма, побывал? - Белгородская обл.
3. Песня о Ленине - слова И. Рыжакова и П. Панькова
4. Стой, рябина, стой, кудрява - Забайкалье
5. Ты подуй-ка, подуй, мать - погодушка - Горьковская обл.
6. Загоралась да калинушка - Орловская обл.
7. Во поле орешина - Московская обл.
8. Во поле орешина - распев народного хора
9. Как у бабушки козел - Московская обл.
10. Как у бабушки козел
11. Сказ о Ленине. Былина. Северный народный напев
12. Ой, на небе облачко - Краснодарский край
13. Зори - Ростовская обл.
14. Да не у ласковой тещи - Ростовская обл.
15. Дунюшка - любушка - Ростовская обл.
16. Вот солнушко низко - Ростовская обл.
17. Тихо - тихо Дунай-речка грая. Ростовская обл.
18. Пьяница - пропойница - Ростовская обл.
19. На заре-то было, братцы, на зорюшке - Оренбургская обл.
20. За Уралом, братцы, за рекой - Оренбургская обл.
21. Дубровушка - Свердловская обл.
22. Вперед, друзья - Омская обл. обр. Е.Калугиной
23. То не соколы сизокрылые - Пермская обл. обр. В. Горячих
24. На горе, на гороньке - Сведловская облю Обр. В. Горячих
25. За Уралом, за рекой - Куйбышевская обл.
26. Закатися ты, ясное солнышко. Ставропольский край
27. Да приехал мой миленький с поля - Курская обл.
28. Вечерок-то вечерается - Алтайскай край. Хоровое изложение В. Щурова
29. Эх, да что же вам, поля. Воронежская обл. Обр.К.Массалитинова
30. Грозно и пенясь вздымаются волны
31. Канареечка - Омская обл.
32. Ой да, не кукуй - Ставропольский край
33. Вниз по Волге - реке. Ульяновскаяобл.
34. Цветики, цветики мои - Ростовская обл.
35. Боля мой - Свердловская обл.
36. Мышиногорские частушки - Псковская обл.
37. Крутовские страдания - Липецкая обл.
38. Сибирские страдания - Омская обл. Обр.Е.Калугиной
39. Ветры - ветерочки
40. Перевоз Дуня держала. Обр. Н. Кутузова
41. По бугру, по берегу - сл.и напев А. Олиничевой, обр.В. Захарова
42. Эх, поля, да вы поля. обр. В. Левашова и А. Новикова
43. Как узнала про победу. Вологодская обл.
44. Разгулялась непогода. сл.В. Бокова, муз. И. Шутова
45. Березонька сл. И. Палькина, муз. И. Шутова
46. От сибирских просторных полей
47. По заре было, по зорюшке. Калужская обл.

Как подобрать репертуар для хора Скачать пособие

 

 

 

Практические вопросы по работе с хором
Н.Калугина
Беседы о хоре русской народной песни

в помощь музыкальной самодеятельности
«Советский композитор», 1957г.

содержание:

 

ВСТУПЛЕНИЕ
Трудно найти область, район, село или заводской поселок, где не звучали бы народные песни, где не было бы любителей хорового пения. Естественно, что народные хоровые коллективы возникают повсюду. В этих коллективах народные песни стремятся исполнять так, как они живут в устной традиции, в памяти жителей данной местности.
Из поколения в поколение передается традиция хорового пения у русского народа. В русской народной песне нашли яркое выражение черты национального характера. И справедливо отмечает профессор М. Азадовский, что еще Радищев «впервые более чем за полвека до «Певцов» (Тургенева) и идей Белинского и Герцена. видел в «задушевной скорби» народных песен разгадку национального характера и путь к познанию дальнейших судеб русского народа».

В. И. Ленин говорил, что наиболее важен тот вид искусства, который охватывает своим влиянием и вовлекает в активную творческую деятельность огромные массы трудящихся. Таким видом искусства и является, в частности, хоровое искусство и в особенности хор народной песни. Значение его в художественной самодеятельности огромно.
Сейчас мы наблюдаем небывалый рост народных хоровых коллективов. Они не только непрерывно возникают в среде самодеятельности, но впервые в истории русского хорового исполнительства выходят на путь профессионального искусства.
Профессиональные народные хоры — новая форма советской музыкальной культуры. Эти хоры выросли на основе самодеятельных и стали профессиональными, потому что по уровню исполнительского мастерства и масштабам музыкально-пропагандистской деятельности они переросли рамки самодеятельности. В близости к народу — основа жизненности этих хоров, источник их творческой силы. Свой песенно-танцевальный репертуар, исполнительские навыки и приемы они черпают из практики народного музицирования.
Наибольшей популярностью в нашей стране пользуются русский народный хор имени Пятницкого, Уральский русский народный хор, Воронежский русский народный хор, русский народный хор северной песни, Омский и Сибирский русские народные хоры, Волжский русский народный хор. Некоторые из них стали широко известны и за рубежом. По их образцу создаются хоры в странах народной демократии.

В многообразии местных вариантов и областных стилей исполнения раскрывается богатство русской народной песни. Выявить и донести до слушателей самобытные образцы песенно-танцевального творчества — вот одна из главных задач местных народных хоров. Эта задача требует от коллективов вдумчивой и постоянной работы по собиранию местного народного творчества и его пропаганде.
Непрерывное изучение местного фольклора и особенностей его бытования в современных условиях позволяет руководителю хора отбирать лучшее, прогрессивное, имеющее право на жизнь.
Творческое развитие традиций народного хорового искусства — одна из важнейших художественных задач народного хора.
Непрерывно возрастают культурно-эстетические запросы широких масс. Удовлетворять их призваны все виды советского музыкального искусства. Большая ответственность за воспитание художественных вкусов масс ложится также и на народные хоры.

В настоящей брошюре делается попытка помочь самодеятельным народным хорам в их работе, причем автор сознательно ограничивает себя самыми насущными вопросами практики народных хоров. Что и как должен исполнять самодеятельный народный хор, каковы основы его организации, как должна строиться учебно-воспитательная работа с коллективом — вот вопросы, которые ставятся нами в брошюре.

Музыкальному руководителю  - пособие Скачать пособие

 

Книга о том как работать с хором
Н.Калугина
Мктодика работы с русским народным хором

в помощь музыкальной самодеятельности
«Музыка», 1977г.
(pdf 60Мб)

содержание:

 

Учебник освещает основные вопросы работы с русским народным хором. Настоящее издание переработано и дополнено. Предназначается для преподавателей и студентов отделений по подготовке руководителей народного хора музыкальных вузов.

ПРЕДИСЛОВИЕ
С развитием советского хорового искусства интерес к национальным традициям, и том числе и к народным хорам, все более возрастает. Своей разносторонней концертной н творческой деятельностью народные хоровые коллективы завоевали прочное место в советском исполнительстве, так как они представляют самостоятельный вид хорового искусства, имеющий глубочайшие традиции. На основе обобщения творческой практики этих коллективов стало возможным создание методики работы с русским народным хором, и возникла необходимость профессиональной подготовки специалистов в этой области руководства народными хоровыми коллективами.
В 1966 году (впервые в России!) на кафедре хорового дирижирования Государственного музыкально-педагогического института имени Гнеснных было открыто отделение по подготовке руководителей русских народных хоров. Параллельно такое отделение начало функционировать в Саратовской, а позже и в Уральской консерваториях. После этого произошел крутой поворот в системе профессионального музыкального образования: возникла и продолжает расти сеть народно-хоровых отделений в институтах культуры, музыкальных и культурно-просветительных училищах. При учебных заведениях создаются фольклорные кабинеты русской музыки, клубы русской народной песни. Все это должно ликвидировать разрыв, который длительное время существовал между профессиональным обучением и практикой народного музицирования, и подготовить хоровых дирижеров более широкого профиля, отвечающих требованиям жизни.

Воспитание народных певцов в хоровых коллективах осуществляется практическим путем, поэтому методы учебно-воспитательной н художественно-творческой работы в них многообразны. Тем не менее основные методические принципы едины и могут изучаться в специальном курсе. При этом следует учесть, что народное исполнительство наших дней продолжает развиваться: черты стиля современного русского народного хора, его вокально-хоровая организация н методические принципы еще исследуются и систематизируются. Это создаст известную сложность при изучении методики работы с хором.
Цель настоящего курса — дать будущим дирижерам-хоровикам знания в области руководства хором русской народной песни, привить необходимое умение ориентироваться в стилевых особенностях этого хора для применения их в своей исполнительской деятельности, а также интерес к разнообразным формам работы в народном хоре. Этот курс состоит из лекций, семинарских занятий н подготавливает студентов к практике работы с народным хоровым коллективом.

Учебник освещает основные вопросы лекционного курса: организация хора н отбор исполнителен, репертуар и певческое воспитание, импровизация, работа над содержанием и исполнением песен н другие.
Некоторые из разделов не являются собственно методическими, например: стилевые особенности русского народного хора, вокально-хоровая структура, партитура. Тем не менее рассмотрение их необходимо для уяснения теоретических основ народного хора, поскольку мы еще не имеем научной разработки хороведення н хороуправления в области народно-певческого исполнительства. Известны лишь отдельные работы, посвященные этим вопросам.
В разделе «Партитура народного хора» анализируются лишь некоторые закономерности народно-хоровых партитур и почти не затрагиваются вопросы аранжировки, так как методы обработки и переложения для составов народных хоров требуют специального исследования.

Опыт работы народно-хоровых отделений музыкальных вузов привел автора к необходимости добавить во второе издание учебника главу о профессиональных народных хоровых коллективах. Некоторые из них известны лишь по газетным и журнальным рецензиям на отдельные концерты. Нами собран и систематизирован материал последних лет творческой деятельности всех двенадцати хоров. В нотном приложении приводятся характерные партитуры этих хоров. В данное издание введена еще одна новая глава — «Инструментальное сопровождение в народном хоре», также необходимая для будущих руководителей коллективов.
Список литературы, приведенный в конце учебника, дан с указанием рекомендации к отдельным главам.

Предисловие
1. Из истории становления жанра русского народного хора.
2. Жанровые особенности и исполнительские формы современного русского народного хора
3. Репертуар.
4. Вокально-хоровая структура
5. Партитура русского народного хора
6. Организация народного хора и отбор исполнителей
7. Певческое воспитание
8. Работа над песнями с элементами движения
9. Вопросы импровизации Коллективное творчество
10. Работа над содержанием и исполнением песен
11. Организация исполнении
12 Инструментальное сопровождение в народном хоре
13. Музыкально-образовательная работа в народном хоре.
14. Особенности деятельности руководителя народного хора.
15. Профессиональные русские народные хоры
Литература

Нотное приложение:

АЙ, ДА УЖ ВЫ, НОЧИ Народная песня Московской обл.
ПО БУГРУ, ПО БЕРЕГУ. Слова и напев А. ОЛЕНИЧЕВОЙ. Обработка В. ЗАХАРОВА
БЕЛЫМ СНЕГОМ. Слова и напев А. ОЛЕНИЧЕВОИ. Обработка А, КОЛОСОВА
ПОДМОСКОВНАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ. Слова В. БОКОВА. Музыка Н. ПОЛИКАРПОВА
Ой, ВЫ, ГОРЫ. Уральская народная песня. Распев Уральского хора
НЕ БЕЛА ЗАРЯ. Пензенская народная песня. Обработка Н. КУТУЗОВА
ГОРЫ ВОРОБЬЕВСКИЕ. Русская народная песня
МАМАШЕНЬКА БРАНИТСЯ. Народная песня Красноярского края
НЕ ОРЕЛ ЛИ С ЛЕБЕДЕМ КУПАЛИСЯ. Народная песня Московской обл.
НИЧЕГО Я С СОБОЙ НЕ ПОДЕЛАЮ. Слова и музыка Н. ПОЛИКАРПОВА
ШУМИ, ШУМИ, ДУБРАВУШКА. Музыка А. АБРАМСКОГО. Слова Н.ГЕРАСИМОВОЙ
ОТ СИБИРСКИХ ПРОСТОРНЫХ ПОЛЕЙ. Мелодия и слова Крутинского хора. Распев Омского хора
ВО ПОЛЕ ОРЕШИНА. Распев народного хора
ТЫ, СИБИРЬ, РОДНАЯ СТОРОНА. Напев и слова А. ОЛЕНИЧЕВОЙ
ПОЛОСА. Народная песня Воронежской обл.
УЖ И Я ЛИ, МОЛОДА. Слова Н. ГЕРАСИМОВОЙ. Музыка А. АБРАМСКОГО
ЕСТЬ МОРЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ. Народная песня иртышских казаков. Запись и обработка Е.Конькова
ХОРОШО БЫЛО, БРАТЦЫ, В ОТРЯДЕ. Народная песня Краснодарского края
ЦВЕТИКИ, ЦВЕТИКИ МОИ. Народная песня Ростовской области
Партитуры Государственных русских народных хоров
СИДЯТ ВЕТЕРАНЫ. Музыка А. ПАХМУТОВОЙ. Слова М. ЛЬВОВА Переложение В. Левашова. Из репертуара хора им. Пятницкого
ЗА ДВИНОЙ,ЗА СЕВЕРНОЙ. Слова В. БОКОВА и ПОЛИКАРПОВА. Из репертуара Северного народного хора
ОЙ ВЫ, МОРОЗЫ Народная песня Ростовской области. Из репертуара Ансамбля Донских казаков
ЭХ, ДА ЧТО ЖЕ ВАМ, ПОЛЯ. Обработка К. МАССАЛИТИНОВА. Из репертуара Воронежского народного хора
НА ГОРЕ, НА ГОРОНЬКЕ. Народная песня. Обработка В. ГОРЯЧИХ. Из репертуара Уральского народного хора
ЧТО ГОРИТ, ГОРИТ. Обработка В. ЛЕВАШОВА Из репертуара Сибирского народного хора
Я НЕ ЗНАЛА, НЕ ВЕДАЛА. Обработка Н. КУТУЗОВА Из репертуара Хора русской песни Радио
УЖ ТЫ, НОЧЬ МОЯ. Из репертуара Рязанского народного хора Обработка Е. ПОПОВА
СИБИРСКИЕ СТРАДАНИЯ. Обработка Е. КАЛУГИНОЙ. Из репертуара Омского народного хора
ОЙ, ПОСОХ, ПОВЯЛ КАМЫШ. Обработка М. ЧУМАКОВА. Из репертуара Волжского народного хора
ШИРОКА ТЫ, СТЕПЬ. Русская народная песня. Обработка А. КОЛОСОВА Из репертуара Оренбургского народного хора
ОЙ, У ПОЛИ ТРИ ДОРОЖКИ. Песня черноморских казаков. Обработка Ю. ЗАЦАРНОГО Из репертуара Кубанского казачьего народного хора

Руководителям хоровых коллективов Скачать пособие