От урока к концерту - С. Казачков



В книге рассматривается многолетний опыт кафедры хорового дирижирования Казанской консерватории. Прослеживается сложный путь воспитания хорового дирижера от первых уроков до концертных выступлений.
Для педагогов, руководителей самодеятельных коллективов, студентов музыкальных вузов.

 

 

Скачать пособие
С.А. Казачков
От урока к концерту

“Издательство Казанского университета”, 1990г.
(DjVu , 5 Мб)

содержание:

 

ОТ АВТОРА

Эта книга не научное исследование. В настоящее время нет возможности осуществить таковое в области хорового дирижирования и педагогики. Для этою не созрели необходимые предпосылки. Данная книга не является также учебником. В ней обзорно и по необходимости кратко изложен многолетний опыт кафедры хорового дирижирования Казанской консерватории, которой автор руководит с г. Не имея цель обратить всех читателей в свою музыкально-педагогическую веру, автор все же надеется, что изложенное может быть использовано при условии критического освоения и творческой ассимиляции. Печатное слово об искусстве нельзя воспринимать как директиву. Как бы ни был позитивен индивидуальный опыт, он отражает лишь одну из многих сторон объективной истины. Последняя рождается, как известно, из сопоставления разных направлений, методов и точек зрения, для чего нужно широко и непредвзято знакомиться с многообразной практикой, оставляя за собой право ничего не принимать на веру и, учась друг у друга, быть самими собой. Пусть же читатель и данную книгу не воспримет как собрание рецептов и регламентации, какой бы категоричной ни казалась порой интонация автора.
Жанр и форма книги возникли из принципиальной идеи, выраженной в заглавии: «От урока к концерту», идеи, защищающей исполнительскую направленность дирижерско-хорового образования. В некоторых учебных заведениях сложилась система подготовки «теоретиков» хорового дела. Схоластическое заучивание хороведческих догм и ремесленной методики при отсутствии практики в концертно-учебном хоре, при низком уровне обшей и музыкальной эстетической культуры приводит к тому, что выпускники, обучающиеся по такой системе, ухитряются защитить на госэкзамене письменную дипломную работу с оценкой «отлично», не умея работать с хором, и, что особенно тревожно, не любя это дело Наша концепция предусматривает воспитание музы кантов, считающих практическую работу с хором своим призванием, делом жизни. Подготовка таких дирижеров строится на базе учебно-концертной работы хорового класса, самостоятельной практики в самодеятельном хоре и широкой теоретической подготовки, использующей опыт других музыкально-исполнительских профессий.

Автор стремился к тому, чтобы книга была одинаково «докладной» как специалистам, знатокам, так и широкому кругу учащихся и любителей. Поэтому в ней наряду с новыми идеями и мыслями представлен ряд элементарных сведений. Последние нужны так же, как «ремплиссажи», связки, придающие изложению необходимую последовательность.
Направленность книги на широкий обзор педагогических и художественных проблем, возникшая из желания дать панораму школы, привела к краткости некоторых разделов. Рассчитываю, что читатели не стану! упрекать меня и за то, чего в книге нет. Это элементарное право каждого автора. Если же книга возбудит мысль читателя и приведет к возникновению у него новых идей автор будет особо удовлетворен. К сожалению, необходимо признать, что многие тонкости и «секреты» художественного и музыкально-педагогическоп: процесса не нашли адекватного отражения в книге из-за ограниченности языка, которую чувствует каждый музы кант, желающий словами передать музыку и свое пони мание ее.

ВВЕДЕНИЕ
Цели и задачи дирижерско-хоровой школы
Хор, к которому мы стремимся
Хоровой дирижер, который нужен
Как создается школа
Школа и система выразительных средств современного исполнительства.
Педагогические проблемы дирижерско-хоровой школы. Школа и жизнь. Школа и традиция. Индивидуальность и школа. Педагогика наука или искусство? Интуиция и сознание в обучении музыке.


Глава первая. В СПЕЦИАЛЬНОМ КЛАССЕ МУЗЫКА И ЕЕ ПОСТИЖЕНИЕ.
Особенности музыки как искусства. Специфика художественного познания . Три ступени познания музыки. Система изучения музыки «Карта» музыкального мнра. Музыкальные «меридианы» и «параллели». Жанры и стили в музыке. Общее определение и характеристика жанров. Краткое понятие о стиле. Пересечение жанра и стиля: характер музыки. Изучение хорового репертуара. Принципы его отбора. Обшие проблемы интерпретации. Интерпретация объективна или субъективна?. Автор и исполнитель. Автор и произведение. Исполнитель и произведение. Произведение и нотный текст. Значение и смысл. Текст, контекст и подтекст.
Нскоторые закономерности музыкального выражения. S Об интонационной природе музыки Характеристика исполнительских средств выражения - Темпомс-троритм (общая характеристика) - Темпометроритм и пульсация Темпометроритм и жанр. Темпометроритм в хоровой музыке. Темп н стиль.
Динамика.
Назначение динамики. Общая характеристика динамических обозначений. Динамика, жанр и стиль.
Кульминация
Общая харкатеристика.Местоположение кульминации. По (дод к кульминации. Кульминация в хорах из опер. Средства осуществления кульминации.
Фрлчировка.
Общее понятие о фразировке. Система средств фразировки. Фразировка и артикуляция. Фразировка и динамика Фразировка и тембр. Фразировка и поэтический текст
Гоотношенне музыки и поэтического слова в разных жанрах и стилях
Музыка на канонический текст. Подтекстованная музыка и перевод. Синтаксические противоречии между словом и музыкой. Хоровая фактура и поэтический текст.
Работа над партитурой.
Значение предварительного (до репетиции) изучения партитуры Пример мастеров. Этапы работы. Три уровня изучения партитуры ПО. Феномен целостного постижения музыки.

Глава вторая. В СПЕЦИАЛЬНОМ КЛАССЕ. ДИРИЖИРОВАНИЕ.
О природе дирижирования. Дирижером надо родиться, но дирижированию необходимо учиться. Дирижирование есть умение делать слышимое видимым и видимое слышимым.
О природной связи музыки и движения
Первое основание дирижирования в коренной природной связи музыки и движения Общезначимость и общепонятность языка жестов. Об универсальности исполнительской техники. О некоторых закономерностях коллективного исполнения. О классификации дирижерских жестов. Дирижерская техника должна быть реальной. Особенность техники современного дирижера. Классическая дирижерская техника. Романтическая дирижерская техника. Экспрессионистическая дирижерская техника. Полистнлистическая техника современного дирижера. О постановке дирижерского аппарата. Что такое дирижерский аппарат?. «Постановка аппарата» и дирижерская техника. О принципах постановки. Правила постановки. С чего начинать?. О формировании индивидуальной техники. Особенности реального обучения дирижированию под фортепиано. Дирижируя «под фортепиано», управляй концертмейстером. За исполнение концертмейстера отвечает дирижирующий. Концертмейстер в дирижерском классе подчиняется ученику и обязан точно следовать за ним. Добиваясь реального управления игрой концертмейстера, делай поправку на хоровое звучание. Самостоятельные (домашние) занятия по дирижированию. Дыхание как критерий верности дирижерского жеста в домашних занятиях. Урок по специальности. Равновесие рационального и эмоционального начала. «Слушайте ученика, не прерывай его.» (Бетховен). Разбор исполнения О педагогическом диагнозе. О педагогических показах. О натаскивании. Типичные ошибки учеников. Просчеты в замысле. Погрешности против стиля. Просчеты в темпе. Неверно рассчитана или вовсе не найдена кульминация. Неверная трактовка поэтического текста. Невнимательное отношение к нотному тексту, влекущее за собой неверное прочтение и разбор его -. Типичные ритмические ошибки. Пристрастие к звуковым эффектам и продумыванию нюансов. Ошибки в технике дирижирования. Просчеты в выборе типа техники. Неверный выбор «дирижерской аппликатуры». Неточно рассчитанное дыхание в дирижерском взмахе Пример работы над произведением. Исполнение на фортепиано. Дирижерское исполнение. Слух ученика-дирижера и его развитие в специальном и хоровом классах.

Глава третья. В ХОРОВОМ КЛАССЕ
Репертуар.
Хоровая звучность.
Вокальное развитие хора.
Исходные принципы. Элементы вокальной техники эпохи классицизма. Элементы вокальной техники эпохи романтизма. Элементы современной вокальной техники. Элементы вокальной техники хора и их взаимодействие. Певческое дыхание. Типы и виды дыхания. Атака звука. Виды атаки. Головной и грудной резонатор. Артикуляционно-речевые органы и их функции Опора звука. Соединение и выравнивание регистров. Строение регистров в мужских и женских голосах хора. Смешанное голосообразование. Вокально-хоровые упражнения. Общие установки. Материал упражнении и его структура. Развитие певческого дыхания и атаки звука. Упражнение на одном звуке. Гаммообразные упражнении. Упражнении в нон легато. Упражнения в легато. Упражнения в стаккато. Арпеджированные упражнения и скачки. Прием сбрасывания дыхания. Цепное дыхание Навыки владения резонаторами и артикуляционным аппаратом. Развитие дикционной техники. Строй хора. Что способствует и что мешает хорошему строю в хоре. Особенности строя a capella. Особенности темперированного хорового строя. Хоровой строи в современной музыке. Хоровой строй и тональность. Упражнения в строе
Строй и стиль. Хоровой строй как процесс
Строй и ансамбль. Хоровой ансамбль. Типы хорового ансамбля. Виды хорового ансамбля. Высотно-интонационный ансамбль Темпоритмический ансамбль. Тембровый ан самбль хора -. Динамический ансамбль. Артикуляционный ансамбль. Полифонический и гомофонно-гармоннческий ансамбль. Ансамбль хор фортепиано. Структура хорового класса и система его работы. Лабораторно-учебиый хор. Хоровой класс как учебно-концертный хор. О соотношении учебно-педагогических и концертно-исполнительских задач н хоровом классе. Режим и способы работы хорового класса с практикантами. О самостоятельности практиканта. Планирование репетиций. Советы практиканту.


Глава четвертая. В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ
Как организовать хор. Репертуар самодеятельного хора и его особенности. Развитие хора: от стихийного желания петь к ясно осознанной творческой цели. Учебная работа самодеятельного хора. Первые занятия (примерная схема). О развитии личности в хоровом коллективе. О личности» хора. Выступления самодеятельного хора.

Глава пятая. КОНЦЕРТ
Что ищем мы в концерте. «Великим можешь ты не быть, правдивым быть обязан!». О специфике концертного исполнения. Об исполнительском переживании. О вдохновении. Общий эмоциональный тон произведения и его развития. Верность замыслу и его развитие. О театральности хорового пения. Искусство перевоплощения в хоровом пенни. Воображение хорового дирижера и певца. Психологические барьеры концертного исполнения и пути их преодоления. Общение и контакт в концертном исполнении.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛИТЕРАТУРА.

Скачать пособие Скачать