В.И. Коробка - Вокал в популярной музыке

Вокал пособия

Методическое пособие для руководителей самодеятельных эстрадно-музыкальных коллективов

 

 

пособие
В.И. Коробка
Вокал в популярной музыке

1989г.
Только описание!!!

содержание:

 

Предлагаемая публикация посвящена проблемам эстрадного пения, но не во всем стилевом объеме такого обширного понятия, как эстрадное пение, а лишь пению в стилях поп-музыки (джаз, рок, диско и тд.), а также пению эстрадных песен, близких в стилевом отношении к поп-музыке.
Объем публикации ограничен, поэтому в ней автор дает минимум информации, который позволит читателю ознакомиться с азами пения в современных стилях.
Так как пособие предназначено для обучения и самообучения музыкально-исполнительским навыкам пения в современных стилях, один из разделов данного пособия посвящен постановке голоса в соответствующей манере звукоизвлечения.
Каждой вокальной культуре, будь то оперное пение, народное и т.д., соответствует характерная манера звукоизвлечения, дающая нужный по окраске (для данной вокальной культуры) звук. Манера звукоизвлечения позволяет наиболее полно отобразить художественные особенности стиля, она возникает на основе более ранней вокальной культуры и совершенствуется вместе со стилем, являясь его характерной особенностью.

Нетрудно представить нелепость исполнения классической оперной партии в манере звукоизвлечения, используемой, скажем, Уральским народным хором, или исполнение песенки «Черный кот» Ю.Саульского в манере такого выдающегося мастера-вокалиста, как Козловский. Постановка голоса — один из важнейших компонентов в воспитании певца Процесс постановки голоса длителен, даже при работе непосредственно с преподавателем. Научиться нужному звукоизвлечению, используя данное пособие, смогут далеко не все. Задача данного пособия — дать направление в осмыслении работы над голосом. Пользуясь предлагаемыми разъяснениями и рекомендациями и развивая вокальный слух, желающий может начать работу над голосом. Пособие снабжено кассетой с записью упражнений. В специальной главе автор объясняет способ работы с кассетой. Желательно занятия с голосом записывать на магнитофонную кассету и тщательно анализировать каждый записанный звук. Дело в том, что ощущения от мышечной и резонаторной работы вокального аппарата очень индивидуальны, и часто начинающие вокалисты, опираясь на эти ощущения, делают неправильные выводы, что приводит к закреплению совершенно неприемлемых навыков в пении, поэтому — контроль и еще раз контроль!
Очень важный способ контроля за голосом — это работа с записями выдающихся мастеров жанра. Но многие начинающие вокалисты, копируя исполнение известных певцов, пытаются любым способом копировать тембр голоса. Этого делать не нужно. Надо обращать внимание на то, как, каким образом певец достигает того или иного звучания. Старайтесь понять и запомнить мышечную работу голосового аппарата, его „форму", постарайтесь почувствовать и понять дыхательную работу, обеспечивающую нужное звучание. Обращайте внимание на пение разными приемами, на общую манеру пения, то есть на музыкальный язык жанра.

Еще один способ контроля — это показать результаты своей, пусть даже незначительной работы авторитетному музыканту, хорошо разбирающемуся в особенностях жанра. Не следует обращаться за советом к музыкантам, не являющимся профессионалами данного жанра.
Если через некоторое время регулярной работы над голосом вы почувствуете, что „приобрели" дефект в звучании (зажатость глотки, гортани, носовой призвук и т. д.), необходимо прекратить занятия над „дефективным "звуком до той поры, пока в занятиях с другими звуками не добьетесь определенного успеха (более подробно ниже). Если же занятия по предлагаемой системе ничего, кроме дефектов в звучании, не принесут, следует прекратить занятия.
Помните, что за год неверной, неправильной работы над голосом можно серьезно повредить своему голосовому аппарату, что плохо скажется на качестве звучания и на физическом состоянии аппарата, то есть на его здоровье.

Работа по обучению и самообучению музыканта-вокалиста должна вестись одновременно по трем направлениям:
1. Главная работа музыканта в развитии профессионального мастерства это работа над совершенствованием музыкально-образной сферы конкретного музыканта. Необходимо постоянно улучшать, „утончать" способность отображать мир музыкой, находить новые, более выразительные средства и краски.
2. Работа над постановкой голоса. Каким бы тонким знатоком и ценителем музыки Ни был человек, его музыкальное мироощущение никогда не дойдет до понимания слушателей, если он не владеет средствами музыкального выражения — в данном случае голосовым аппаратом, способным искусно, ярко и убедительно передать музыкальные образы и ощущения. Совершенствование техники владения аппаратом (голосом) —вторая, важнейшая задача музы канта-вокалиста.
3. Третье из основных направлений музыкантской работы — работа над стилем. Изложение материала пособия автор начинает с работы над стилем, так как считает ее искусственно выделенной (в условиях нашего жанра) частью музыкально-образной сферы.
Способ музыкального мышления певца определяет его стилевую ориентацию, а стилевая ориентация, в свою очередь, определяет манеру пения, а следовательно, и звукоизвлечения.


ВОПРОСЫ СТИЛЯ
Ритм
О манере исполнения.
ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ
Устройство аппарата
Эталонный звук
Форма аппарата
Работа над формой аппарата
Опора дыхания
Зауживание выхода из гортани
и опора дыхания
Опора звука
Вокальный слух
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО ЗВУКОМ
Последовательность работы над звуком
МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ СФЕРА