Ж.Кузнецова - Ой, березка моя зелененькая

Народные песни

Песни и романсы для голоса в сопровождении фортепиано

 

 

Ноты для вокала
Вокальные произведения
Ж.Кузнецова
Ой, березка моя зелененькая
для голоса и фортепиано
"Советский композитор", 1992г.
номер с9393к

содержание:

 

Ж.КУЗНЕЦОВА—автор, которого хорошо знают любители музыки многих городов Советского Союза. Ее оперы — "Хлеб ты мой", "Авдотья-рязаночка" (по былине Б. Шергина), "Ивушка неплакучая" (по роману М. Алексеева), детская "Липанюшка" — идут во многих театрах страны. Хоровые произведения поют и профессиональные, и самодеятельные коллективы. В детских музыкальных школах звучат фортепианные и скрипичные миниатюры, музыка для небольших инструментальных составов. Весьма известны и вокальные сочинения Ж.Кузнецовой. Русские народные песни в ее обработках можно услышать и на пластинках, и в передачах по радио. В 1978 году издательство "Советский композитор" выпустило первый сборник вокальных произведений московского автора. Предлагаемое издание становится как бы его продолжением. "И если в первом выпуске были представлены только авторские обработки русских народных песен, то настоящее издание включает также собственные произведения композитора, близкие народной тематике, романсам.
Работающая в разных жанрах и не чуждающаяся экспериментальных направлений, Жанна Кузнецова как художник стоит на прочных национальных позициях. В любом ее произведении отчетливо проступает русская песенная основа. В 1958 году, еще будучи студенткой музыкального училища, она впервые встретилась с живым бытованием народной песни в селах Владимирской области, куда поехала в составе этнографической экспедиции, возглавляемой крупным фольклористом В. Харьковым. Потом было множество поездок и в другие районы страны. Знакомство с интереснейшими песенными записями известных советских фольклористов, углубленное изучение основ народного мелодизма, возможностей гармонического и полифонического развития материала. Результатом всей этой работы становится цикл "Русская пентатоника" (100 обработок русских народных песен), созданный в начале 70-х годов. Через несколько лет появился новый цикл "Русская диатоника". Наряду с двадцатью обработками русских народных песен, он включал десять оригинальных песен и хоров на народные слова, написанных в духе народной песни. Именно после такой фундаментальной подготовки были задуманы и созданы уже упомянутые оперы, вокальная сцена "Меня миленький бросает", кантаты "Девки, пойте порегудочки", "Истопите мне жарку баенку", камерное сочинение "Древнерусские звоны" для фортепиано и магнитофонной записи. Все эти и некоторые другие сочинения образовали так называемую серию "Русская музыка".

В настоящем сборнике первые пять вокальных миниатюр принадлежат названной серии. Лирическая троицкая "Ой, березка моя зелененькая" — тот образец гармонизации, когда автор лишь слегка "касается" оригинальной народной диатонической мелодии. Плясовая масленичная "Пойду, пойду я на ярмарку" представляет собой уже более сложный тип обработки, соответствующий более сложной мелодической организации песни. Следующие включенные в сборник две вокальные пьесы из небольшой тетради "Три угличские песни" были написаны в 1977 году на слова, сообщенные автору уроженкой города Углича, известной советской певицей Е. Алтуховой, которая стала первым интерпретатором цикла. Слова в этих песнях — народные, мелодии — созданы автором, Ж. Кузнецовой, в очень большом приближении к народным интонациям. Такое решение творческой задачи оказалось возможным только благодаря многолетним усилиям композитора, направленным на углубленное изучение природы русского мелоса. "Выйду за ворота" и "Как у месяца золоты рога" — необычайно близки народной песенной основе, но мелодия и гармония здесь носят более заостренный характер.

Следующие четыре номера сборника — это собственно авторские произведения в жанре романса из восьмичастного цикла "Последняя любовь" на стихи Ф. Тютчева. В области романса Ж. Кузнецова работает давно. Еще в 1963 году появился первый из ее сборников "Природы русский храм" на стихи русских поэтов. Здесь впервые Ж. Кузнецова обратилась к поэзии Ф. Тютчева. И спустя много лет в 1985 году композитор вновь возвращается к одновременно простой и сложной поэзии замечательного мастера, к его высочайшей лирической вершине — "денисьевскому циклу".
Четыре романса Ж.Кузнецовой, вошедшие в сборник, также образуют цикл со своей логикой развития чувства поэта. От восторженно-застенчивого в романсе "О, как на склоне наших лет" через трагический порыв безнадежности и отчаяния в следующей части "Весь день она лежала в забытьи" и элегию-воспоминание "Вот бреду я вдоль большой дороги" к философской примиренности в последнем романсе "Смотри, как на речном просторе".

Итак, новый сборник вокальных сочинений Ж.Кузнецовой начинает самостоятельный творческий путь. Пожелаем профессионалам и любителям музыки, которым он адресован, открыть для себя то главное, что пытается донести композитор, и разделить с автором его искреннюю любовь и привязанность к народной русской песне, русскому слову, русской поэзии.
В.Ражева

Народная музыка романсы Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!