Ц. Кюи - Пир во время чумы

Хор

Вокал

Ц. Кюи



Четыре небольшие пьесы, называемые "маленькими трагедиями", —
шедевры драматургии А.С. Пушкина, русского национального гения. Оперы разных композиторов по "маленьким трагедиям" Пушкина — исторически сложившийся цикл, объединенный уникальной в мировой практике целью использовать вместо либретто весь подлинный поэтический текст. Первая из опер своеобразной тетралогии, "Каменный гость" А.С. Даргомыжского, была воспринята современниками как исключительно смелый и удачный эксперимент. Затем появились и три следующие оперы: "Моцарт и Сальери" Н.А. Римского-Корсакова, "Пир во время чумы" Ц.А. Кюи и "Скупой рыцарь" СВ. Рахманинова, каждая из которых по-своему решала общую художественную задачу.

 

 

ноты
Ц.А. Кюи
Пир во время чумы

драматические сцены А.С. Пущкина
клавир
ноты для голоса и фортепиано
тексты на английском и русском языках
“Композитор”, 2002г.
для информации

содержание:

 

В историю музыки Цезарь Антонович Кюи (1835—1918) вошел прежде всего как член кружка „Могучая кучка" — объединения композиторов-„прогрессистов", известного также под названием „новой русской школы". Кюи первым познакомился и сблизился с М.А.Балакиревым, что положило начало содружеству пяти композиторов.
Первая из поставленных опер Кюи -—(Вильям Ратклиф (1868) — была оперным манифестом Балакиревского кружка, событием, важным для упрочения профессионального и социального статуса композиторов новой школы. Сами „кучкисты" ценили Кюи как оперного композит, тора, мастера вокальной декламации. В лице-Кюи „Могучая кучка" имела своего весьма влиятельного пропагандиста (хотя, бывало, и порицавшего своих ближайших коллег).
Кюи всю жизнь оставался на поприще своей первой профессии. Выпускник, а затем преподаватель Военно-инженерной академии в Санкт-Петербурге, автор широко известных (в том числе за рубежом) трудов по фортификации, инженер-генерал, воспитатель великих князей и наследника (будущего Николая II) в военных науках, Кюи завоевал к 1890-м годам прочное положение не только в музыкальном мире, но и в высшем обществе.
В 1896—1904 годах музыкант возглавлял петербургское отделение Русского музыкального общества. Он выступал глашатаем русской музыки в Европе, опубликовав во французской и бельгийской прессе около 40 статей, главным образом о русской музыке. К его мнению прислушивались издатели. Почитательницей его музыки была графиня Мерси-д'Аржанто, пианистка, устроившая у себя в Брюсселе в 1885 году „Русские концерты". (Кроме Кюи исполнялись произведения Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Лядова, Глазунова.) По заказу, специально для Парижа, Кюи сочинил оперу „Флибустьер" (либретто французского драматурга Ж. Ришпена), поставленную в Opera Comique в 1894 году.
Особую этическую значимость придает деятельности Кюи внимание к неоконченным операм друзей-коллег. В 1869 году он завершил (совместно с Римским-Корсаковым) „Каменного гостя" Даргомыжского, а в 1914—1916 годах дописал „Сорочинскую ярмарку" Мусоргского.

Кюи-композитор, особенно с наступлением XX века, оставался в тени, хотя до последних своих дней он писал музыку. В 1900—1910-х годах появился „триптих" одноактных опер („Пир во время чумы", 1900; „Мадемуазель Фифи", 1903; „Матео Фальконе", 1907), большая опера „Капитанская дочка" (1911), разнообразная детская музыка (4 оперы-сказки, песни, хоры, фортепианные пьесы), романсы, струнные квартеты и пр. Музыка Кюи предполагает в своем слушателе вкус к закруглению и заполнению музыкальных форм, предпочтение хорошо известного неизведанному и радости узнавания. Его музыка несет на себе сильный отпечаток салонной культуры XIX века.
Салонность — как работа с музыкальным материалом и маньеризация вкуса — имела благодатное свойство: она хранила Кюи-музыканта от чрезмерного давления идей на музыку. (Недаром отмечалось противоречие между позициями Кюи — прогрессивного критика и Кюи —практика-традиционалиста.)
Замысел оперы на пушкинский текст возник у композитора еще в 1858 году, по завершении оперы „Кавказский пленник". Но выполнение его пришлось на лето 1900 года. (Тогда же Кюи сочинил вокальный цикл „25 стихотворений А.С.Пушкина".) Премьера оперы состоялась в Новом театре в Москве в 1901 году.
„Пир во время чумы" близок „Моцарту и Сальери" Римского-Корсакова, написанному несколько ранее (1897). В опере преобладает ариозно-романсовая кантилена. Вокальные партии пронизаны узкой интерваликой и закругленными мотивами-опеваниями, что дает эффект некоторой статики. Строение оперы формально сквозное, но тем не менее несет на себе явные следы номерной структуры: большое место занимают протяженные периоды на одном тематическом материале. Особенно выразительны два самостоятельных номера, написанных еще до сочинения самой оперы и исполнявшихся в концертах, — Гимн чуме (1895) и Песня Мери (1897). Форма оперного целого скреплена при помощи тем-реминисценций. Это тема пира, на которой построено оркестровое вступление, и тема похоронного марша (обе темы в сокращенном варианте замыкают произведение). Кюи использует в опере хорошо усвоенный и узнаваемый европейский музыкальный язык.
М. Мищенко