Хоры из комических опер зарубежных композиторов - ноты для хора

Арии из опер 


Хоровые произведения, ноты

 

 

Скачать ноты
Хоровые произведения
Хоры из комических опер зарубежных композиторов
для смешанного хора в сопровождении фортепиано
составитель К. Никитин
"Музыка", 1987г.
номер 3273
(pdf, 6 Мб)

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Предлагаемый сборник является первым выпуском готовящейся к изданию серии, посвященной хорам и хоровым сценам из комических опер, оперетт и мюзиклов русских, советских и зарубежных композиторов. Цель предпринимаемого издания — расширение концертного и учебного репертуара хоровых коллективов, включение в него музыки демократичной, отличающейся ярким мелодизмом, искренностью, жизнерадостностью и лиризмом. При отборе материалов предпочтение отдано произведениям мало известным или забытым. Критерием для включения в сборники тех или иных фрагментов служат художественные достоинства и своеобразие музыки, законченность номеров и соответствие выразительных средств исполнительским возможностям современных хоровых коллективов.

В первом выпуске представлены хоры из итальянской, французской, австрийской, немецкой и чешской комической оперы, относящейся к периоду с 70-х годов XVIII до 70-х годов XIX века.
В музыкальной культуре различных национальных школ Западной Европы комическая опера (в широком смысле слова — опера комедийного содержания) занимает одно из ведущих мест: в Италии это опера-буффа, в Германии и Австрии —- зингшпиль, во Франции — собственно комическая опера, в Испании — тонадилья и т. д. Будучи по внешним признакам антиподом серьезной оперы, а по сути — неизбежным и закономерным ее дополнением, этот жанр вводит в круг образов бытовой драмы или сказочного вымысла. Здесь действуют персонажи, в поведении которых нет ничего отвлеченно-героического: они похожи на слушателя, как и он похож на них. Здесь разыгрываются ситуации, знакомые каждому, звучит здоровый, иногда чуть грубоватый смех и действуют правила игры, перенесенные сюда из театра Commedia dellarte из народного искусства, исполненного глубинным оптимизмом и юмором.

Данный выпуск, как и вся серия, предназначен для руководителей хоров (в первую очередь любительских и учебных), но может быть использован и в качестве пособия к курсам хоровой литературы и хороведения, хорового дирижирования и чтения партитур. Однако это именно и прежде всего репертуарный сборник, а не хрестоматия, поэтому здесь нет и не может быть полноты и всеохватности.
Ошибки и опечатки предыдущих изданий исправлены здесь без дополнительных оговорок, а система нотной записи приведена в соответствие с современными требованиями. Эквиритмический перевод большей части номеров выполнен специально для настоящего издания.
Составитель будет благодарен за любые замечания, пожелания и предложения, продиктованные профессиональной заинтересованностью.
К. Никитин

Скачать ноты Скачать ноты для хора

 

Оперные хоры
Арии и хоры из опер
из опер советских композиторов
приложение к журналу "Советская музыка" №10, 1958г.

содержание:

 

АРИЯ ОКСАНЫ ИЗ ОПЕРЫ «СОЛНЦЕ НАД СТЕПЬЮ» музыка В. Шебалина, слова. Я. Галицкого
ХОР ПАРТИЗАН ИЗ ОПЕРЫ «СОЛНЦЕ НАД СТЕПЬЮ»  музыка В. Шебалина, слова Я. Галицкого
АРИЯ КАТЕРИНЫ ИЗ ОПЕРЫ «ГРОЗА» музыка В. Трамбицкого, слова И. Келлера
ФРАГМЕНТ МОНОЛОГА КАТЕРИНЫ С ХОРОМ ИЗ ОПЕРЫ «ГРОЗА» музыка В. Трамбицкого, слова И. Келлера
ПЕСНЯ ТОКТОГУЛА ИЗ ОПЕРЫ «ТОКТО ГУЛ»  музыка В. Власова, А. Малдыбаева и Вл.Фере, слова Токтогула, перевод Г. Фере

Ноты к операм Скачать сборник

 

 

Опера — сценическое произведение, объединяющее музыку и драму и включающее также и другие искусства: балет, живописное оформление спектакля. Истоки оперы уходят далеко в глубь веков, их можно видеть в народных играх с пением, в которых разыгрывается какой-либо несложный сюжет, в средневековых религиозных представлениях, тоже включавших пение. Прообразом были и греческие трагедии, сознательно взятые за образец первыми авторами опер. В трагедиях большую роль играл хор, а декламация актеров была напевной. Но во всех этих ранних формах музыкально-драматического искусства музыка и разговорная речь существовали раздельно, чередуясь. А рождение оперы отмечено слиянием этих двух элементов. Произошло это в Италии, на рубеже XVI и XVII веков. В кружке просвещенных любителей и знатоков искусства, преклонявшихся перед античной поэзией и театром, возникла мысль возродить древнегреческую трагедию. Но музыка должна была входить в действие уже не эпизодически, а звучать в нем с начала до конца. Речь действующих лиц стала пением, в котором все же были ясно слышны интонации речи. Так возник оперный речитатив, характернейший элемент нового жанра, названного его создателями «драмой с музыкой», а позднее — оперой. Конечно, это не было возрождением греческой трагедии, от античности авторы заимствовали лишь сюжеты. Оперный речитатив, подражающий человеческой речи, не имеет музыкальной законченности, развивается свободно и потому особенно подходит для выражения развивающегося драматического действия. А чувства героев, их раздумья выражаются в опере обычно в ариях, имеющих законченную форму и аналогичных монологу в драме. Групповые и массовые сцены в опере принимают форму ансамблей (дуэтов, квартетов) и хоров. Значительное место в опере занимает оркестровая музыка, не только сопровождающая пение, но и выступающая самостоятельно в увертюре, с которой начинается опера, в симфонических антрактах перед началом каждого действия.

Соотношение отдельных элементов в опере меняется в зависимости от сюжета оперы, ее жанра, от национальной традиции. Так, в итальянской опере XVIII— XIX веков ясно различались два жанра: серьезная опера (сериа) и комическая (буффа), во французской — большая и комическая. Иногда жанры определяются в зависимости от сюжета. Так, в России, начиная с «Ивана Сусанина» Глинки, особое место заняла историческая опера. Некоторые композиторы применяют собственные жанровые определения. Вагнер называл свои произведения музыкальными драмами. Мусоргский применил к «Борису Годунову» и «Хованщине» термин «народная музыкальная драма». Чайковский назвал оперу «Евгений Онегин» «лирическими сценами». В наши дни опера нередко сближается с другими музыкальными жанрами. Существуют, например, оперы-оратории, где главная роль отведена хору; камерные оперы для одного-двух исполнителей («Человеческий голос» Ф. Пуленка, «Белые ночи» Ю. Буцко). Но как ни разнообразны оперные жанры и отдельные оперные произведения, общее определение остается неизменным: опера — это синтез музыки и драмы.

В.Васина-Гроссман Книга о музыке и великих музыкантах