Литература, учебники, пособия для ДМШ, училищ, консерваторий, ВУЗов
Вокализы для среднего и низкого голосов
С. Павлюченко
Учебное пособие для студентов музыкальных училищ и консерваторий
“Музична Украiна”, 1979г.
(pdf, 7.57 Мб)
содержание:
ОТ АВТОРА
Предлагаемый сборник вокализов для среднего и низкого голосов является
продолжением ранее изданного сборника вокализов для высокого голоса. Главная
цель второго выпуска, как и первого,— слуховое развитие певца с учетом
особенностей вокального интонирования на сложном в тонально-гармоническом
отношении учебном материале. Так как средний и низкий голоса во многом
отличаются друг от друга, автор счел необходимым в каждом вокализе дать
по два варианта вокальной партии при одинаковом фортепианном сопровождении.
Это требование сохранено также и в отношении подготовительных упражнений.
В тексте партия среднего голоса йотируется на верхней строке. Одновременное
исполнение обеих партий исключено.
Подготовительные упражнения, предложенные к каждому вокализу, необходимы
для того, чтобы певец мог предварительно ознакомиться с теми отдельными
мелодическими оборотами, которые в интонационном отношении представляют
основную трудность для исполнения. Упражнения могут быть сольфеджированы
(то есть исполнены с называнием звуков) или вокализированы (то есть исполнены
на гласную).
Фортепианное сопровождение поддерживает вокальную партию и композиционно
является гармоническим и ритмическим фоном активного характера. Поэтому
исполнение фортепианной партии должно быть и поддерживающим, и достаточно
индивидуализированным. Одной из задач вокализов является воспитание у
певцов чувства самостоятельности исполняемой в ансамбле партии.
ВІД АВТОРА
Пропонований збірник вокалізів для середнього і низького голосів є продовженням
раніше виданого збірника вокалізів для високого голосу. Головна мета другого
випуску, як і першого,— слуховий розвиток співака з урахуванням особливостей
вокального інтонування на складному в тонально-гармонічному відношенні
учбовому матеріалі. Оскільки середній та низький голоси значно різняться
між собою, автор вважав за необхідне в кожному вокалізі подати по два
варіанти вокальної партії при однаковому фортепіанному супроводі. Ця вимога
збережена й щодо підготовчих вправ. В тексті партія середнього голосу
нотується у верхньому рядку. Одночасне виконання обох партій виключено.
Підготовчі вправи, запропоновані до кожного вокалізу, необхідні для того,
щоб співак мав змогу заздалегідь ознайомитись з тими окремими мелодичними
зворотами, які в інтонаційному відношенні становлять основні труднощі
для виконання. Вправи можна сольфеджувати (тобто виконувати, називаючи
звуки) або вокалізувати (тобто виконувати на голосну).
Фортепіанний супровід підтримує вокальну партію і композиційно є гармонічним
та ритмічним фоном активного характеру. Тому виконання фортепіанної партії
повинно бути і підтримуючим, і достатньо індивідуалізованим. Одним із
завдань вокалізів є виховання у співаків почуття самостійності партії,
що виконується в ансамблі.
С. Павлюченко
Вокализы
Учебное пособие для студентов вокальных факультетов консерваторий
“Музична Украiна”, 1971г.
(pdf, 7.28 Мб)
содержание:
От автора
Разучивание вокализов в вокальной педагогической практике предусматривает:
1. Выработку кантилены — умение достаточно ровно и полноценно в акустическом
отношении вести голос. При этом вначале основное внимание сосредоточивается
на разработке той части регистра певческого голоса, в пределах которой
интонирование осуществляется наиболее легко, без чрезмерных усилий голосовых
связок и аппарата дыхания.
2. Расширение диапазона голоса в сторону его верхней и нижней части.
3. Выравнивание переходных частей голосового регистра, в пределах которых
происходит соединение, слияние нижней части регистра со средней (медиумом)
и средней с верхней. При этом однородность тембра голоса на протяжении
всего диапазона — главная задача.
4. Увеличение объема дыхания певца и умение управлять им, т. е. умение
подавать воздух с необходимой скоростью и интенсивностью, легко притормаживая,
но не ослабляя давления воздуха в легких.
5. Достижение согласованности в работе дыхания, голосовых связок и артикуляционного
аппарата,
В музыкальных учебных заведениях изучаются вокализы старых русских, итальянских,
французских и других авторов, прославившихся своими педагогическими достижениями.
Все эти вокализы создавались в свое время соответственно тому или иному
музыкальному стилю. Отдавая должное многим положительным качествам вокализов
старых мастеров пения и не отрицая полезности их использования в нашей
вокальной педагогике, все же надо отметить, что они в настоящее время
не могут полностью обеспечить музыкально-техническую подготовку певцов-профессионалов,
так как музыка наших дней стала значительно сложнее в композиционном отношении,
она труднее для интонирования вообще и тем более для интонирования певческого.
Нельзя отрицать того, что наша певческая молодежь, приступая к своей артистической деятельности в оперных театра* или концертных организациях, зачастую оказывается недостаточно подготовленной для исполнения многих вокальных произведений современных композиторов, главным образом, из-за сложности их гармонического языка. Поэтому мы вынуждены признать наличие в вокальной педагогической практике определенного пробела. Это касается той области вокальной литературы, где мы видим отход от классических норм сочинения музыки для пения и где часто голос певца трактуется как музыкальный инструмент с готовым, точно фиксированным звукорядом. Ясно, что в таких условиях певец должен уметь перестраивать свой слух в гармоническом и ладотональном отношении и подчинять свой голос этой слуховой перестройке.
Данное пособие является скромной попыткой создать такие вокализы, в которых
задача слухового развития является основной. При этом автор учитывал особенности
вокального интонирования.
В сборник вошли различные по форме и характеру вокализы. Каждый из них
представляет собой вокальную миниатюру со специфическим мелодическим и
гармоническим построением. Большая или меньшая сложность гармонии и фактуры
фортепианного сопровождения до некоторой степени повлияла на последовательность
расположения вокализов.
Одной из особенностей сборника является то, что некоторым вокализам предшествуют
подготовительные упражнения с целью предварительной слуховой тренировки
на том мелодическом материале, который является основным в данном вокализе.
Исполняются вокализы на гласные или сочетание чередующихся гласных. Выбор
той или иной гласной зависит от педагога. Очень полезным также является
сольфеджирование вокализов.