С. Павлюченко - Вокализы для среднего и низкого голосов

Вокализы

С.Павлюченко

Литература, учебники, пособия для ДМШ, училищ, консерваторий, ВУЗов

 

 

Скачать учебник
Вокализы для среднего и низкого голосов
С. Павлюченко
Учебное пособие для студентов музыкальных училищ и консерваторий
“Музична Украiна”, 1979г.
(pdf, 7.57 Мб)

содержание:

 

ОТ АВТОРА

Предлагаемый сборник вокализов для среднего и низкого голосов является продолжением ранее изданного сборника вокализов для высокого голоса. Главная цель второго выпуска, как и первого,— слуховое развитие певца с учетом особенностей вокального интонирования на сложном в тонально-гармоническом отношении учебном материале. Так как средний и низкий голоса во многом отличаются друг от друга, автор счел необходимым в каждом вокализе дать по два варианта вокальной партии при одинаковом фортепианном сопровождении. Это требование сохранено также и в отношении подготовительных упражнений. В тексте партия среднего голоса йотируется на верхней строке. Одновременное исполнение обеих партий исключено.
Подготовительные упражнения, предложенные к каждому вокализу, необходимы для того, чтобы певец мог предварительно ознакомиться с теми отдельными мелодическими оборотами, которые в интонационном отношении представляют основную трудность для исполнения. Упражнения могут быть сольфеджированы (то есть исполнены с называнием звуков) или вокализированы (то есть исполнены на гласную).
Фортепианное сопровождение поддерживает вокальную партию и композиционно является гармоническим и ритмическим фоном активного характера. Поэтому исполнение фортепианной партии должно быть и поддерживающим, и достаточно индивидуализированным. Одной из задач вокализов является воспитание у певцов чувства самостоятельности исполняемой в ансамбле партии.

ВІД АВТОРА
Пропонований збірник вокалізів для середнього і низького голосів є продовженням раніше виданого збірника вокалізів для високого голосу. Головна мета другого випуску, як і першого,— слуховий розвиток співака з урахуванням особливостей вокального інтонування на складному в тонально-гармонічному відношенні учбовому матеріалі. Оскільки середній та низький голоси значно різняться між собою, автор вважав за необхідне в кожному вокалізі подати по два варіанти вокальної партії при однаковому фортепіанному супроводі. Ця вимога збережена й щодо підготовчих вправ. В тексті партія середнього голосу нотується у верхньому рядку. Одночасне виконання обох партій виключено.
Підготовчі вправи, запропоновані до кожного вокалізу, необхідні для того, щоб співак мав змогу заздалегідь ознайомитись з тими окремими мелодичними зворотами, які в інтонаційному відношенні становлять основні труднощі для виконання. Вправи можна сольфеджувати (тобто виконувати, називаючи звуки) або вокалізувати (тобто виконувати на голосну).
Фортепіанний супровід підтримує вокальну партію і композиційно є гармонічним та ритмічним фоном активного характеру. Тому виконання фортепіанної партії повинно бути і підтримуючим, і достатньо індивідуалізованим. Одним із завдань вокалізів є виховання у співаків почуття самостійності партії, що виконується в ансамблі.

Скачать пособие Скачать пособие

 

Скачать учебник
С. Павлюченко
Вокализы

Учебное пособие для студентов вокальных факультетов консерваторий
“Музична Украiна”, 1971г.
(pdf, 7.28 Мб)

содержание:

 

От автора

Разучивание вокализов в вокальной педагогической практике предусматривает:
1. Выработку кантилены — умение достаточно ровно и полноценно в акустическом отношении вести голос. При этом вначале основное внимание сосредоточивается на разработке той части регистра певческого голоса, в пределах которой интонирование осуществляется наиболее легко, без чрезмерных усилий голосовых связок и аппарата дыхания.
2. Расширение диапазона голоса в сторону его верхней и нижней части.
3. Выравнивание переходных частей голосового регистра, в пределах которых происходит соединение, слияние нижней части регистра со средней (медиумом) и средней с верхней. При этом однородность тембра голоса на протяжении всего диапазона — главная задача.
4. Увеличение объема дыхания певца и умение управлять им, т. е. умение подавать воздух с необходимой скоростью и интенсивностью, легко притормаживая, но не ослабляя давления воздуха в легких.
5. Достижение согласованности в работе дыхания, голосовых связок и артикуляционного аппарата,
В музыкальных учебных заведениях изучаются вокализы старых русских, итальянских, французских и других авторов, прославившихся своими педагогическими достижениями. Все эти вокализы создавались в свое время соответственно тому или иному музыкальному стилю. Отдавая должное многим положительным качествам вокализов старых мастеров пения и не отрицая полезности их использования в нашей вокальной педагогике, все же надо отметить, что они в настоящее время не могут полностью обеспечить музыкально-техническую подготовку певцов-профессионалов, так как музыка наших дней стала значительно сложнее в композиционном отношении, она труднее для интонирования вообще и тем более для интонирования певческого.

Нельзя отрицать того, что наша певческая молодежь, приступая к своей артистической деятельности в оперных театра* или концертных организациях, зачастую оказывается недостаточно подготовленной для исполнения многих вокальных произведений современных композиторов, главным образом, из-за сложности их гармонического языка. Поэтому мы вынуждены признать наличие в вокальной педагогической практике определенного пробела. Это касается той области вокальной литературы, где мы видим отход от классических норм сочинения музыки для пения и где часто голос певца трактуется как музыкальный инструмент с готовым, точно фиксированным звукорядом. Ясно, что в таких условиях певец должен уметь перестраивать свой слух в гармоническом и ладотональном отношении и подчинять свой голос этой слуховой перестройке.

Данное пособие является скромной попыткой создать такие вокализы, в которых задача слухового развития является основной. При этом автор учитывал особенности вокального интонирования.
В сборник вошли различные по форме и характеру вокализы. Каждый из них представляет собой вокальную миниатюру со специфическим мелодическим и гармоническим построением. Большая или меньшая сложность гармонии и фактуры фортепианного сопровождения до некоторой степени повлияла на последовательность расположения вокализов.
Одной из особенностей сборника является то, что некоторым вокализам предшествуют подготовительные упражнения с целью предварительной слуховой тренировки на том мелодическом материале, который является основным в данном вокализе.
Исполняются вокализы на гласные или сочетание чередующихся гласных. Выбор той или иной гласной зависит от педагога. Очень полезным также является сольфеджирование вокализов.

 

Скачать пособие Скачать пособие