Г.Плотниченко - Песни - Ноты

Кубанские песни

Произведения композитора Григория Плотниченко

 

 

Песенник с нотами и текстами
Г.Плотниченко
Песни и хоры
без сопровождения и в сопровождении фортепиано (баяна)
"Советский композитор", 1977г.
номер с4280к

содержание:

 

 

ПЕСНИ И ХОРЫ ГРИГОРИЯ ПЛОТНИЧЕНКО

Огромную любовь к своей Родине пронес через все свое творчество Григорий Максимович Плотниченко. Как всякий истинный художник, Плотниченко выбрал для себя главную тему, еще в юности тревожившую его воображение. Этой темой была родная ему Кубань — один из прекраснейших и богатейших уголков нашей Родины — и ее люди, щедрые и одаренные в мирном труде и доказавшие свое (бесстрашие и героизм в годы Великой Отечественной войны.
Сам участник войны, сражавшийся в жестоких боях на Малой земле и получивший тяжелое ранение, Плотниченко после окончания войны завершает высшее музыкальное образование и целиком отдается работе по развитию музыкальной культуры в Краснодарском крае. Немало сил вложил Григорий Максимович в развитие народного хорового искусства на Кубани, в музыкальное воспитание молодежи, организовав целый ряд музыкальных школ, училище и, наконец, институт.

Мне довелось вдоль и поперек проехать Кубань. В большом автобусе удобно расположилась хоровая группа, одна из тех, которые в течение ряда месяцев обслуживают колхозников и рабочих Кубани прямо на колхозных полях или в обеденные перерывы на фабриках и заводах. Программа составлялась на месте—по заявкам зрителей. Меня обрадовали и удивили эти зрители, для которых музыка, как показали встречи, — радость, как бы духовная пища. Хоровые группы Краснодарского хорового общества регулярно посещали и крупные и малые станицы, слушатели знали их репертуар и поэтому на обращение Плотниченко: «Что спеть? — тут же отвечали, называя ряд народных песен, обработанных Григорием Максимовичем, и созданные им самим. Краснодарское издательство печатало листовки с нотами и словами, уделяя особое внимание песням, в которых воспевались трудовые подвиги людей различных специальностей. Такие новые песни, наравне со знакомыми с детства, созданными народом, всегда были в репертуаре хоров. Но чаще всего звучали полюбившиеся и слушателям и исполнителям песни Плотниченко.
Характерно, что композитор при создании песен обращался чаще всего к поэзии земляков— кубанских авторов. Они отлично знают местные традиции, им прекрасно знакомы и лучшие люди края, которым посвящались песни. И композитор правильно делал, используя лучшие тексты В. Бакалдина, С. Олейника, Л. Татаренко, С. Хохлова и др.
Это вовсе не значит, что Григорий Максимович обходил вниманием песенную поэзию таких признанных мастеров, как А. Прокофьев, А. Твардовский, М. Исаковский. В новом сборнике мы встречаем песни на слова В. Бокова, А. Машистова, А. Яшина. Поэты разных характеров и стилей привлекали внимание композитора темой своего творчества и формой изложения, близкими кубанскому народному песнетворчеству.

Хочется отметить, что каждый из уже знакомых сборников хоров и песен Плотниченко имеет свое лицо, свою индивидуальность и направленность. Так и новый сборник, характерный своей лиричностью, теплотой, задушевностью, займет видное место среди творческого наследия Григория Максимовича.
Песня «Кубанские синие ночи» могла бы быть поэтическим заглавием сборника. Но такое же право заслужила и очень значительная по замыслу и мастерскому выполнению песня «Маки на Малой земле». Проходят десятилетия, но не стираются из памяти, не перестают кровоточить воспоминания о сотнях тысяч жертв фашизма, об убитых на полях сражений, о замученных в застенках лагерей, которыми была усеяна Европа в годы Великой Отечественной войны. В мелодиях Плотниченко скорбь гнева, она взывает к живым: «Не забывайте, не смейте прощать злодейств фашизма».

Песни композитора Плотниченко

Активность песен и хоров Плотниченко обуславливает их долгую жизненность. Это касается и песен героического оклада, и таких задушевно-лирических, как «Люблю березу русскую» и «Сторонка милая». Композитор свои мелодии вынашивает в сердце и только тогда обнародует, когда эти мелодии естественно, как бы самопроизвольно выливаются на бумаге и требуют своего звучания.
'Прелесть таких песен, как «У криницы» или «Девичья», подкрепляется знанием возможностей человеческого голоса. Народность слов песни «Ой ты, зоренька вечерняя» просто неотделима от их вокального звучания. Музыка в таких песнях, как «На перекрестке», «Черемуха», так же чиста и целомудренна, как слова Исаковского; в ней бьется чувство, живое и как бы радующееся возможности высказаться, быть воспетым, сохраниться в ласковых звуках.

Талантливый композитор, в котором пело само сердце, ушел из жизни рано, внезапно, не успев подарить людям всего своего таланта.
Счастливым было дарование Плотниченко. Радость, доставляемая его «песнями, хорами, сродни радости от воспроизведения созданных народом мелодий: это встреча с чем-то бесконечно родным, всегда новым, даже если корни старые, устойчивые. Песни Плотниченко имеют свое, только им свойственное обличье. Близость к кубанскому фольклору не лишает, а лишь подчеркивает их самобытность, неповторимую оригинальность. Оттого-то так охотно обращаются к ним не только на Кубани, но и на Дону, Волге, Днепре, что тихая скромность, им свойственная, дорога и близка очень многим людям. Красивой жизнью будут жить долго, очень долго песни Григория Максимовича Плотниченко. Они нужны людям!
Георгий Поляновский

Ноты к песням композитора Плотниченко Скачать ноты

 

 

Песенный сборник pdf
Г.Плотниченко
Песни
Для голоса с сопровождением фортепиано и смешанного хора без сопровождения
"Советский композитор", 1958г.
номер с449к

содержание:

 

 

1. Что ты, месяц, ходишь в нёбе? Стихи А. Машистова
2. Ветерок листву колышет. Стихи А. Пономарева
3. Шел Василь. Стихи С. Олейника
4. Девичья. Стихи М. Исаковского
5. В выходной. Стихи А. Яшина
6. Облака. Стихи И. Вараввы
7. Дуб. Стихи М. Исаковского

Хоровые песни Кубани Скачать ноты

 

Хоры Кубани
Г.Плотниченко
Избранные хоры и песни
для хора без сопровождения и в сопровождении фортепиано
"Советский композитор", 1972г.
номер с2390к

содержание:

 

 

Далеко за пределами Краснодара известны и любимы песни и хоры талантливого композитора Григория Плотниченко, крепко-накрепко связанного творчески с родной ему Кубанью.
Кубань—замечательная житница нашей Родины, край богатый не только хлебом, фруктами, овощами/ нефтью, ной народными песнями, славящими мирный труд советских людей, их подвиги, совершенные в дни Великой Отечественной войны, чудесную природу, способную вдохновить художников на создание прекрасных произведений литературы, живописи, музыки.
Плотниченко—не только певец своего края, но и активный музыкально-общественный деятель, немало сделавший для музыкального просвещения жителей Кубани, хоровой дирижер, отличный педагог, воспитавший целую плеяду молодых хормейстеров, способствующих распространению музыкальных знаний в городах и станицах края.
Славное прошлое и у воина Плотниченко, офицера Советской Армии, храбро сражавшегося в дни войны. Вот почему такое заметное место в песенном и хоровом творчестве Плотниченко занимает военная тема.
Плотниченко написал немало песен и о героях труда—своих земляках.

Помещенные в сборнике песни и хоры написаны композитором в разные годы, но все они отличаются близостью к народно-песенным истокам. Отличное знание специфики хорового звучания, умение удобно писать для голоса—обеспечат, думается, популярность сборника, тем более, что почти все в нем доступно для исполнения не только профессионалами, но и подвинутыми любителями вокального искусства и хоровой самодеятельностью.
Внимание любителей музыки привлекут два хора, написанные на слова М. Исаковского «Дуб» и «У крыльца высокого». Разные по настроению, они пленяют своей яркой красочностью, задушевностью.
Новые хоры композитора «Шалаш Ильича» (слова А. Чуркина), «Над кубанской степью солнце» и «Над Кубанью берега круты» (слова С. Хохлова) вызовут, безусловно, интерес и музыкальным, и поэтическим своим содержанием.
Из ранее написанных композитором произведений особую и заслуженную популярность получили «Облака», «Зеленая околица», «При широкой долине».

Музыка Плотниченко отличается распевностью, широким раздольем, она оптимистична в самом корне своем: даже тогда, когда полна раздумья, как в хоре на слова С. Хохлова «У старого кургана»,или в одном из лучших созданий композитора — хоре, вернее, хоровой поэме на слова Назыма Хикмета «Протекал ручеек под откосом», где предельно сжато и очень эмоционально нарисована драматическая картина атаки красных конников, гибель одного из героев, понимающего, что атака—неостановима, и не зовущего на помощь товарищей.
Роль Г. М. Плотниченко в собирании и записи кубанских песен, их обработке весьма велика, им создан ряд сборников, ценность которых несомненна.
Автор нескольких оперетт, музыки к драматическим спектаклям Г.М. Плотниченко в особо любимом им хоровом и песенном жанре заставляет говорить о себе, как о художнике, не только много уже сделавшем для советской музыки, но и чрезвычайно перспективном. Данный сборник—веское тому свидетельство.
Георгий Поляновский

Сборник кубанских песен Скачать ноты

 

 

Тексты и ноты песен Кубани
Г.Плотниченко
Кубанские песни
слова П.Симонова
Краснодарское Краевое Книгоиздательство, 1948г.

содержание:

 

 

1. Казачья сторона
2. Песня о друзьях
3. За быстрой Кубанью
4. Через реку плыл моряк
5. Гармонист

Песни Кубани для баяна Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!