Ноты для хора - Поет русский народный хор

Ноты для хора

Еще репертуар для РНХ

Издательство «Музыка» с 1980 года выпускает новую серию — «Художественной самодеятельности». Ее составляют разнообразные нотные и книжные издания, рассчитанные на руководителей и участников музыкальных коллективов художественной самодеятельности.
В нотные сборники наряду с произведениями, прочно вошедшими в репертуар исполнителен — солистов, хоров, оркестров различных составов, — постоянно включаются новые сочинения советских и зарубежных авторов. В некоторые издания входят методические пояснения и рекомендации.
В книгах рассматриваются практические вопросы организации учебно-воспитательной и творческой работы самодеятельных музыкальных коллективов.

 

 

Ноты для народного хора
Поет русский народный хор
Выпуск 1
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1980г.
номер 11075

содержание:

 

Песни для хоровых коллективовСкачать сборник

Спасибо Ирине за предоставленный сборник!

 

Ноты для художественной самодеятельности
Поет русский народный хор
Выпуск 2
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1981г.
номер 11505

содержание:

 

Песни для народного хора - тексты и нотыСкачать сборник

Спасибо Ирине за предоставленный сборник!

 

Сборник песен для хора
Поет русский народный хор
Выпуск 3
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1982г.
номер 11779

содержание:

 

Песни в переложении для хораСкачать сборник

Спасибо Ирине за предоставленный сборник!

 

Скачать ноты для хора
Поет русский народный хор
Выпуск 4
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов и народные песни
без сопровождения и в сопровождении баяна или фортепиано
“Музыка”, 1983г.
номер 12169

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

В четвертом выпуске сборника «Поет русский народный хор», как и в предыдущих, составитель стремился представить материал, разнообразный по тематике, характеру и исполнительскому составу.
Открывается сборник песнями о Советской России, ее просторах, нивах, о людях, трудом преображающих родную землю. Некоторые из этих произведений давно завоевали широкое признание (так, еще в тридцатые годы хор имени Пятницкого впервые исполнил «Колхозную песню о Москве» Ф. Маслова); другие («Нивы России» И. Волкова, «Песня комбайнера» В. Лаптева) созданы в последнее время, но уже успели войти в репертуар народных хоров.

Наша память о Великой Отечественной войне нашла отражение п нескольких сочинениях, вошедших в сборник. Особая проникновенность свойственна «Песне-сказу о Мамаевом кургане» А. Пахмутовой, где эпическое начало сочетается с глубоким лиризмом. Произведение было специально написано для одной из программ Волжского русского народного хора, а затем исполнено хором русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения.

Среди лирических песен, вошедших в сборник, кроме, известных («Отчего» П. Барчунова, «Я назову тебя зоренькой» Г. Пономаренко), несомненный интерес для исполнителен представят и новые работы советских композиторов — например, «Травиночка» В. Григоренко, написанная в традициях протяжных народных песен, или «В чистом поле» Л. Печникова — игровая, задорная, близкая эстрадному жанру.
В небольшой раздел русской народной песни включены произведения, с успехом исполняемые различными хоровыми коллективами: «Зеленая рощица» (хор им. Пятницкого), «Мимо моего садика» (Белгородский молодежный хор профтехобразования), «Где ж ты был, мой черный баран?» (воронежский ансамбль «Лада»), «Раз-два, люблю тебя» (Северный русский народный хор), «Рязанские частушки» (Государственный республиканский русский народный ансамбль «Россия»).
А. Широков,
заслуженный деятель искусств РСФСР

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

В настоящем выпуске помещены в основном произведения средней трудности; они доступны как начинающим, так и подвинутым коллективам русских народных хоров. Ниже приводятся пояснения к тем песням, где возможны варианты исполнительских составов и хоровой аранжировки.
«Величальная» Андрея Новикова — произведение подлинно гражданского звучания, праздничного, торжественного характера. Им можно открыть концертную программу хора. Для более яркого выражения художественного образа исполнение запевов и припева может быть расцвечено вариантами. Так, при наличии хорошего баса запев рекомендуется поручить ему, а с пятого такта к басу присоединится баритон; далее для контраста может вступить женская часть хора, а мужские голоса начнут петь восемь тактов спустя. При женском запеве целесообразно первую половину хора поручить только мужским голосам.
«Песня-сказ о Мамаевом кургане» А. Пахмутовой требует высокой исполнительской культуры, умения выделить ведущие мелодические партии на фоне сопровождающих голосов. Исполнение подголоска в высокой тесситуре на рр доступно лишь певцам с хорошо поставленными голосами; чтобы достичь легкого, полетного звучания, нужно петь фальцетом.

В песне Н. Кутузова «Подмосковные сосны» сопровождение изложено для фортепиано. Это поможет руководителю хора переложить его для оркестра русских народных инструментов. При исполнении на баянах повторные проведения следует дублировать октавой ниже.
В песне А. и Г. Заволокиных «Мне доверяет Россия» запев последнего куплета можно поручить всей альтовой группе хора, а одному из баянов (если их несколько) — исполнить свою партию октавой выше.
Особый колорит хору В. Лаптева «Песня комбайнера» придает сочетание моторности, упругого ритма с песенностью. Во всех куплетах здесь был бы предпочтителен мужской запев, особенно в первых четырех тактах, но запевать может и группа солистов. Не исключены также другие варианты хоровой инструментовки, например, повторение припева не хором, а солистом (хор в этом случае молчит или поет закрытым ртом).

Мелодия песни А. Двоскина «Запевают звеньевые» состоит из коротких, отделенных паузами фраз, каждая из которых поручена разным группам хора, быстро сменяющим друг друга. Следует добиваться их органического включения в музыкальную ткань, следить за единством мелодической линии. Гибкая и разнообразная подача материала создает красочность, живость исполнения. Сольные запевы в этой песне необязательны, — они целесообразны лишь при наличии крепкого, звонкого голоса у первой запевающей. Партию сопровождения желательно разделить на два баяна, так как в данном виде фактура сопровождения несколько перегружена. Уместно было бы и хореографическое решение этого номера.
«Люблю березу русскую» Б. Киселева — одно из самых трудных произведений данного выпуска и вместе с тем самых интересных в исполнительском плане. Необходимо сначала отдельно выучить с альтами витиеватое остинатное хоровое сопровождение, а затем как бы наложить на него мелодию, исполняемую партией сопрано. Учитывая быстрый темп, прихотливый ритм в сочетании с характерной для русской народной песни метрической переменностью, особое внимание нужно уделить ритмическому ансамблю как одной партии, так и всего хора.
Песня Л. Печникова «В чистом поле» рассчитана на трехголосный женский хор. Однако по желанию при повторении припева возможно подключение мужской партии, повторяющей партию первых сопрано октавой ниже.

Русскую народную песню «Зеленая рощица» можно исполнять ансамблем от трех до девяти человек. Последнюю строчку («.что молодца нет») можно повторить с небольшим замедлением темпа.
Украшением песни «Мимо моего садика» является ее узорный, типично белгородский припев. Петь его нужно легко, светло, пританцовывая или двигая кистями рук, приподнятых над головой.
При исполнении песни «Где ж ты был, мой черный баран» хор можно разделить на две половины (одна спрашивает, другая отвечает). На слонах «Мельники, мельники.» будет уместно внезапное пиано. После шестого куплета возможен проигрыш на материале вступления. В конце песни повторяется первый куплет, а припев в этом случае исполняется дважды с подголосками при повторении.
А. Широков

Ноты к хору Скачать сборник

 

 

 

Скачать нотный сборник
Поет русский народный хор
Выпуск 5
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов и народные песни без сопровождения
и в сопровождении баяна (фортепиано)
“Музыка”, 1984г.
номер 12651

содержание:

 

Ноты для хора pdf Скачать сборник

 

Хор - скачать ноты
Поет русский народный хор
Выпуск 6
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов и народные песни без сопровождения
и в сопровождении баяна (фортепиано)
“Музыка”, 1985г.
номер 13016
(pdf, 3.05 Мб)

содержание:

 

Народная песня Скачать сборник

 

Поет русский народный хор
Выпуск 7
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов и народные песни без сопровождения и в сопровождении баяна или фортепиано
“Музыка”, 1986г.
номер 13178
(pdf, 5.6 Мб)

содержание:

 



В седьмой выпуск песенных сборников «Поет русский народный хор», как и в предыдущие, вошли сочинения, разнообразные по тематике и жанрам, доступные коллективам разной степени подготовленности. Составитель счел целесообразным дать рекомендации по разучиванию и исполнению некоторых из них.
Открывает сборник песня С. Туликова «Цвети, наш край!», которая уже много лет входит в репертуар хоровых коллективов. Это произведение патриотического, гражданского звучания, которым можно начать концертную программу. Исполняется песня в сдержанном темпе, но бодро, с подъемом. Продолжительный по времени звучания запев можно обогатить подключением с девятого такта (из-за такта) второго голоса. Его мелодическую линию легко выписать из партии сопровождения. Припев последнего куплета рекомендуем начать тихо; постепенно усиливая звучность до слов «Давай, земля, из года в год высокий урожай», затем повторить их дважды и перейти на окончание.
«Комсомолия» Ю. Зацарного написана в жанре песни-марша, редком для репертуара русских народных хоров. Однако этот жанр не противоречит сложившейся стилистике народных хоровых коллективов и ансамблей. Исполнение данной песни не требует большого количества поющих, легко и доступно для освоения. Партитуру можно разнообразить чередованием сольных эпизодов с хоровыми, а также увеличением количества голосов, используя при этом фактуру сопровождения.
Песня Е. Птичкина «Я люблю свою землю» популярна в сольном исполнении. Мы предлагаем ее хоровой вариант без сопровождения. В этом случае возможен сольный запев, а с пятого такта (считая от репризы) вдвоем, но допустимо пение и хоровыми группами. Удобнее сначала освоить всю сопровождающую часть, исполняемую мужской группой и альтами, а затем с сопрано —мелодическую линию. Второй куплет, посвященный военной поре («Покрывались закаты.»), можно исполнять более подвижно, сурово, третий — спокойно, просветленно.
«Скорбь матери» В. Букина — одна из песен-воспоминаний о Великой Отечественной войне. Сочинение предназначено для женского хора или вокального ансамбля (квартета). В последнем куплете основную мелодическую линию может вести одна исполнительница, а все остальные поют свои партии с закрытым ртом. На словах «но надежда» следует мягко перейти на полуприкрытое «а», а в самом конце — снова петь закрытым ртом.

Лирическая песня Е. Птичкина «Ромашки спрятались» дается в хоровом переложении, что придает ей особую задушевность. Так же как и в песне «Я люблю свою землю», целесообразно сначала тщательно выучить сопровождающую часть хора (пение с закрытым ртом), а затем подключить к ней мелодию. Обращаем внимание на то, что первый альтовый голос в первой вольте берет ноту си (поворот в мажор), а при повторении — во второй вольте — си-диез (поворот в минор). На словах «одни страдания.» рекомендуем замедлить темп и сделать паузу, а затем еще медленнее и тише пропеть «.от той любви».

Украшением песни Л. Печникова «Ведет гармошка разговор» являются хоровые вокализы во вступлении и заключении. Добившись чистого строя и мягкого, тонкого вокализирования, следует максимально приглушить сопровождение (особенно в конце при пении с закрытым ртом). Если хор не располагает хорошим запевалой из числа мужских голосов, начало запева можно поручить группе альтов, как и в следующих четырех тактах.
Лирическая песня Ю. Рыбникова «Ах, на том да на кусточке» написана в подлинно народных традициях. Исполнять песню можно и вдвоем, но хоровое повторение второго двустишия обогатит ее звучание.

Хор О. Дымова «Береза» (слова С. Есенина) требует тонкого, продуманного исполнения, точного выполнения авторских динамических указаний. Необходимо следить, чтобы темп был свободный, с небольшими замедлениями в конце фраз. Отдельно и тщательно нужно проработать трудный для интонирования звук ре-диез у первых альтов на слове «кисти». При этом следует опираться внутренним слухом на ноту ми.

В некоторых эпизодах песни И. Магида «У колодца» по усмотрению руководителя возможны изменения хоровой «инструментовки». Например, в каждой четной строфе первую строчку пропевает группа хора, стоящая слева; вторую — группа, стоящая справа; третью — все вместе; четвертую — только высокие голоса; при повторении последней строки снова поют все вместе.
Две русские народные песни «Пряла наша Труня» и «Краше нашей Дуни» записаны от замечательной воронежской певицы, народном артистки СССР Марии Мордасовой. Обработки несложны, удобны для исполнения. Обе песни предполагают хотя бы элементарную хореографическую постановку. Например, в первой одна из певиц или танцовщиц изображает Груню, сиядящую за прялкой, а один из певцов или танцоров — паренька. Во время исполнения припева эта пара будет прохаживаться в танце по авансцене. Во второй песне можно ограничиться простыми проходками перед хором одной девушки.
В обработке белгородской песни “Во сыром бору” сохранен местный колорит: ладовая переменность, широкая распевность и диалектные особенности произношения. Хормейстер должен тщательно проработать divisi основных голосов. Для полной ясности лучше всего на основе авторской однострочной записи сделать предварительно более подробную двух- или трехстрочную партитуру.
Сохранены особенности народного распева и говора и в обработке казачьей плясовой песни «Варенька». При исполнении четвертого — шестого куплетов на музыку первых трех могут возникнуть некоторые затруднения, так как огласовки согласных и связанные с ними более мелкие дробления нот в первой и второй тройке куплетов не всегда совпадают.

Народные хоровые произведения Скачать сборник

 

Поет русский народный хор
Выпуск 8
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов и народные песни без сопровождения и в сопровождении баяна или фортепиано
“Музыка”, 1988г.
номер 13859
(pdf, 4.64 Мб)

содержание:

 

Народная музыка для хора Скачать сборник

 

Скачать песенный сборник
Поет русский народный хор
Выпуск 9
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов и народные песни без сопровождения
и в сопровождении баяна (фортепиано)
“Музыка”, 1990г.
номер 14162
(pdf, 3.34 Мб)

содержание:

 

Ноты с пояснениями Скачать сборник

 

 

Поет русский народный хор
Выпуск 10
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов и народные песни без сопровождения и в сопровождении баяна или фортепиано
“Музыка”, 1991г.
номер 14574
(pdf, 4.36 Мб)

содержание:

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
Произведения, включенные в настоящий сборник, не представляют особых трудностей при освоении: в большинстве своем они просты по фактуре и ладо-интонационному языку. Остановимся поэтому лишь на немногих сочинениях, требующих дополнительных пояснений и рекомендаций.
Так, особое внимание следует уделить „Зимней дороге" В. Шебалина, написанной, как известно, для академического хора, но прекрасно звучащей и в народном (в частности, в Воронежском). Понятно, что справиться с подобного рода произведениями могут коллективы лишь хорошо подготовленные, а самое главное - укомплектованные всеми необходимыми голосами.
При разучивании весь хор целесообразно поделить на тех, кто ведет основную мелодию (первые сопрано), и тех, кто сопровождает ее (все остальные). Только твердо выучив эти партии раздельно, можно объединить их. Обращаем внимание и на то, что партия вторых альтов везде дублирует тенора. Если теноровая группа вполне укомплектована, а альтовая, наоборот, малочисленна, то деление на первые и вторые альты необязательно: все они должны петь по партии первых альтов.
Придерживаясь выставленной нюансировки, нетрудно добиться необходимой выразительности в трактовке этого классического образца советской хоровой музыки.

Несколько пожеланий по исполнению ряда народных песен, публикуемых в сборнике.
Стало уже правилом, идущим от народной традиции, исполнять хороводные и плясовые песни с движением, с хореографической разработкой. Мы рекомендуем расцветить сценическим действием и пританцовыванием такие песни, как „Близко к Дону", „Как у нашего соседа", „Да кто ж у нас хорош", „Розан мой, розан", „Спосеяли девки лен", „Из-за гор-горы", „У нас под лесом", „Рукавички барановые". Руководствоваться при этом следует содержанием текста.
Очень украсит песню „Как у нашего соседа" вкрапление в ее фактуру звучания отдельных музыкальных инструментов. Например, на словах „Стариканы в барабаны" можно постучать в барабаны, а если их не окажется, то хотя бы по деревянным плоскостям. Кстати, в народе издавна употреблялись такого рода деревянные ударные инструменты, именуемые пастушьими барабанками. Они подвешивались на ремнях или веревках на шее исполнителя, и по ним стучали двумя деревянными колотушками. На словах „молодицы во скрипицы", „сваточки во рожочки, а дружочки во гудочки", естественно, следует вводить соответствующие инструменты. С 4-го куплета их участие следует или прекратить или умерить, чтобы не отвлекать внимание слушателя от содержания песни и избежать однообразного звучания. В 7-м же куплете, припев которого („Ой, ля-ли, ляль-ли, ля-ли, молодых поздравляла") рекомендуем повторить, эти, а может быть, и другие инструменты снова будут уместны.
А. Широков,
заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии им. М. И. Глинки

Песни в сборнике pdf Скачать сборник