Поет русский народный хор - Выпуск 8

Ноты для хора



Нотные сборники для хора в сопровождении и без сопровождения музыкальных инструментов

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

 

 

В восьмой выпуск песенных сборников «Поет русский народный хор», как и в предыдущие, вошли сочинения, разнообразные по тематике и жанрам, доступные коллективам разной степени подготовленности. Составитель счел целесообразным дать рекомендации по разучиванию и исполнению некоторых из них.
Песня известного советского композитора В. Захарова «Шумели ветры» была написана в 1947 году к тридцатилетию Великой Октябрьской Социалистической революции. Эта песня и сейчас может стать украшением программы праздничного концерта. В свое время она исполнялась хором имени Пятницкого строго и довольно ровно по нюансировке. Переосмысливая теперь такого рода трактовку, целесообразно несколько разнообразить исполнение: первую, запевную часть (четыре такта) петь более мягко, лирично; вторую, с подключением мужских голосов, — сурово и гимнически строго.
Разучивая лирико-патриотическую песню В. Левашова «Люблю тебя, моя Россия», важно так продумать исполнительский план, чтобы избежать однообразия в звучании куплетов. Простейшее решение— в постепенном нарастании динамики и эмоционального подъема к концу сочинения. Третий припев может звучать особенно приподнято, восторженно и стихнуть лишь на последней, выдержанной ноте.
Для произведения А. Семячкина «Праздник урожая» характерен стремительный темп и четкий моторный ритм. В сопровождении подобного рода номеров очень уместно использование наряду с баянами различных ударных инструментов: бубенцов, деревянной коробочки, колокольчиков.
Песня Ю. Рыбникова «В поздний час» — напоминание о минувшей войне — требует проникновенного, эмоционального исполнения. Однако скорбь должна быть строгой, сдержанной, без излишнего надрыва. Песню можно исполнять одним женским хором. В этом случае при повторении последних двух строк куплета альты должны петь партию мужских голосов. При участии мужской группы следует добиться от нее максимально мягкого, прикрытого звучания.

В песне В. Клюева «Валентина-мастерица» можно облегчить партию правой руки баяна (при наличии двух и более инструментов распределить фактуру на две партии). Произведение прозвучит ярче, интереснее, если начать запев третьего куплета не сольным проведением, а хоровым (первые сопрано в унисон). С пятого такта, как и в предыдущих куплетах, поет весь женский хор, но с девятого — только солистка, запевавшая вначале. Далее — как в остальных куплетах.
Песню М. Мишунова «У калитки, у березки» — лирическую, проникнутую светлой грустью —нужно исполнять очень тонко, выразительно. Она предназначена для женского хора, однако рекомендуется использовать не весь состав, а лишь небольшую его часть с наиболее мягкими, родственными по характеру звучания голосами. Возможно исполнение квартетом.

Проста и удобна по фактуре песня Б. Фиготина «У любви нет заката». Она также рассчитана на исполнение женским хором или малым ансамблем. Но песня могла бы войти и в репертуар мужского хора (или ансамбля), если транспонировать ее на терцию вверх.
Песня О. Дымова «Ой, купало!» построена на темповых контрастах между запевом и припевом. Это необходимо как можно выразительнее подчеркнуть при исполнении. Стихи С. Есенина воссоздают образы и атмосферу старинного народного праздника Ивана Купалы, который сопровождался обрядами с огнем и водой, собиранием целебных трав и цветов, а также пением, играми, хороводами. Учитывая это, номер можно исполнять (в числе других обрядовых песен) в движении, с игрой, используя в качестве оформления цветы и ленты. Исполнители свободно передвигаются по сцене, приплясывая в припевах. В сопровождении желательно использовать другие народные инструменты, в частности балалайку, а также различные духовые и ударные.
В песне А. и Г. Заволокиных «Не свети-ка, месяц ясный» каждый нечетный куплет можно исполнять соло: сначала будет петь второе сопрано, затем первое и второе вместе. Вокализ на «А» оба раза нужно спеть хором.
При разучивании плясовой песни А. Костенко «Ах, мороз, мороз, мороз» следует обратить особое внимание на порядок исполнения куплетов. Советуем тщательно пронумеровать все начала куплетов в партитуре, а в партиях (если хор разучивает по нотам) выписать всё подряд, чтобы не отвлекать поющих на поиски очередных куплетов при исполнении.
Величальная песня «У нас ноне белый день» И. Веретенникова также во многом выиграет, если будет исполняться в движении, с приплясыванием. Такие персонажи как «Андреюшка-кавалер» и его невеста Настасьюшка могут иллюстрировать сюжет песни средствами пантомимы и хореографии.

Припевки «Нынче охнешь, завтра охнешь» записаны в Рамони Воронежской области. Запев прозвучит выразительнее у солистки с мягким, лирического характера голосом. Исполнение припева хором должно звучать мягко, тихо, как продолжение запева. Состав женского хора может быть небольшим, вплоть до ансамбля в пять-шесть человек. Определенную трудность содержит освоение хроматической последовательности звуков в партии вторых голосов во втором хоровом проведении (один такт до вольты для повторения). Эту последовательность следует выучить сначала отдельно, поддерживая чистоту интонирования инструментом, затем объединить с третьим голосом и далее с первым. Партию сопровождения желательно переложить на два баяна.

В настоящем выпуске представлены три русские народные песни (уральские) в обработке Г. Иванова-Балина. В первой песне — «Посеяли девки лен» — начальный куплет запевает одна исполнительница, все последующие куплеты — альты вместе. С припева возможно подключение мужских голосов по партии второго альта. С этого же места девушки попарно пляшут в кругу, притопывая ногами и прихлопывая в ладоши в' ритме припева. Желательно импровизационное варьирование как основного напева, так и подголосков, а также подкрикивание, подыгрывание на ударных инструментах.
Игровая песня «Мамонька, девки не взлюбили» сопровождается действом, записанным автором обработки в селе Ровное Кетовского района Курганской области от фольклорного коллектива сельского Дома культуры. В хороводе участвуют девушки и парни. Парни рассаживаются на табуретках полукругом на расстоянии метра друг от друга. За спиной у каждого встает девушка. Начиная со второго куплета девушки обыгрывают содержание песни: сначала, проходя вокруг сидящих парней, наступают им па ноги, затем (в соответствии с исполняемыми куплетами) расстегивают им рубашки, сбрасывают шапочки, треплют кудри — и всё это с серьезным видом. С шестого куплета девушки, уже с улыбкой, совершают эти действия в обратном порядке. В конце номера все встают, берутся за руки и кланяются.

Еще одна игровая песня «Кузя едет на коне» исполнялась на святочных игрищах-вечорках. Действие также развивается согласно содержанию исполняемого текста. В круг выходит «Кузя», на пальцах левой руки у него кольца. Он выбирает девушку и одаривает ее кольцом. Они целуются и встают на свое место. Игру продолжают другой «Кузя» и другая девушка — и так до трех-четырех раз.
Два следующие номера «По двору, двору» и «Сибирские припевки» в обработке А. Фирсова — характерны для целого ряда старинных песен многих русских областей. Целесообразно, как и в других случаях при исполнении фольклорных номеров, свободное построение на сцене хора или его групп, а также игровое и хореографическое оформление.
А. Широков,
заслуженный деятель искусств РСФСР