Поет самодеятельный хор Выпуск 5

Хоры


Пояснения к сборнику в помощь музыкальным руководителям

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

 

Открывает сборник произведение патриотического звучания — хоровая поэма В. Агафонникова «Народ и партия едины». Часто встречающиеся f и ff в высокой тесситуре (особенно в партии сопрано), гибкий динамический план, умение мыслить гармонически — все это потребует от исполнителей не только владения навыками четырехголосного пения, но и хорошей общей вокальной и технической подготовки. При работе над сочинением следует обратить внимание на широкий басовый ход («страны святые имена»)., который нужно исполнять все время с тенденцией к повышению.

«Молодежная» А. Шаверзашвили из кантаты «Всегда вместе» для солистов (тенор, бас) и мужского хора, написана специально для художественной самодеятельности и может быть исполнена коллективами разной степени подготовленности. Предлагаем несколько разнообразить исполнительский состав — если нет хороших крепких солистов, то запевы можно поручить отдельным партиям или группам хора, по желанию к мужскому хору может присоединиться женский (в этом случае он будет дублировать хоровую партитуру на октаву выше).

«Земля моя добрая» Е. Птичкина — сочинение, воспевающее родную природу, русскую землю; оно должно исполняться свободно и вдохновенно. Там, где хоровые партии поют в унисон, следует добиваться единой вокальной позиции, выработки устойчивого общего ансамбля, особой интонационной чистоты. В припеве важно выделить мелодическую партию сопрано на фоне аккомпанирующего хора.
Произведение С. Туликова «Москва и Киев» написано в духе советской массовой песни ярко выраженного гимнического характера для солиста (лучше всего баритона) и смешанного хора в сопровождении фортепиано. Чтобы придать исполнению большую эмоциональную выразительность, запевы куплетов можно чередовать между солистом и хоровой партией.
При работе над «Березой русой» В. Григоренко особое внимание следует обратить на ритмичное пропевание шестнадцатых и триолей у сопрано и интонирование хроматических ходов у альтов (бекары следует исполнять с тенденцией к повышению, а бемоли — с тенденцией к понижению).

Для легкого, точного и свободного исполнения шестнадцатых в хоре С. Полонского «Вечеринка» необходимо подобные места пропевать на различные слоги в медленном темпе, подчеркивая каждую ноту. Достаточно сложной задачей является исполнение синкоп у сопрано, альтов и теноров, в то время как басам поручена мелодия. Произведение шуточного, игривого характера, должно исполняться весело, задорно, искрометно.

Хор С. Рахманинова «Задремали волны» написан для женских (детских) голосов. Несмотря на кажущуюся простоту, он нелегок для исполнения, так как вокальные партии носят инструментальный характер.
Сочинение А. Никольского «Раненый орел» рассчитано на подвинутый хоровой коллектив, хорошо владеющий основными вокально-хоровыми навыками. Интонационные трудности связаны преимущественно с обилием случайных знаков в партитуре. Тщательная и кропотливая работа над ними должна сочетаться с выразительным, прочувствованным исполнением каждой фразы, компактным, даже напряженным звучанием почти везде, в том числе и на pp.

«Тик-так» О. Лассо — своеобразная хоровая миниатюра, которая явится украшением любой программы. При исполнении этого произведения главная задача заключается в ровном, «классическом» звучании (sotto voce), характерном для старинной западноевропейской музыки, которое здесь можно достичь только хорошо отработанным навыком «верхнего» дыхания. Такое дыхание несколько стаккатированного характера почти всегда гарантирует точную интонацию и, как следствие, верный строй. Подобные партитуры условно не делятся на партии, а являют собой нерасторжимое гомофоническое целое, малейшее нарушение которого при исполнении ведет к недопустимым искажениям художественного образа.

«Праздник хора» К. Глюка отличается мажорным, торжественным звучанием. Исполнение ритмического рисунка  должно стремиться к тому, чтобы шестнадцатые звучали точно и четко и не громче четверти с точкой. Звук фа второй октавы у сопрано следует исполнять мягко, не сильнее последующих.

Мягкий элегический тон, выразительность интонаций в хоре Э. Грига «На родине» сочетается с интонационной гибкостью, широкой напевностью, что придает произведению неповторимое своеобразие. При исполнении необходимо добиваться легкого, полетного звучания всего хора, свободы и естественности голосоведения отдельных партий, бережного отношения ко всем авторским динамическим и агогичеоким указаниям.

Хор Ф. Пуленка «Грусть» доступен лишь подвинутым коллективам, умеющим слышать сложные, диссонирующие созвучия. При исполнении хором речитатива («и бесплотны, как сон») тихо, говорком, ни в коем случае нельзя снимать звук с дыхания. Первые четыре такта между басами и тенорами звучит секунда, между басами и альтами — большая септима. Здесь нужно сохранить единую звуковысотность, особенно в третьем и четвертом тактах.

«Песнь пролетариев» Руже де Лилля (в обработке для хора без сопровождения Викт. Калинникова) должна исполняться собранным, плотным звуком. Стоит заострить внимание на сочетании пунктирного ритма в начале с последующим движением ровными восьмыми во второй половине запева. Произведение может исполняться в праздничных театрализованных представлениях.
Обработку итальянской народной песни «Волны плещут» следует исполнять в быстром темпе, как бы на одном дыхании, на небольшой звучности, подчеркивая изобразительные моменты, заложенные в самой хоровой аранжировке.

Обработка русской народной песни «Что не ветр шумит» сделана для смешанного 3-х голосного хора — сопрано, альты, мужские голоса. Сочинение простое по фактуре, удобное по тесситуре и голосоведению, может быть исполнено как академическим, так и народным хором. Следует тщательно продумать весь исполнительский план в целом, чтобы избежать однообразия.
'Быстрый темп и движение шестнадцатыми в русской народной песне «Уж ты, зимушка-зима» ставит перед исполнителями задачу быстрой и ясной подачи текста, для чего следует уже выученное произведение тщательно пропевать в медленном темпе или четко проговаривать слова отдельно. Важно точно рассчитать силы и возможности коллектива в постепенном нарастании звучности в конце (достаточно долгом — десять тактов), чтобы все динамическое движение дошло до второй доли десятого такта. Этим произведением целесообразно заканчивать концертную программу.
Б. СЕЛИВАНОВ