Репертуар народного певца

Выпуск 5

Народные песни

Хор



О песнях из сборника, где, когда и кем напеты, записаны

 

 

Комментарии

 

 

1. "Духовный стих" записан в исполнительской интерпретации Анны Тихоновой (Московский музыкальный колледж им. А. Шнитке). Относится к поздним духовным стихам строфической формы. Стихотворный метр указывает на принадлежность стиха к 3-му пеону. В его содержании присутствуют покаянные и молитвенные мотивы. Аналогичные псалмы бытуют у старообрядцев.

2. "Коса ль моя, косынька" - свадебная лирическая песня, которая пелась при сборах невесты к венцу.

3. "Я не знала, не ведала" лирическая "корительная" песня. Напета знатоком жанровых песен и мастерицей русского плавного танца Н. П. Маркеловой (Московская обл.). Песня исполнялась на свадьбе. Опубликована в сб. Народные песни Московской области. М., Музгиз, 1963, № 10.

4. "Отдавали молоду" хороводная песня. Получила широкую известность и новую содержательную интерпретацию в 50-е годы, благодаря исполнению вокальным квартетом сестёр Фёдоровых.

5. "Ох, давным-давнёхонько" напев лирической песни Воронежской области записан от известной певицы солистки Государственного Воронежского русского народного хора Екатерины Молодцовой, в её исполнительской интерпретации. Запись Оксаны Молодцовой (1997).

6. "Не пецка топитце" старинная северная скоморошина Архангельской области. Исполняется на диалекте Государственным Северным русским народным хором.

7. "Что у тётушки" пинежская скоморошина; в 60-е годы напев был сообщен Рудневой Анной Васильевной Мешко Нине Константиновне, которая сделала обработку для Северного хора, а затем комбинированный голос для сольного исполнения. Исполняется на диалекте.

8. "У нас под лесом, лесом" хороводная песня Калужской области. Редакция выполнена Л. В. Шаминой на основе хоровой обработки для смешанного состава А. Артемкина.

9. "Гуляю я" шуточная народная песня.

10. "Ой, когда молодость прошла" - версия северной лирической песни на известное содержание (см. напр., "Молодость ли моя" в сб. А. Мехнецова "Народные песни Вологодской области" Л. 1981, № 1). Пелась, когда работники возвращались со жнива.

11. "Сяду я за стол" песня литературного происхождения, в её основе стихотворение А. В. Кольцова "Песня старика" Записана в 1977 году в д. Медведово Верхне-Салдинского р-на Свердловской области от Солдатовой Н. В. Запись, расшифровка и обработка для тенора без сопровождения выполнены В. Виноградовым.

12. "Сине море всколыбалося" песня записана в Вологодской области в 1970 г. Обработка для тенора без сопровождения В. Виноградова.

13. "За Уралом гулял молодой казак" в основу обработки для тенора без сопровождения положена уральская народная песня "За Уралом гулял казак удалой" (сб. "Поёт рабочий класс, песни из репертуара народного хора челябинских металлургов" М., СК, 1983).

14. "Ой, вы, сады зелененъки" записана в с. Озерки Тальменского р-на Алтайского края от Пронских Тамары Амаевны (1939 г. р.) и Кулешовой Анны Федоровны (1918 г р.) в экспедиции 1995/96 гг. Запись и расшифровка Дмитрия Пронских.

15. "Зоренька вечерняя" волжская лирическая песня записана в 50-е годы и обработана музыкальным руководителем Государственного Волжского русского народного хора, композитором Григорием Пономаренко.

16. "У меня перд окном" казачья песня-романс, записана Ольгой Григорьевной Никитенко в Новохвешеском р-не Волгоградской области.

17. "Верила, верила, верю" лирическая песня, широко бытует в Волгоградской области. Записана О. Г Никитенко в Новоалешеском р-не.

18. "Рассыпала Маланья бобы" в основе плясовой песни лежит известный мотив "Камаринской", который исполняется с различными текстовыми версиями (в том числе "Рабочая Камаринская" в сб.: 100 песен русских рабочих/ Сост. П. Г Ширяева. Л., 1984, № 61).

 

 

 

19-27. Обработки русских народных песен Шимкова Леонида Иннокентьевича (1909 1986), блистательного певца (драматический тенор), исполнителя оперных партий (Герман в "Пиковой даме", Хосе в "Кармен", Князь в "Русалке"). Другим он помнится в роли руководителя Ансамбля песни и пляски, поднимавшего в годы Великой Отечественной войны боевой дух солдат на Волховском и Ленинградском фронтах. Более молодое поколение училось у него искусству народного пения в музыкальных училищах Ленинграда (имени Н, А. Римского-Корсакова и М. П. Мусоргского) Л. И. Шимков передавал ученикам живые певческие традиции, воплощением которых он был сам. Его ученицы Т. Стрелкова, А. Сапожникова, И. Коробушкина, Л. Дементьева и др. достойно продолжают на российской и зарубежной сценах уроки своего мастера.

Леонид Иннокентьевич обладал редким даром "оживления" старинных русских народных песен на эстраде. Сохраняя их яркую самобытность, он придавал песням современное звучание. Глубинное понимание народной характерности позволило ему успешно руководить популярнейшим (в 50-е годы) вокальным квартетом сестер Федоровых. Его дар певца, владевшего красивым голосом открытого тембра, большим певческим дыханием и высокой вокальной техникой, помогал ему в педагогической и исполнительской работе. Незаурядные музыкальные способности дали возможность расширить ее еще и композиторской деятельностью, которая выразилась, в частности, в создании целого ряда обработок русского народного мелоса.

В. Сивова, кандидат педагогических наук.