Поет русский народный хор

Выпуск 2

Ноты для хора

Сборники с нотами и текстами песен

 

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 

Во второй выпуск репертуарного сборника «Поет русский народный хор> включены в основном произведения, прошедшие тщательный отбор и длительную проверку временем. Значительная их часть одобрена и рекомендована Домами народного творчества и Всероссийским хоровым обществом.
Это авторские песни и обработки русских народных песен, премированные на VI Всероссийском конкурсе патриотической песни: «Живи, Советская держава!» (музыка К. Массалитинова, слова Г. Воловика), «Во поле туман» — русская народная песня в обработке А. Болдырева, «Там, вдали за рекой» в новой обработке А. Широкова; это русские народные песни и частушки в подлинных записях, опробованные в профессиональных, студенческих и самодеятельных хоровых коллективах: «Не будите меня, молоду», «Весна красна»; это, наконец, и лучшие песни самодеятельных поэтов и композиторов, перешагнувшие за пределы своего местного значения, такие, как песня В. Захарченко на слова С. Хохлова «Принимай, страна, наш кубанский хлеб».

При подготовке к концертам, посвященным заменательным датам, руководители хоровых коллективов нередко испытывают затруднения в выборе репертуара. В данный сборник вошли произведения, которые помогут народным хорам обновить свои программы. Так, в праздничном концерте ко дню рождения В. И. Ленина может прозвучать русская народная песня в обработке В. Царегородцева «Залила Волга крутые бережка», к празднику Дня Победы в программе концерта может быть исполнена песня В. Литвинова на слова Л, Татьяничевой «Верность», а на концерте, посвященном празднику Октября, ветеранам революции и гражданской войны можно адресовать песню «Там, вдали за рекой» на слова Н. Кооля.
Большое значение и популярность в последнее время приобрели профессиональные праздники трудящихся. Для Праздника урожая рекомендуем включить в программу упоминавшуюся уже песню В. Захарченко «Принимай, страна, наш кубанский хлеб», шуточную песню «О нашем трактористе» (музыка Л. Дмитриева, слова В. Кузнецова и В. Семернина) и лирическую песню Б. Киселева на слова Ю. Леднева «Село родное».

Всесоюзные фестивали самодеятельного народного творчества выявили большой интерес к фольклору у людей разного возраста. В последнее время появилось много молодежных фольклорных коллективов. Их вниманию в сборнике предложен раздел «Русские народные песни», в который включены также трудовые, обрядовые, лирические и хороводные песни, записанные в различных областях России.
А. С. Широков, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии им. Глинки.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

 

 

 

Представленные в сборнике произведения (в основном трех- и четырехголосные) различны по жанрам, характеру, исполнительскому составу.
Сборник открывается песней К. Массалитинова на слова Г. Воловика «Живи, Советская держава1>. Простая, аккордового склада фактура придает сочинению строгий гимнический характер, поэтому песней уместно открывать концертное выступление хора. Особое внимание при исполнении следует обратить на четкое, почти скандированное произнесение словесного текста с подчеркиванием буквы «р».
Песня-кантата Ф. Маслова «В честь да во славу> сочетает в себе русский народно-песенный величальный характер мелоса и ритма с приемами имитационно-полифонического письма. Именно это обстоятельство требует уравновешенности групп хора, умения выделить в фугированном проведении темы главную линию. Для этого в моменты вступления каждой хоровой группы остальные участники хора должны петь противосложение несколько тише.

В песне В. Левашова «Люблю просторы русские» рекомендуем изменить фактуру сопровождения на словах:
И песни стройные над перекатами, Где годы юные прошли солдатами.
Вместо чередования в партии баяна баса и аккорда (движение восьмыми) аккорды исполняются на каждую первую и вторую доли такта (то есть четвертями), что придает этому эпизоду соответствующий характер маршеобразности. Такой же трактовки придерживается оркестр хора им. Пятницкого, в репертуар которого входит эта песня.

Тонкого, проникновенного исполнения требует песня В. Литвинова «Верность», написанная для трехголосного женского хора или ансамбля. Важную роль при этом могут сыграть вокализы на гласную «а» во вступлении и в начале третьего куплета. Для динамизации всей формы произведения рекомендуем второй куплет исполнить громче и подвижнее, за исключением фразы со словами «милую, что снится столько лет». Третий куплет после этого должен прозвучать тихо, скорбно. -
В песне «Русский сувенир» В. Сигалова, основанной на частушечном материале, украшением исполнения может явиться игра на ложках всем составом хора. Для этого в каждой руке исполнителей должно находиться по одной ложке, а еще лучше по две в левой и по одной в правой. Ложкой в правой руке следует ударять по ложке или по двум, сложенным вместе выпуклыми частями чашечек, ложкам левой руки.

Особое внимание следует обратить на динамическую и темповую гибкость в песне «Там, вдали за рекой». От сдержанного, несколько затаенного исполнения первых двух куплетов нужно всего лишь за два такта резко ускорить темп и спеть третий куплет, рисующий картину схватки, устремленно, напористо. Успокоение и переход к медленному темпу осуществляется лишь в конце инструментального проигрыша. Образное содержание окончания песни в данной обработке, в отличие от общепринятого варианта, просветленное, оптимистичное. Начав пятый куплет широко, но не очень громко, хор, как бы постепенно набирая силу, доводит звучность до громкой торжественной поступи.

По-новому, нестандартно обработал популярную русскую народную песню «Ах ты, ноченька» костромской автор Ю. Рыбников. Начиная с третьего куплета основная мелодия все чаще проводится в партиях мужских голосов. В этих случаях женские подголоски должны звучать мягче.
Раздел русских народных песен состоит из довольно простых по изложению номеров и не вызовет у исполнителей никаких трудностей ни при разучивании, ни при исполнении. Очень важно учитывать областные особенности публикуемых песен. Так, песня «Не бела заря» записана в Архангельской области, и высокие голоса, в особенности первые, должны петь свою партию в северной манере звукообразования, с преимущественным использованием головного регистра. В тихом звучании это вполне доступно певицам, привыкшим петь в среднерусской манере с опорой на грудные резонаторы.
В хороводной песне Ростовской области «Здравствуй, чернай чернобровай», наоборот, должна быть подчеркнута зычная, открытая южнорусская манера пения с сохранением в некоторых случаях диалектного говора (чернай, а не черный и т. д.).

Песня «Я посеяла ленку» может исполняться одним женским составом хора. В этом случае мужскую партию следует передать альтам. Сюжет песни легко обыграть проходками трех «молодчиков» сначала вместе, затем по одному, в соответствии с содержанием куплетов. В примере («Ой, лен, ты мой лен») женская группа или одна запевала может сопровождать пение приплясыванием в белгородской манере — руки на уровне головы.

Первый куплет песни в конце повторяется, перед ним возможен инструментальный проигрыш на материале сопровождения песни. В зависимости от голосового состава хора и манеры пения тональность песни можно изменить и петь в ре или ми миноре.
А. Широков